В нашей подборке – все самые громкие премьеры года на любой вкус. И конечно, рецензии на них от «КиноРепортера».
«Майор Гром: Чумной Доктор»
Первый российский фильм по мотивам комиксов стал исчерпывающим доказательством того, что эффектные блокбастеры у нас умеют снимать на отлично. Супергеройская картина Олега Трофима о неустрашимом борце с преступностью Игоре Громе мигом обзавелась армией преданных фанатов, покоренных ураганным экшеном и колоритными персонажами. А сама лента, в свою очередь, покорила мир. Права на ее показ выкупил Netflix, после чего «Майор Гром» влюбил в себя зрителей более чем в 60 странах. Во многих из них (Чехии, Бразилии, Венгрии) он возглавил хит-парад стриминг-гиганта, а в десятке популярнейших картин онлайн-сервиса гостил в течение 4 недель. Из 100 млн часов, затраченных пользователями на просмотр российских фильмов в 2021 году, больше половины – 57,16 млн – приходится именно на «Чумного Доктора». Лучшего кандидата на звание главного отечественного народного хита года и придумать нельзя.
«Земля кочевников»
Когда в 2017 году Хлоя Чжао сняла симпатичную инди-драму «Наездник», едва ли кто-то мог всерьез предположить, что на режиссерском небосклоне вспыхнула ослепительная звезда. Но прошло три года, и следующая картина Чжао, роуд-муви «Земля кочевников» по одноименной книге Джессики Брудер, завоевала «Оскара» за лучший фильм. Также Чжао удостоилась статуэтки за лучшую режиссуру, а исполнительница главной роли Фрэнсис МакДорманд была признана лучшей актрисой. Ее героиня после потери работы колесит по бескрайним просторам Соединенных Штатов, общается с такими же, как и она, неприкаянными странниками и обретает утешение в простых и важных вещах. На фоне тяжеловесных блокбастеров, второсортных хорроров и неоригинальных боевиков именно такие фильмы воскрешают веру в кинематограф. Да и в человечество тоже.
«Капитан Волконогов бежал»
Супруги-режиссеры Наташа Меркулова и Алексей Чупов («Человек, который удивил всех», «Кол-центр») сняли без преувеличения одну из самых резонансных картин года. Место действия – своеобразная альтернативная реальность, загримированная под СССР 1938 года. Герой, капитан НКВД Волконогов (Юра Борисов), узнает, что ему грозят адские муки. Единственный шанс на спасение – вымолить прощение у кого-либо из родственников его жертв, убитых и замученных в результате репрессий. Вот недавний палач и пускается в безумное, сюрреалистически замысловатое бегство, которое напоминает то ли фантастические антиутопии, то ли стильные клипы Shortparis – так сразу и не разберешь. Сам фильм вместе со своим героем успешно проехался аж по трем континентам: от премьеры на Венецианском кинофестивале до почетных призов на смотрах в США и запланированного выхода в американский прокат.
«Не время умирать»
Прощанием года однозначно стал уход Дэниэла Крэйга с поста агента 007, который он занимал 15 лет. До международного проката 25-й фильм бондианы добрался после многочисленных переносов даты релиза. Причем так успешно, что оказался самой кассовой голливудской лентой с начала пандемии: его сборы перевалили за внушительную отметку $730 млн. Прекрасные показатели достойного фильма, который, несмотря на досадные сюжетные огрехи, поднял планку взрывоопасных шпионских боевиков на недосягаемую высоту. Элегантные пуленепробиваемые машины, сногсшибательные и вооруженные до зубов девушки, сумасшедшие перестрелки и душераздирающий финал, от которого даже у самых черствых зрителей в глазах заблестит предательская влага… Чего еще желать? Ну разве что нового харизматичного Джеймса Бонда: слухи о преемнике Крэйга не утихают. Сам актер заявил, что агент 007 ни в коем случае не может быть женщиной, и продюсеры его поддержали. Но в наш век всеобщей одержимости гендерным равноправием ни одному из вариантов не стоит удивляться.
«Гнев человеческий»
Почетный титул самого стильного и лихого боевика года по праву отходит новой картине Гая Ричи. Спустя два года после криминальной трагикомедии «Джентльмены», уже ставшей современной классикой, культовый режиссер выстрелил брутальным ремейком французского «Инкассатора» (2004), где герой Джейсона Стэйтема устраивается в инкассаторскую компанию. Но не для банального заработка на хлеб насущный, а ради изощренной мести негодяям, которые неосмотрительно пустили пулю в его сына. Ричи ловко жонглирует нарративом и вольно тасует события, словно игральные карты. Но за экспериментами с нелинейным повествованием, обилием хмурых физиономий и размашистыми экшен-эпизодами невооруженным глазом видна колоссальная самоирония. Столь нарочитый гимн зашкаливающей маскулинности порой воспринимается на редкость комично, но это ни в коем случае не камень в огород Ричи, а очередное признание его неоспоримых заслуг: сердитые старомодные боевики удаются ему ничуть не хуже изощренных триллеров.
