Кино

«Головоломка 2»: Кассовый хит, растерявший очарование

«Головоломка 2» только что побила очередной кассовый рекорд, заработав $1,36 млрд в мировом прокате. И нет никаких сомнений в том, что звание самой успешной анимации новый хит Pixar получит в ближайшие дни – финальным рубежом сейчас является «Холодное сердце 2», на счету которого $1,45 млрд. Однако так ли на самом деле хорош сиквел знаковой истории? Разбирается «КиноРепортер».

С премьеры первой «Головоломки» прошло, страшно сказать, почти 10 лет. Но в экранном мире время идет по своим законам, и главная героиня повзрослела не так уж и сильно. Теперь Райли 13 лет, она готовится к поступлению в старшую школу и неожиданно узнает, что ее могут взять в крутую хоккейную команду «Жар-птицы». Ее кумира Вэл в спортивное сестринство приняли после того, как на тренировочных сборах девушка забросила две шайбы в ворота противника. И теперь Райли нужно сделать все, чтобы выступить не хуже.

Пятерка эмоций в голове героини – Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость – поддерживают Райли как могут, но в дело вступает пубертат, и все, конечно, идет наперекосяк. Гормональные всплески критически влияют на пульт управления, а новые обитатели и вовсе отбирают доступ у старых, ссылая их за ненадобностью в глубины подсознания. Больше всех старается Тревожность, действительно готовая на все ради нужного результата. Однако ее напор приводит к непоправимым последствиям, и самосознание девочки кардинально меняется.

Выпуск второй «Головоломки» – очевидный антикризисный ход, призванный вернуть доверие к студии. Вместо экспериментов с формой и содержанием создатели прибегают к привычной формуле – в сиквеле герои снова преодолевают разобщенность, отправляются в опасный квест по глубинам подсознания и встречают уникальных персонажей. Вот только концепция эта работает точечно – вместо увлекательной истории зритель получает достаточно унылое роуд-муви, несколько гэгов, давно растащенных по социальным сетям, и заметное раздражение вместо искреннего сопереживания.

Сиквел, к сожалению, растерял большую часть своего очарования – не то из-за того, что героиня повзрослела и неизбежно лишилась детской непосредственности, не то из-за желания авторов охватить максимально широкую аудиторию. Оригинальный фильм тоже был рассчитан на зрителей разных возрастов: тонкий психологизм, меткие наблюдения и интересная визуализация обеспечивали эффект новизны для взрослых, а сюжет был достаточно необычным, чтобы удержать внимание детей.

Но продолжение из-за определенных нюансов оказывается гораздо доступнее для зрителей постарше: они способны и иронию уловить, и свой жизненный опыт соотнести с определенными ситуациями. С другой стороны, именно тот факт, что ситуации эти давно пережиты и забыты, превращает просмотр в утомительный процесс. 

Дети же ждут неожиданных поворотов, которых не происходит: сюжет развивается до боли линейно, а второстепенные линии просто обрываются, не успев толком заинтриговать. Любопытных мест на карте сознания на этот раз куда меньше, а если они и возникают, то механика их работы отработана халтурно: ответов на вопросы «что?», «как?» и «почему?» можно не ждать. 

Кроме того, панические атаки – не самая очевидная тема для картины с рейтингом 12+. Исключения тоже бывают: недавний «Кот в сапогах» тоже касался этой темы, но там история была многослойной и проработанной: как говорится, кто понял, тот понял. А кто не понял – как минимум остался включенным в магистральный сюжет. В «Головоломке 2» же этот самый магистральный сюжет завязан на проявлениях тревожности чуть больше, чем полностью.

Именно концентрация на повышенной тревожности смещает фокус внимания с других проблем, которые выглядят фоновыми. А они на самом деле важны: здесь и опасность подавления негативных воспоминаний, и ложные установки, способные уничтожить личность, и невозможность постоянно быть на позитиве, что многие склонны принимать как должное. Но все эти темы выглядят отдельными осколками, которые легко можно упустить из виду, и комплексно не работают.

Да, финал по-прежнему сентиментален и способен пробить на слезу. Да, от некоторых сцен все еще захватывает дух. Да, Гнев по-прежнему прекрасен и неизменно вызывает бурную реакцию – ему по статусу положено, в конце концов. Но ждать от сиквела «Головоломки» вау-эффекта точно не стоит: весь креатив и искренность остались в первой части.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«По щучьему велению» и еще 11 кассовых хитов в программе «КиноБраво»

Всего в конкурсной программе Международного фестиваля зрительского кино «КиноБраво» представлено 12 фильмов, которые вышли в национальный прокат в конце 2023-го…

7 часов назад

«Ребел-Ридж»: Колючий триллер о борьбе с коррупцией и штампами боевиков

Напряженный качок Терри Ричмонд (Аарон Пьер) катит на велосипеде в городок Шелби Спрингс, чтобы внести залог за двоюродного братца Майка.…

10 часов назад

Фестиваль «КиноБраво» объявил состав первого жюри

Международный фестиваль «КиноБраво» впервые пройдет в Сочи с 28 сентября по 4 октября. Председателем жюри первого смотра стал кинокритик, историк…

12 часов назад

Ксения Трейстер: «Сумела заново себя воспламенить»

Ксения Трейстер запоминается сразу. Необыкновенного оттенка синие глаза, улыбка смущенная и лукавая одновременно. Но премию Художественного театра актриса получила не…

13 часов назад

Сказка со счастливым концом: За что «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова получила «Оскара»

В 1985 году, готовясь к первой встрече с Михаилом Горбачевым, президент США Рональд Рейган 8 раз посмотрел картину Владимира Меньшова…

18 часов назад

Владимир Меньшов: «Если не завоевано сердце, нет искусства»

«Москва слезам не верит», «Любовь и голуби», «Ширли-мырли» – Владимир Меньшов создал по-настоящему народные картины. А еще открыл зрителю замечательных…

2 дня назад