На ТВ возвращается четырёхсерийный фильм Григория Константинопольского «Пьяная фирма» - его начнут показывать 3 декабря на ТНТ4 в 22:00. Мы поговорили с Константинопольским о том, как создавалась эта культовая картина, почему он перестал следить за кинокритиками, как сложился их творческий дуэт с Иваном Макаревичем и во что в их руках превратится классическая «Гроза» Островского.
Вот уже несколько раз «Пьяную фирму» показывают перед Новым годом, и в самом фильме этот праздник тоже есть. Станет ли показ «Пьяной фирмы» таким же традиционным, как, например, показ «Иронии судьбы» или комедий Гайдая?
Не сравнивая моё скромное дарование и талант Гайдая или Рязанова, могу сказать, что сюжет у «Пьяной фирмы» достаточно сумрачный, жёсткий и мрачноватый по сравнению с их весёлыми произведениями. Поэтому думаю, что атрибутом праздника фильм не станет. Но я безумно рад, что он появится в эфире ТНТ4.
В рецензиях на фильм встречается множество вариантов трактовки сюжета. Следили ли вы за ними, и если да, какая показалась самой неожиданной?
Я с определённого времени перестал следить за рецензиями. Большинство кинокритиков не описывает публике то, что увидели на экране, а рассказывают только про себя. Какие-то трактовки до меня доходили, но, как всегда, никто ничего не понял.
Проект для российского телевидения был необычный. Можете поделиться, какая была первая реакция у исполнителей главных ролей, когда они прочитали сценарий?
Молодые исполнители Лиза Боярская и Ваня Макаревич были в восторге от сценария и безоговорочно в него вписались. Первое, что спросил Миша Ефремов — сколько ему заплатят. Ане Михалковой тоже понравился сценарий. Надо отдать ей должное, она очень сильно меня поддерживала, особенно в самом начале нашего мероприятия. Ане я крайне благодарен. Работать, очевидно, со мной было тяжеловато, но она для меня сделала всё, что могла, даже больше. Ефремов хоть и спокойно отреагировал на текст, но на первом просмотре фильма реально проникся. Сказал мне: «Я думал, будет хиханьки-хаханьки, а это оказалась глубокая вещь!» В общем, был удивлён результатом.
Чем запомнился съёмочный процесс фильма?
Фильм снимался долго, напряжённо, и каждый съёмочный день был по-своему угарным, весёлым, необычным и в чём-то даже трагичным. Что-то конкретное выделить не могу. Мне нравилось приходить на площадку и работать со съёмочной группой. Впрочем, и артистов я обожаю. А уж продюсеров так вообще люблю от всего сердца! У меня подобралась блестящая команда —художник по гриму Лена Фомичёва, художник-постановщик Федя Савельев, художник по костюмам Таня Долматовская, исполнительный продюсер Ира Барк. Никто из зрителей не знает их, но я просто обожаю. Рад, что мне с ними удалось договориться, выдернуть из других проектов и привлечь к своему. Было интересно работать с молодым оператором Володей Ушаковым, потому что факел в нём горел неугасимым пламенем. Когда я появлялся на площадке, у него уже всё стояло в готовности, он предлагал мне третье, пятое, десятое… Искренне и по-детски расстраивался, когда я всё это отвергал. Но когда выдвигал встречные предложения, он тут же забывал свои идеи и проникался моими, за что я ему крайне благодарен. Ефремов на него наезжал всё время, орал, а я его отбивал и орал в ответ на Ефремова, чтобы не смел ругаться на моего прекрасного оператора. Признаю — был иногда суров с командой, но за дело.
Съёмки хоть раз оказывались вообще на грани срыва?
Они не то чтобы оказывались на грани срыва, мы просто часто закрывались из-за перебоев с деньгами.
Какая сцена оказалась самой тяжёлой? Или с самым большим количеством дублей?
Наверное, финальная сцена Михалковой и Боярской. Она сама по себе сложная, на грани, и я её переснимал два раза. Первый раз снимали 16 часов, а потом я посмотрел её и решил переснять. Ане Михалковой нужно было уезжать, я не отпускал и убеждал переделать. Она была просто возмущена! Это не конфликтная ситуация, просто все переживали, для всех это был тяжёлый процесс. Зато Лиза Боярская ни на что не жаловалась и работала как терминатор.
Самые удачные импровизации на съёмочной площадке, которые вошли в финальный монтаж?
Весь фильм был импровизацией, но хорошо подготовленной.
Флэшбеки Штучного про работу на Ельцина — вдохновлялись ли какими-то реальными слухами при создании этих сцен?
С одной стороны, это были мои размышления на тему того, что с нами тогда произошло, а с другой, я прочитал любопытную книгу Коха и Авена «Революция Гайдара». В ней много всего занимательного и интересного написано про это время и этого человека.
У молодого Штучного жизнь не очень ладилась. Если бы молодость его персонажа пришлась на нулевые, кем бы он стал, успешным стартапером?
Я думаю, его жизнь сложилась бы точно так же. Это характер, а характер, в свою очередь — это судьба. От неё не уйдёшь, не важно в какое время жить. Единственное, что в конце 80-х и в 90-е было ощущение свободы, изменений, что страна будет для человека. В нулевые, конечно, такого ощущения уже не осталось.
В этом году вы получили на «Кинотавре» приз за лучшую режиссуру фильма «Русский бес». Когда его ждать в кинотеатрах? И определились ли вы, чем будете удивлять на следующем фестивале?
Фильм выйдет в начале 2019 года, премьера 29 января в «Октябре» (прокат начнется 7 февраля – прим. КР). Не знаю, возьмут ли меня на следующий «Кинотавр», но фильм уже новый снял — «Гроза» по Островскому. В современной интерпретации, но от текста оригинала мы далеко не ушли.
Киноиндустрия знает множество примеров творческих союзов режиссёра и актёра — Де Ниро и Скорсезе, Майкл Мэдсен и Тарантино… Неужели вы тоже нашли своего постоянного актёра в лице Ивана Макаревича?
Да, в «Грозе» он также играет одну из главных ролей. Не Екатерину, конечно, не Кабаниху, но его Кулигин в моей трактовке неожиданно стал очень важным персонажем всей истории. Ваня —очень хороший артист, и чем старше он становится, тем с ним интереснее работать. Это уже третья по счёту главная роль у меня: «Пьяная Фирма», «Русский бес» и «Гроза». И в короткометражке «Олеся» он даже играл! Ваня — как цепкая обезьяна. Когда он не понимает, что делать, или я не так ему объясняю, то я начинаю показывать. Ваня цепляется за это сразу, становится моим альтер-эго. Блестящий артист, надеюсь, у него будет такое же блестящее будущее.
Комментарии