В этом материале «КиноРепортер» рассказывает о любопытных фильмах, снятых греческими режиссерами за последние пять лет. Большинство постановщиков, подобно Йоргосу Лантимосу («Лобстер», «Убийство священного оленя» и «Бедные-несчастные»), получили признание за рубежом и уверенно работают с международными артистами. Другие пока что предпочитают снимать на родине. Также мы затронем странную волну*, без которой невозможно говорить о новом греческом кино. Но не пугайтесь: темы, которые эти работы поднимают, будут понятны жителю любого уголка планеты.
*Странная волна – художественное течение в современном греческом кинематографе. Его выделили западные критики, основываясь на нескольких ключевых факторах вроде небольшого бюджета и эстетики абсурда. Сами режиссеры, впрочем, термин не жалуют. Они настаивают на том, что определенное сходство их произведениям придали внешние условия. В первую очередь – отсутствие киноиндустрии и долговые кризисы, сильно ударившие по стране.
Идиллическую картинку – ласковое море и высокие пальмы – портят чьи-то сдавленные рыдания. Безымянный адвокат (Яннис Дракопулос) проживает нескончаемую трагедию: его жена впала в кому, и врачи боятся делать даже осторожные прогнозы. На помощь безутешному мужу и отцу приходят окружающие – соседка каждое утро приносит свежеиспеченный пирог, а коллеги стараются лишний раз не тревожить. Мужчина ходит в больницу после службы, пересказывает супруге детали судебных разбирательств и обязательно целует ее на прощание. Рутина становится такой убаюкивающей, что радостное известие застает его врасплох. О том, что происходящее – крах его собственных надежд, герой пока не догадывается.
В палату он врывается в пляжных шортах – зато под реквием. Музыка, конечно, звучит в его голове, а высокопарные цитаты на строгих титрах заменяют закадровый голос. Это не только издевка со стороны режиссера Бабиса Макридиса, но и наглядная демонстрация того, насколько сильно персонаж упивается собственными страданиями. Поначалу эта склонность кажется безобидной чертой характера. Да, он привык смотреть на чужое горе – прямо сейчас, например, представляет в суде брата с сестрой, отца которых жестоко зарезали. Да, его завораживают слезы – эту реакцию он жадно ловит везде, где может. Как и сочувствие, которое он пытается извлечь из других любыми доступными способами.
Но когда цепочка привычных ритуалов рушится, причуда перерастает сначала в требовательность, а затем и в одержимость. Трагедия превращается в формальный повод. Мучения – свои и чужие – в единственный вариант существования. Но больше всех герой жалеет себя: ради привычного состояния он готов принести в жертву что угодно – репутацию, здравомыслие, любовь. Реальность распадается. Мрачный абсурд заливает экран. Странности становятся не только пугающими, но и перфомативными, а метафоры намекают на то, что процесс необратим. Вопрос лишь в том, обойдется ли дело малой кровью.
Йоргос Лантимос начал режиссерскую карьеру в 2000-х, однако массовому зрителю его имя стало известно лишь в 2015 году, когда на большие экраны вышел «Лобстер» с Колином Фарреллом и Рэйчел Вайс, порядком шокировавший даже искушенную публику. Случилось это после того, как постановщик переехал из Афин в Лондон. А дальше были сплошные удачи – «Убийство священного оленя» все с тем же Фарреллом взяло приз в Каннах, «Фаворитка» принесла режиссеру «Серебряного льва» в Венеции, а Оливии Колман – Кубок Вольпи (заодно «Золотой глобус» и «Оскара»). «Бедные-несчастные» (в составе Уиллем Дефо, Эмма Стоун, Кристофер Эббот и другие) могут рекорд побить: на счету постановщика «Золотой лев», а наградной сезон еще не стартовал в полную силу.
Но фирменный стиль Лантимоса (считается, что странную волну запустил именно он) сложился на родине – в условиях ограниченного бюджета и повсеместного кризиса. Деформированная, доведенная до абсурда реальность ярко проявилась в «Клыке» (2009, первая номинация режиссера на «Оскара»), где члены одной семьи, за исключением патриарха, были отгорожены от внешнего мира. Распад семейных связей прослеживался и в «Альпах» (2011), где сотрудники госпиталя заменяли людям их погибших близких. Однако эти картины вышли больше десяти лет назад. Для того чтобы ознакомиться с творчеством режиссера без упоминания его известнейших работ, рекомендуем посмотреть короткометражку «Ничто» (2019).
В центре ее сюжета – виолончелист (Мэтт Диллон), который задает попутчице в метро странный вопрос. Девушка не только повторяет его слова, но и увязывается вслед за героем, воспроизведя все его действия. О том, что случайная встречная – не плод воображения, говорит реакция детей и супруги. В 10 минут укладываются неестественность движений и нарастающая паранойя, механические диалоги и абсурдные ситуации, неуютная атмосфера и ощущение глубоко укоренившегося кризиса. Здесь же грубое вторжение в личное пространство, обязательные ритуалы и любимая режиссером концепция подмены. Но поблажку зрителю Лантимос дает даже при малом хронометраже: умело сбивает пафос музыкой (вернее, ее точечным отсутствием) и парой логичных реплик, исходящих от детей. Устами младенца, как говорится.
«Понедельник» начинается в пятницу – с хита Донны Саммер Feel Love, диско-шара и разбитого сердца. Пьяный Аргис сведет своего друга-диджея с симпатичной блондинкой – просто потому, что они оба американцы. Микки (Себастиан Стэн) и Хлои (похожая на принцессу Диану Дениз Гоф) проведут ночь вместе, проснутся на песке голыми и познакомятся по пути в полицейский участок. Курортный роман затянется, секс на пляже повторится. Обнаженных тел вообще будет много: любовники, кажется, никак не могут насытиться друг другом. Однако, помимо постельных сцен, в фильме есть эпизоды не менее смелые, но предельно бытовые. Их количество может отпугнуть – равно как и хронометраж: отношения экспатов в Афинах продлятся два экранных часа.
