От победителя конкурса «Русских премьер» и самой яркой сериальной новинки до дебюта выпускницы ВГИКа.
45-й Московский международный фестиваль завершился 27 апреля. Но многие из показанных на нем фильмов хочется пересматривать, обсуждать и, конечно, рассказать о них тем, кому только предстоит их увидеть. Собрали яркие отечественные премьеры фестиваля, в которых нашлось место и пронзительным семейным историям, и поистине хичкоковским триллерам.
«Край надломленной луны»
Соня (Маша Лобанова) сбегает из дома, узнав, что от нее скрыли смерть родного отца. Обеспокоенные мать (Виктория Толстоганова) и старшая сестра (Анна Шепелева) бросаются на поиски, однако долгожданное воссоединение не приносит в семью мир. Скорее наоборот – затаенные обиды прорываются наружу, показной цинизм перекрывает сожаления, а желание задеть ближнего затмевает остатки здравого смысла. Бьющими наотмашь фразами одна взрослая женщина пытается воспитывать другую и не понимает, почему та огрызается. Никто не хочет признавать чужой правды. Все страдают и одновременно пытаются ранить друг друга еще больнее.
Но показано это очень тонко: сценаристка Наталия Мещанинова вновь демонстрирует умение резать без ножа. Здесь и фразы вроде «не лезь в нашу семью», обращенные к члену этой самой семьи, и нескрываемое желание сделать все, что угодно, лишь бы папа приехал и все опять стало хорошо. Детская и взрослая перспективы переплетаются причудливым образом, максимализм сталкивается с опытом (опыт, как правило, негативный), а новые кусочки сюжетной мозаики работают как калейдоскоп, раскрывая историю с иных сторон. Жюри это оценило: режиссерский дебют Светланы Самошиной получил серебряного «Святого Георгия» в конкурсе «Русские премьеры».
Весна под Питером. Три женщины пытаются восстановить затопленный летний домик. Разочарование в жизни сменяется то отчаянием, то надеждой. Иногда – и тем и другим сразу: алкоголь Саша покупает в магазинчике «Благодать», а от нового знакомого (Артем Быстров) вместо очередного шанса забыться получает душевное тепло (лучшая постельная сцена без секса). Поколенческая история оборачивается универсальной драмой – и «Край надломленный луны» может предложить не универсальное, но все еще рабочее решение. Кровопролитие опционально.
«Райцентр»
Самая яркая сериальная новинка фестиваля, на показе которой яблоку негде было упасть. Действие разворачивается в деревушке Вармалей (снимали в Диево-Городище под Ярославлем), куда на 20-летие окончания школы съезжаются бывшие выпускники. Кто-то состоялся в жизни и покинул малую родину. Кто-то все это время прожил на одном месте. День торжества проходит нескучно: полицейская машина по недоразумению оказывается в реке, откуда следом выуживают другой проржавевший остов – с трупом внутри. И метеоритом, за которым 20 лет назад охотился местный геолог.
Флешбэки сшивают две временные линии, в которых любят, ненавидят и ссорятся молодые и взрослые герои (мискаст пока только один – нет такой вселенной, в которой Даниил Киселев мог бы вырасти в Дмитрия Чеботарева). А зритель тут же попадает в самую гущу событий и бурлящих обид. Персонажи – характерные как на подбор: тот же Чеботарев излучает мачизм, Кристина Асмус оголяет ноги и другие части тела, звезда «Тетриса» Игорь Грабузов бешено вращает глазами и играет, кажется, самого отбитого персонажа за всю карьеру. Добавьте растерянного полицейского, учительницу, которая в минуты душевной тревоги переходит на английский, самодовольного мэра и самого режиссера в камео непутевого помощника – и будет полный набор.
Пребывая в своем собственном мирке, герои удивительным образом монтируются между собой – тональность у «Райцентра» абсурдная и даже фарсовая. Но в вульгарщину происходящее не скатывается. Картинка – тоже загляденье. В числе референсов создатели называли «Очень странные дела» и «Фарго», но сходство точечное: самобытность проекта видна невооруженным глазом. «Райцентр» веселит, пугает и жестит одновременно. За первые две серии – сразу несколько трупов, кровь хлещет, одни персонажи пытаются наложить на себя руки, другие истерят, третьи горюют. А еще все охотятся за макгаффином, который – в порядке исключения – даже показали в кадре.
«Тайное влечение»
Картина Стаси Венковой удостоилась специального упоминания жюри конкурса «Русские премьеры» – с формулировкой «За искренний и дерзкий дебют». Стартует «Тайное влечение» с актерской разминки: полтора десятка студентов ревут и трясутся в конвульсиях. Околотеатральной жизни сюжет и посвящен – юная, но амбициозная Вета (Мария Янычева) хочет сыграть Каренину, для чего репетирует с заезжим польским режиссером (Миндаугас Папинигис), а параллельно крутит с ним страстный роман. Парень Веты (Антон Рогачев) тем временем делает успешные шаги в профессии, получает роль Вронского и горько шутит о том, что на самом деле он Каренин. А подруга (Дарья Балабанова из «Здорового человека») пытается разобраться в себе под пристальным взглядом Андрея Тарковского, чей портрет висит в курилке института.
