«Головоломка 2» только что побила очередной кассовый рекорд, заработав $1,36 млрд в мировом прокате. И нет никаких сомнений в том, что звание самой успешной анимации новый хит Pixar получит в ближайшие дни – финальным рубежом сейчас является «Холодное сердце 2», на счету которого $1,45 млрд. Однако так ли на самом деле хорош сиквел знаковой истории? Разбирается «КиноРепортер».
С премьеры первой «Головоломки» прошло, страшно сказать, почти 10 лет. Но в экранном мире время идет по своим законам, и главная героиня повзрослела не так уж и сильно. Теперь Райли 13 лет, она готовится к поступлению в старшую школу и неожиданно узнает, что ее могут взять в крутую хоккейную команду «Жар-птицы». Ее кумира Вэл в спортивное сестринство приняли после того, как на тренировочных сборах девушка забросила две шайбы в ворота противника. И теперь Райли нужно сделать все, чтобы выступить не хуже.
Пятерка эмоций в голове героини – Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость – поддерживают Райли как могут, но в дело вступает пубертат, и все, конечно, идет наперекосяк. Гормональные всплески критически влияют на пульт управления, а новые обитатели и вовсе отбирают доступ у старых, ссылая их за ненадобностью в глубины подсознания. Больше всех старается Тревожность, действительно готовая на все ради нужного результата. Однако ее напор приводит к непоправимым последствиям, и самосознание девочки кардинально меняется.
Выпуск второй «Головоломки» – очевидный антикризисный ход, призванный вернуть доверие к студии. Вместо экспериментов с формой и содержанием создатели прибегают к привычной формуле – в сиквеле герои снова преодолевают разобщенность, отправляются в опасный квест по глубинам подсознания и встречают уникальных персонажей. Вот только концепция эта работает точечно – вместо увлекательной истории зритель получает достаточно унылое роуд-муви, несколько гэгов, давно растащенных по социальным сетям, и заметное раздражение вместо искреннего сопереживания.
Сиквел, к сожалению, растерял большую часть своего очарования – не то из-за того, что героиня повзрослела и неизбежно лишилась детской непосредственности, не то из-за желания авторов охватить максимально широкую аудиторию. Оригинальный фильм тоже был рассчитан на зрителей разных возрастов: тонкий психологизм, меткие наблюдения и интересная визуализация обеспечивали эффект новизны для взрослых, а сюжет был достаточно необычным, чтобы удержать внимание детей.
Но продолжение из-за определенных нюансов оказывается гораздо доступнее для зрителей постарше: они способны и иронию уловить, и свой жизненный опыт соотнести с определенными ситуациями. С другой стороны, именно тот факт, что ситуации эти давно пережиты и забыты, превращает просмотр в утомительный процесс.
Дети же ждут неожиданных поворотов, которых не происходит: сюжет развивается до боли линейно, а второстепенные линии просто обрываются, не успев толком заинтриговать. Любопытных мест на карте сознания на этот раз куда меньше, а если они и возникают, то механика их работы отработана халтурно: ответов на вопросы «что?», «как?» и «почему?» можно не ждать.
Кроме того, панические атаки – не самая очевидная тема для картины с рейтингом 12+. Исключения тоже бывают: недавний «Кот в сапогах» тоже касался этой темы, но там история была многослойной и проработанной: как говорится, кто понял, тот понял. А кто не понял – как минимум остался включенным в магистральный сюжет. В «Головоломке 2» же этот самый магистральный сюжет завязан на проявлениях тревожности чуть больше, чем полностью.
Именно концентрация на повышенной тревожности смещает фокус внимания с других проблем, которые выглядят фоновыми. А они на самом деле важны: здесь и опасность подавления негативных воспоминаний, и ложные установки, способные уничтожить личность, и невозможность постоянно быть на позитиве, что многие склонны принимать как должное. Но все эти темы выглядят отдельными осколками, которые легко можно упустить из виду, и комплексно не работают.
Да, финал по-прежнему сентиментален и способен пробить на слезу. Да, от некоторых сцен все еще захватывает дух. Да, Гнев по-прежнему прекрасен и неизменно вызывает бурную реакцию – ему по статусу положено, в конце концов. Но ждать от сиквела «Головоломки» вау-эффекта точно не стоит: весь креатив и искренность остались в первой части.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…