Театр

Грех, мистика и Зайчик

Спектакль с необычным названием «Сахарный немец» поставил на Малой сцене МХТ имени А.П.Чехова режиссер Уланбек Баялиев, ученик нынешнего художественного руководителя театра Сергея Женовача. Режиссер сделал инсценировку книги, написанной в 1925 году практически забытым сегодня писателем Сергеем Клычковым.

Все события в спектакле происходят в период Первой мировой войны. Главный герой, Миколай Зайцев, по прозвищу Зайчик – крестьянский парень с поэтическим даром. Оказавшись на фронте, он убил всего одного врага, немца. Но это убийство обернулось для него личным крахом. Ответ на вопрос – почему вдруг немец оказался «сахарным» — можно найти в старообрядческой литературе, где сахар — символ греха. Деревня, откуда родом главный герой «Сахарного немца» Зайчик, называется Чертухино. И в этом есть отсылка и к чертовщине, и к тому, что находится за чертой, за гранью. Такая манера повествования была характерна для писателя Клычкова, которого современные исследователи считают одним из основоположников магического реализма в нашей литературе. В той же манере писал и всемирно известный Габриэль Гарсиа Маркес.

В последнее время театральные режиссеры все чаще обращаются к художественной прозе. Одна из причин — отсутствие достойной современной драматургии. Но роману Сергея Клычкова почти век, какая уж тут, казалось бы, современность. Однако у режиссера Баялиева на сей счет свои доводы. По его мнению, смысл этого романа очень современен, поскольку с приходом новых технологий жизнь «все больше морочит нас». О писателе Клычкове он услышал, когда учился в ГИТИСе на курсе Женовача. А желание поставить «Сахарного немца», по его словам, возникло лет десять назад. Так что молодой постановщик несказанно образовался предложению худрука МХТ им.Чехова создать спектакль на сцене знаменитого театра.

Сергей Женовач, как выяснилось, давний поклонник творчества Клычкова. И здесь самое время вспомнить о самом писателе, уникальном, но забытом поэте и прозаике первой четверти ХХ века, чья жизнь и судьба достойны сценического воплощения. Он родился в семье сапожника-старообрядца (вот откуда «сахар — символ греха»). Писал стихи, публикации принесли ему известность. С помощью Модеста Ильича Чайковского выехал в Италию, где познакомился с Максимом Горьким. Современники высоко оценили молодой талант. Он дружил с Есениным и Мандельштамом. В 1914 году ушел на фронт Первой мировой войны, революцию принял с воодушевлением. В Гражданскую войну его дважды приговаривали к расстрелу белые, но чудом остался жив. Однако в 1937-м был арестован по ложному обвинению — и расстрелян.

Сергей Клычков автор с непростым, особенным миром. Чтобы лучше понять и почувствовать этот мир, молодые актеры, которым предстояло сыграть в спектакле «Сахарный немец», побывали в доме-музее писателя в деревне Дубровка. Поскольку изначально им, живущим в XXI веке, было сложно и понять, и принять сказы о леших, домовых, русалках и гадалках. Чтобы понять этот необычный мир, который режиссер Баялиев попытался передать своей постановкой, нужно быть очень вдумчивым, внимательным зрителем. Спектакль наполнен интересными режиссерскими находками — в нем, помимо философии «морока», есть и любовь, и мистика, но и довольно много разговоров, которые порой кажутся излишне затянутыми.

Даже на премьерных показах некоторые зрители откровенно заскучали, а у кого-то просто не хватило терпения досмотреть постановку до конца, так он их, очевидно, «заморочил». Начинается спектакль с разговоров солдат на фронте об убитом их однополчанином Зайчиком немце. А выстрел прозвучит лишь в конце. То есть режиссер изначально использовал прием своего рода смещения реальности, и развивает этот прием на протяжении всего спектакля. Декорации минималистичны. С помощью двигающихся на шарнирах деревянных створок сменяются сцены, и зрители вместе с героями перемещаются во времени и пространстве. Артисты, надо отдать им должное, играют с полной отдачей. Практически все роли режиссер отдал молодым. Главную роль, того самого Зайчика, убившего единственного немца, сыграл 23-х летний Валерий Зазулин, и это его первая главная роль. Сценографом спектакля стала художник Евгения Шутина, музыку написал Фаустас Латенас.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Калина красная»: Поэзия шукшинской прозы в Театре на Бронной

Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…

3 часа назад

Обратный ход: Фильмы с реверсивным повествованием

Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…

3 часа назад

«Королевство»: Окружены, но не сломлены

Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…

7 часов назад

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…

22 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

23 часа назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

1 день назад