Григорий Чабан частенько «крадет сцены», затмевая главных героев даже во второстепенных ролях, и «Бывшие», «Почка» и «Кафе «Куба» – тому пример. В солирующих партиях театра коренной петербуржец давно освоился, теперь завоевывает экраны: весь успех сериала «Актер» зависел именно от него.
Ты учился на программиста, но вдруг передумал и решил пойти в актеры, что случилось?
— Почему передумал… После девяти классов школы, которые окончил со скрипом, так как пропадал в компьютерных клубах, поступил в Петровский колледж на программиста, но проучился там лишь год. В середине года сильно заболел, да и много прогуливал – все в тех же клубах, меня и отчислили. На следующий год поступил в профессиональный лицей, теперь уже на оператора ЭВМ, и вновь прогулял где-то весь год… В общем, спустя 4 года обучения все же получил среднее специальное образование. Так что не передумал, просто надо было двигаться дальше. В армию меня не взяли из-за болезни – у меня астма с детства. Оставалось идти в вуз.
Но в театральный прошел с третьей попытки – не выглядит как четкая стратегия.
— Не было стратегии, конечно. Не помню, чтобы я сидел и думал, куда буду поступать, как буду развиваться. Просто не хотелось заниматься строительством, чертежами, цифрами. Сейчас уже, спустя годы, понимаю, что повлияли и гены, и энергия, которая была дома. Магия театра. Я там вырос: папа (заслуженный артист РФ Александр Чабан, – КР) был актером, мама – помощником режиссера. Одно дело – бетонные дома, пятидневка от звонка до звонка, а другое – всякие кулисы c темными углами, мерцающие от софитов тени, красочное зазеркалье. Все было предрешено. (Улыбается.)
Первый отказ больно ударил по самолюбию?
— Только еще сильнее мотивировал. Вообще, в первый раз я поступил без экзаменов в СПбГУ – сказали, что гены сработают. Но я опоздал с подачей документов на бесплатное обучение и с осени начал заниматься в театральной студии там же, при СПбГУ. Присматривался, готовился – нашел взрослых артистов, которые мне помогали готовить репертуар. Проходил прослушивания и в Москве, и в Питере. Тогда и там и там было семь-восемь серьезных актерских школ, не то что сейчас. Паника началась на третий год: я опять везде слетел, оставался только Питер – Моховая. Тогда курс набирал мастер Юрий Михайлович Красовский. Был последний шанс. Точно помню чувство, что провались – руки бы опустились. Конкурс был огромнейший! Но я поступил. У нас получился курс актерских детей – я, Лиза Толубеева, Саша Ганелин и Митя Семак, с фамилией которого была тесно связана актерская история моего отца. Судьба! Попал туда, куда надо и когда надо.
После поступления отпустило немного?
— Ничего не отпустило! Меня именем папы – Сашей – называли до конца второго курса. Я пахал, чтобы выбраться из тени отца, потому что он был хороший театральный актер, его многие знали и помнили (Александр Чабан не дожил до 50 лет, умер в 2005 году, — КР). Там уже не было мыслей «На своем ли я месте?», сплошная работа. Актерская школа подобна подводной лодке – крышка закрылась, и поплыли.
В каком жанре интереснее работать?
— Предрасположен, конечно, к «пострадать». Но я стараюсь пробовать себя в разных жанрах. Играть как положительных романтиков, так и резко отрицательных персонажей. Сейчас, например, снимаюсь в проекте «Лихие» – там тип не из приятных. Также идет серьезная работа над проектом «Тайга», где у меня роль следователя в «передряге». (Улыбается.) До этого был совестливый бандитик в комедийном сериале «Кафе «Куба» на ТНТ. Еще раньше – сильно больной музыкант в «Почке». Стараюсь не зацикливаться на своем типаже и по возможности тянуть диапазон во все возможные стороны.
У твоей фильмографии вообще уголовный флер.
— А мне казалось, что разнообразнее, чем лишь уголовный. Видимо, лицо такое. (Смеется.) Да и тяжеловат я вроде для мелодраматических историй.
Но попытка была!
— И не одна. Пробую, конечно, если вижу возможность. Сериал «Бывшие», например, или «Любовь с первого взгляда» на ТВЦ, где меня переозвучили. Честно говоря, до сих пор расстроен – очень многое заложено именно в голосе, в нюансах интонации. Там я для общей полифонии, видимо, был грубоват. Но фильмография у меня уже обширная, всего и не упомнить сейчас.
Есть еще одна отличительная черта твоих героев – они брутальные.
— Ну это точно не мне судить. Но, безусловно, тянусь к понятию мужественности, как она мне представляется. Моя брутальность если и проявляется, то как-то сама, потому что в кино я больше работаю по наитию. Там часто все хаотично: тебя сегодня утвердили – завтра уже работать. Приходишь на площадку, а там совсем все иначе, чем представлял, читая сценарий: локации, герои, атмосфера. На что ориентироваться? Только на чуйку и контакт с партнерами и теми, кто стоит за камерой.
По-твоему, актеру важно найти своего режиссера?
— Конечно. Актер в моем понимании как животное – он интуитивно доверяет или нет. Так что иду в работу исключительно с чувством взаимного доверия. Пока жизнь позволяет мне работать по такому принципу и делать то, что по нутру. Но главное – чтобы было в удовольствие. Хотя порой оно бывает мучительным и приходит совсем не сразу. Зачастую, когда работа уже сделана.