Поначалу кажется, что все это время посвящено вечеринкам – бессмысленным и в общем-то беспощадным. Стихийные сборища будут напоминать уличные беспорядки, а в квартире все гости перессорятся между собой. Но за этим гедонизмом скрывается реальная жизнь – и она тоже неприглядна. Море и солнце сменит серость будней, словно призраки возникнут проблемные бывшие. Или окажется, что проблемные бывшие – это сами Микки и Хлои. С какой стороны посмотреть. Хотя на самом деле герои ведут себя как обычные люди: устраивают сцены дома и на людях и почти мгновенно мирятся, оказываются в невыносимых условиях и пытаются сделать жизнь друг друга лучше.
Их выдает разве что надрыв, усиленный алкоголем и наркотиками. Он бежит от себя, собственного таланта и ответственности. Она упрекает бойфренда и поддерживает его начинания, но в конце концов подхватывает страхи, словно вирус, и теряет контроль. Не сразу – для этого нужно избавиться от одной привязанности и тут же обнаружить себя в новой ловушке. Режиссер закольцовывает сцены, мотивы, места и даже дни: бесконечная пятница длится почти до самого финала. Где внезапно оказывается, что разгул порока не так уж и привлекателен. Тема для Аргириса Пападимитропулоса не новая: любовной лихорадке, перерастающей в навязчивую идею, был посвящен его «Загар» (2016). Вот только в «Понедельнике» приятно смотреть на обоих героев.
Три года назад Христос Нику выпустил фильм «Яблоки», который побывал на Венецианском смотре в секции «Горизонты» и отметился на ММКФ, где был представлен в секции «Эйфория изоляции». Грека заметили не только критики, но и коллеги: картина попала в несколько подборок лучшего фестивального кино, а несколько лет спустя постановщику доверили ретро сай-фай по собственному сценарию для Apple TV (ироничное пересечение, правда?). Но вернемся к «Яблокам». По сюжету, в Афинах разражается эпидемия амнезии. Главного героя (Арис Серветалис, который также играл ключевую роль в «Человеке божьем») находят на остановке без документов. В больнице ему рассказывают, что процесс потери памяти необратим, и предлагают создать новую личность.
В картине выразительно, но при этом деликатно проявляются все черты «странной волны» – и эстетика кризиса, и распад родственных связей (многие не находят своих близких), и смена символической нагрузки, когда знакомые, казалось бы, вещи раскрываются и используются по-другому. Для того чтобы понять, что ему нравится, Арис проходит детские на первый взгляд тесты и учится с нуля взаимодействовать с окружающей реальностью. Отчужденный, в некотором роде даже асоциальный герой не просто познает мир заново – он учится существовать в незнакомом для себя пространстве. Чаще всего – методом проб и ошибок.
Впрочем, альтернативная реальность, которую Нику запечатлевает с дотошностью документалиста, не так уж отличается от нашей. Например, никуда не девается желание человеческого тепла. А еще у автора нет жестокости к героям, хотя жесткость самого мира он специально не сглаживает – да, жизнь иногда бывает несправедливой. И ранящей. Возможно, именно поэтому сильнее всего при просмотре чувствуется обволакивающее одиночество. Не резкое, но такое неизбывное и протяжное, что от него действительно никуда не деться. И, конечно, глухим ударом сердца отзывается финал.
«Ногти» того же Христоса Нику сняты уже на английском языке. Да и в главных ролях актеры поизвестнее: Джесси Бакли играет Анну –учительницу начальных классов, которой после внезапного сокращения предлагают работу в Институте любви. Звезда «Бесстыжих» и «Медведя» Джереми Аллен Уайт – ее бойфренд; несколько лет назад пара прошла тест на совместимость, после чего их отношения превратились в рутину. Наконец, Риз Ахмед – новый коллега Анны Амир, вместе с которым она почти в буквальном смысле препарирует большое и светлое чувство, пытаясь понять, как оно зарождается и умирает.
Снова ретровайб (сам фильм снят на 35-мм камеру, и пленочное зерно добавляет уютности), причудливые тесты (для того чтобы узнать, подходите ли вы партнеру, нужно пожертвовать ногтем, а курс по сближению оказывается еще более бесчеловечным) и разразившийся в стране кризис. Одновременно экзистенциальный, социальный и демографический: после изобретения теста выяснилось, что 87% испытуемых не подходили их вторые половинки, после чего страну накрыла волна разводов. А еще в «Ногтях» много символизма и отсылок – к фильмам, музыке и даже яблокам: как предыдущей работе режиссера и первопричине проблем в раю. Дополнительный акцент на телесности – она здесь проявляется через пот, кровь и шрамы.
Истории романтических знакомств и медленно тлеющий пожар страстей не дают иссякнуть потоку странных, но креативно обставленных и смутно знакомых сцен, обрамляющих отношения героев. Ирония здесь мягкая, почти сочувственная – да и как иначе, когда выясняется, что сломать жизнь себе и близким так просто. Из-за сомнений и неумения доверять собственным чувствам, иллюзий и недомолвок, страха и привычки выбирать вместо счастья что-то, основанное на чужих убеждениях. За экспертное мнение люди держатся как за спасительную соломинку, не замечая при этом уже разразившейся катастрофы. Впрочем, Христос Нику вовремя напоминает, что шторм можно переждать. А еще наполняет свое кино теплотой и честностью: моменты, когда герои впервые не лгут сами себе, действительно согревают сердце.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…