Любопытные рабочие моменты (Роза Хайруллина дает реальные уроки актерского мастерства) перебиваются откровенными сценами – постер у «Тайного влечения» соответствующий, а в любовный квадрат самым необычайным образом затягивает отца и дочь. До инцеста, к счастью, не доходит, хотя Зигмунд Фрейд явно где-то неподалеку: выскочка-любовник Веты похож на ее родителя (Найк Борзов) как две капли воды. Героиня и в себя смотрит как в зеркало: пафосное самолюбование, деланный эстетизм и амбиции, помноженные на непотизм, молодая постановщица скорее высмеивает. Однако порой за нагромождением избыточных деталей (Стася вслед за Ветой пытается взять на себя слишком много) это постироничное отношение перестает считываться, а страсть превращается в абсурд.
Сюжет – дикий сам по себе – тоже подкидывает сюрпризы, включая своеобразную deus ex machina. К тому же по традиции рядом с Эросом бродит Танатос. Но как минимум в качестве арт-перформанса картина работает исправно, а некоторые вставки, вроде долгожданной постановки под Илью Лагутенко, можно запросто выпускать отдельным клипом. А еще в «Тайном влечении» есть что-то от «Черного лебедя» – разве что ломают героиню не так отчаянно. Даже панки ей на пути попадаются какие-то неуверенные.
«Туман»
Вступительные титры превращаются в сизую дымку и растворяются на фоне морских просторов. Молодая документалистка спешно выходит замуж за неразговорчивого метеоролога: вместо зала бракосочетаний – рулевая рубка, в числе свидетелей – члены экипажа. Первая брачная ночь тоже оставляет желать лучшего: Андрей пропадает где-то за мысом, и время до утра Настя коротает на скалах с оружием в руках. В покосившемся домике, куда пара добирается на следующий день, дела обстоят не лучше. Нелюдимый парень не идет на контакт, а его новоиспеченную супругу терзает профессиональное любопытство: год назад на острове пропала пара метеорологов.
«Туман» открывается статичными кадрами – снималось кино в Мурманской области, так что без суровых пейзажей дело не обошлось. Но чем дальше, тем старательнее и выразительнее становится постановка, а все оттенки серого неба сменяются солнечными флешбэками, ключевая роль которых – запутать зрителя. Сюжет картины вполне укладывается в пару предложений, но одно из них – жесточайший спойлер, и к нему никого стараются не подпускать.
Компенсацией косных сценарных ходов (здесь и неживые диалоги, и до смешного странное поведение героев) становится эффектная картинка: цветовые решения, фактурные детали и игра со светом отвлекают от общего уныния и внутренних страданий. Выловить смысловые искры тоже можно, но истины окажутся прописными. Притом что отправная точка «Тумана» – взаимное недоверие, агрессивная маскулинность подается как ведущая сила, а ручная граната играет роль чеховского ружья (выстрелы, впрочем, тоже будут), финал бы мог навести и на более интересные мысли.
«Первая любовь»
Светлана Проскурина презентовала в основном конкурсе ММКФ свою новую работу, которая называется «Первая любовь» и представляет собой неожиданную смесь триллера в духе Хичкока (и немножко, пожалуй, даже Антониони) с сюрреалистической артхаусной мелодрамой в духе самой Проскуриной. По сюжету, две подружки-коллеги, врач-терапевт предпенсионного возраста и молоденькая медсестричка, приезжают на базу отдыха, чудом сохранившуюся в практически первозданном виде с советских времен. Там они арендуют лодку, с утра пораньше отправляются на рыбалку и случайно подсматривают, как какой-то мужик топит в камышах какую-то даму (Александра Ребенок). Спешно ретировавшись, горе-рыбачки, по некотором размышлении, решают во всем как следует разобраться.
В роли предположительного душегуба (имело там на самом деле место убийство или нет, до последнего остается не установленным) – Игорь Верник с неизбывной экзистенциальной тоской во взгляде. Главных героинь, которых, кроме обсуждений скучной работы и внезапно возникшей общей тайны, практически ничего не связывает, играют Марина Брусникина и многообещающая дебютантка Лиза Кугай. Давний любимец Проскуриной Алексей Вертков также присутствует – в роли меланхоличного лодочника Иваныча. Фигуры вроде бы необязательной, но задающей, что называется, общий тон.
Меланхоличное кино с индифферентным видом взирает на разворачивающиеся события, периодически отвлекаясь от расследования загадочного происшествия на незначительные мелочи. Есть, например, очень долгая сцена, в которой толпа уставших, преимущественно больных пожилых людей с завидным энтузиазмом предается игре в прятки. Настроение для правильного усвоения этого фильма в идеале должно быть, понятно, соответствующим – меланхолично индифферентным. Иначе будет скучновато.
Проникнутый атмосферой неотвратимого увядания, основательно заторможенный бытовой нуар с неловкими вкраплениями эротики – удовольствие, конечно, на любителя. И тем не менее вещь определенно интересная, своеобразного шарма не лишенная. Осенью бы в прокат запустить – как раз бы пришлась.
Комментарии