Без чего не существует актера?
— Без эмпатии к людям и силы воли.
В «Актере» у тебя ключевая роль – сыграл артиста, которому пришлось вживаться в роль незнакомого ему человека. Приятно было на первый план выйти?
— Не буду лукавить, конечно, это очень лестно – главный герой. Пробы на него так и те уже кружат эго. Вообще, мне кажется, что я для главных ролей. (Улыбается.) Но знаю, что это не всегда самое важное. Маленькие тоже бывают глубокими и даже более яркими. А в «Актере» центральный персонаж – 80 смен! Утвердили меня буквально за несколько дней до «мотора». Так что готовиться и настраиваться не было времени. Не скажу, что справился с нагрузкой. Голова задымилась еще до «экватора» проекта. Опыт я получил огромнейший и основное – узрел все свои слабые стороны на таких дистанциях. Теперь понимаю, что до одних вершин надо созреть, а другие и вовсе не по плечу, и не потому, что не дорос, – они просто не твои. Всему свое время и место. Главное – держать форму.
У тебя в фильмографии больше сериалов, чем фильмов. Ритм там бешеный – бывало, что понимал: что-то не клеится?
— Я могу не клеиться. Было тем летом – крыша поехала: шли 4 проекта параллельно и роли разные. Так еще спектакль выпускали в театре. Не успевал соображать, где нахожусь. От подобного неподготовленная психика, конечно, страдает. Повезло, что не спекся. Зато теперь актерская мускулатура поокрепла. Что не убивает нас, то делает сильнее.
На улице узнают?
— Нечасто, но бывает. Я как-то стесняюсь. У меня еще такое хмурое лицо обычно, что ко мне люди, наверное, чаще не решаются подойти.
В БДТ ты с 2020-го, но за все это время вышел только один спектакль, хотя ты играл в Театре им. Ленсовета главные роли — и Тузенбаха в «Трех сестрах», и Германа в «Пиковой даме», и Ясона в «Медее»…
— Тузенбаха, кстати, еще можно увидеть. А Андрей Анатольевич (Могучий, — КР) в БДТ начинал постановку (название говорить не буду, вдруг еще всплывет) и позвал меня на роль, после читки и в труппу пригласил. И мы вроде бы начали. А потом началась пандемия и все посыпалось. Тогда многое погибло и заморозилось. Следующим проектом стало «Материнское сердце» по рассказам Василия Шукшина.
Много времени в театре проводишь?
— Нет, сейчас немного. Снимаюсь больше. Но спектакли, что есть, играю с удовольствием. Предчувствую, что в новом сезоне меня ждет постановка, но пока совершенно не представляю какая.
Чем еще занимаешься, если не работой?
— Бассейн, с собакой гуляю… Кино, путешествия, компьютерные игры – все как у людей. Ничего экстраординарного типа скайсерфинга или дайвинга. Это пока мечты… Хочу спортом заняться плотнее – немолодеющее тело требует внимания. Надеюсь, желание не пропадет, когда время появится.
А что с личной жизнью? Ты совсем ее не афишируешь, хотя тебе постоянно приписывают романы с партнершами по фильмам.
– Счастье тишину любит. Личное пространство, становясь публичным, обесценивается, умирает. Внутренний выбор попадает в зависимость от посторонних мнений. Превращается в проходной двор – начинают ходить люди, следить, топать…
Ты говорил, что критику читаешь. Что-то черпаешь оттуда полезное?
— Бывает. Мне интересно, как все со стороны выглядит: сами к себе мы необъективны. Мы не знаем, какую энергию транслируем, так же как не знаем своего запаха, потому что выросли в нем.
Другие тоже необъективны.
— Если интересуешься множеством разных мнений и видений, они так или иначе сходятся в общую картину.
Но так и до депрессии недолго.
— В том смысле, что чужие мнения влияют на самооценку? Ну, на высказывания вроде «Рожа у него страшная, что это за герой вообще?» не реагирую. Такая рожа, что поделать? (Смеется.) Но бывают и полезные замечания. Надо просто честно работать и не забывать про огромный мир вокруг. Тогда не будет никакой депрессии.
Насколько для актера губителен кризис?
— Кризис губителен не только для актера. Для человека любой сферы деятельности он опасен. Что такое кризис – выгорание, внутренний тупик, отсутствие вдохновения? Разные бывают причины. Надо конкретно разбираться. Вообще, конечно, актеры, как и все художники, – ребята порой излишне чувствительные, мнительные. У нас кризис может возникнуть из самой дурацкой мелочи. Шнурок порвался, например. Можно и в пропасть свалиться – в темноту, дрянь и разврат внутренний, лень, апатию. Но тут вдруг пойдешь с собакой в парк, залипнешь на деревья, увидишь воробья, и все как рукой снимет и жить захочется.
И как ты сам проходишь через трудные ситуации?
— Самое сложное – смещать внимание с себя. Но любой преодоленный кризис впоследствии только на пользу. Главное – изо всех сил, через не могу, тянуться к своему свету. И он подскажет… Недавно представил: любое событие в жизни, пусть даже самое темное и недостойное, запечатлевается в нас подобно годовым кольцам в стволе дерева. Можно как угодно к неурядицам относиться: отрицать, стараться забыть, считать ошибкой или травмой, но кольцо это остается с тобой навсегда, и именно оно делает тебя крепче. Нет худа без добра.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…