«Пара из будущего»
Фантастическая комедия производства «Студии ТРИТЭ Никиты Михалкова» – это, несомненно, возвращение года. Причем возвращение по целому ряду параметров. «Пара из будущего» вышла в прокат в марте 2021-го и сразу начала собирать отличную кассу. Зрители, уставшие от пандемийных треволнений, потянулись в кинотеатры. А в их сердца вернулись надежда на избавление от изнурительного коронавирусного бремени и вера в целительную силу российского кино. Благо сама история открывает глаза на многие важные вещи. По сюжету, муж и жена из Нижнего Новгорода 2040 года, Евгений (Сергей Бурунов) и Александра (Мария Аронова), пытаются развестись, но необходимость уплатить солидную пошлину удерживает их от решительного шага. Все меняется, когда волею судеб они переносятся в 2020 год и получают драгоценный шанс переписать историю своих отношений. Это уморительная и трогательная картина, по-настоящему весенняя, свежая, семейная в самом высоком, чистом смысле слова. Если мир вокруг трещит по швам, только близкие люди и могут подарить тебе уверенность в завтрашнем дне.
«Конек-горбунок»
На волне успеха серии фильмов «Последний богатырь», переосмысляющих наследие русских сказок, аналогичная судьба постигла и классическое произведение Петра Ершова. Впрочем, в ленте Олега Погодина действие происходит не в современных реалиях, а в самых что ни на есть волшебных. У старинушки, как мы помним, было три сына. И младший из них, Иван (Антон Шагин), не отличался особым интеллектом. Однажды его пути чудесным образом пересеклись с говорящим Коньком-горбунком в озвучке Павла Деревянко. И вскоре паренек в компании нового друга принялся легко и непринужденно выполнять заковыристые квесты по заданию царя-батюшки (Михаил Ефремов с голосом Сергея Бурунова). Масштаб «Горбунка» по меркам нашего кино грандиозен. Бюджет порядка 800 млн рублей, уникальные костюмы, впечатляющие декорации и магия специалистов по компьютерной графике придали проекту поистине монументальный размах. Хоть и позволили ему остаться очаровательной сказкой для детей и их родителей – самой яркой и красочной в 2021 году.
«Дюна»
Ни один фильм за последнее время не ждали так горячо, как «Дюну». Дени Вильнев, автор вдумчивых фантастических блокбастеров «Прибытие» и «Бегущий по лезвию 2049», казался идеальной кандидатурой для переноса на экран мудреных романов Фрэнка Герберта. Еще и со всем цветом Голливуда в главных ролях. Тимоти Шаламе сыграл наследника дома Атрейдес, Оскар Айзек – его отца, Ребекка Фергюсон – мать, Джош Бролин – наставника, а Зендея – неожиданную союзницу. В результате получился визионерский шедевр, от красот которого захватывает дух, хотя от тяжеловесного пафоса порой становится трудно дышать. «Дюна» продолжается два с половиной часа и обрывается на самом интересном месте, а судьба сиквела до недавних пор висела на волоске: съемки продолжения зависели от финансовых показателей фильма на стриминге HBO Max. В итоге «Дюну 2» все же запустили в производство – правда, Вильнев в унисон с Кристофером Ноланом успел осудить порочную систему гибридного проката и был, в сущности, прав. Ведь именно благодаря зрителям, рванувшим в кинотеатры с невиданным во время пандемии пылом, мы и склонны назвать «Дюну» ожиданием года.
«Купе номер 6»
Зрители и кинематограф по-прежнему вынуждены существовать в эпоху изоляции. Эта атмосфера так или иначе отражается в фильмах различных жанров, от хорроров до мелодрам. А самым душевным и мудрым высказыванием на тему изоляции стало роуд-муви Юхо Куосманена «Купе номер 6» совместного производства Финляндии, России, Эстонии и Германии, завоевавшее Гран-при Каннского кинофестиваля. Его героиня, финская студентка Лора (Сейди Хаарла), отправляется из Москвы в Мурманск, чтобы хоть одним глазком взглянуть на знаменитые канозерские петроглифы. Попутчиком ее оказывается хамоватый Леха (Юра Борисов), который едет устраиваться на работу на горно-обогатительный комбинат. Персонажи делят купе и поначалу с трудом находят общий язык. В том числе по очевидной причине: Лора не блестяще говорит по-русски. Но понемногу из их бесед, споров, взаимных подколок и внезапных откровений вырастает необычная, робкая, хрупкая дружба, которая вроде бы грозит перерасти в нечто большее… А в итоге остается лишь краткой вспышкой света, озарившей две неприкаянные души на пути из ниоткуда в никуда.
«Титан»
Самый внезапный триумф 2021 года: к изумлению критиков и зрителей, «Золотую пальмовую ветвь» на последнем Каннском кинофестивале завоевал изобретательный боди-хоррор Жюлии Дюкурно «Титан». В официальном конкурсе участвовали действительно одни титаны – Уэс Андерсон, Пол Верховен, Жак Одиар, Леос Каракс… А дерзкая француженка, в 2016-м шокировавшая прогрессивную общественность триллером «Сырое», превзошла их всех. Дюкурно поразила не только ювелирным режиссерским мастерством, но и неожиданным взглядом на актуальные социальные тренды, будь то оголтелый феминизм или размывание привычных гендерных рамок. История девушки с титановой пластиной в черепе, одновременно соблазнительной и смертельно опасной, пришлась удивительно ко двору в нашу эпоху расплывчатых моральных идеалов. И доказала, что спасение можно найти лишь в краеугольных ценностях – взаимопонимании и семейных узах.
Комментарии