Кино

«Гипноз»: Кого погрузит в транс арт-триллер Валерия Тодоровского

Шестнадцатилетний школьник Миша (дебютант из Красноярска Сергей Гиро), босоногий и одетый в пижаму, гуляет посреди ночи во дворе. Дело в том, что он лунатик и ходит во сне. Хотя папа Юра (Сергей Медеведев) уверен, что раз никто не пострадал, то беспокоиться не стоит, маму Катю (Екатерина Федулова) ночной променад сына тревожит. Она отводит сомнамбулу к известному гипнологу Волкову (Максим Суханов). Властный доктор заявляет, что подросток не поддается гипнозу, но все же приглашает его в качестве наблюдателя на свои групповые сеансы. На них врач экспериментирует над психикой пациентов, сначала вводя их в состояние транса, а затем заставляя забывать травмирующие воспоминания и менять поведенческие привычки. Под влиянием авторитетного Волкова Миша сам всерьез увлекается гипнозом и даже посещает университетские лекции ментора. Вскоре старшеклассник влюбляется в волковскую пациентку Полину (Полина Галкина), страдающую сильными паническими атаками. Когда девушка внезапно исчезает, гипнолог уверяет ученика, что она все это время была лишь плодом Мишиного воображения.

После многосерийного ретро «Оттепель», романа воспитания «Большой» и густонаселенной «Одессы» «Гипноз» выглядит возвращением Валерия Тодоровского к корням – вкрадчивым камерным драмам в духе «Любви», «Моего сводного брата Франкенштейна» и «Любовника». В основе ленты – собственные воспоминания Тодоровского, который в детстве лечил у известного гипнолога Райкова клаустрофобию. Тогда будущий режиссер не поддался гипнозу, зато подружился с именитым советским психотерапевтом. Спустя годы их отношения вдохновили Тодоровского на психологический триллер.

В сценарий его идеи оформила драматург Любовь Мульменко, чьи фильмы «Комбинат «Надежда», «Как меня зовут» и «Еще один год» отличаются точными диалогами, напоминающими вербатим, и противоречивыми персонажами, которые не вписываются в черно-белую картину мира. Мульменко удалось сделать невероятную историю об управлении разумом психологически достоверной. Как и в ее предыдущих работах немаловажную роль в фильме играют подростковые переживания и семейные отношения.

Миша переживает первую влюбленность, по-юношески отвергает авторитеты и изредка бунтует, разговаривая матом и покуривая сигареты. Перемены в личности его молодые родители не замечают, ведь они сами еще тусовщики и вечные дети. Смотрят Netflix, не посещают родительские собрания и относятся к Мише, жаждущему любви и опеки, как к равному. Жанровые элементы явно волнуют Мульменко и Тодоровского меньше драмы, и семейная линия «Гипноза» отвечает на вопрос, почему ребенок бессознательно ходит по ночам – он ищет отца. В истории взросления зрители получают все ответы.

А вот загадки из другой части «Гипноза», отвечающей за романтический триллер, остаются неразгаданными. Хотя здесь поднимаются вопросы свободы мышления и имплантации чужих идей, ни экспрессивности классического немого хоррора «Кабинет доктора Калигари», ни остросюжетных игр с разумом нолановского «Начала» ждать не стоит. Молодой герой путается между реальностью и иллюзией, пока Волков авторитетно смеется над словами «реально» и «объективно». Подозрительный гипнолог изображает из себя бога и не задается вопросами этики. Себя он видит эдаким человеческим редактором, свободно вырезающим ненужные, на его взгляд, куски личности.

Постепенно максималист Миша, видящий в Волкове фигуру отца, разочаруется. Но дуэли (по правилам жанра) между учеником и учителем не будет – конфликт разрешится лишенным саспенса разговором. Фильм едва ли заставит ерзать на краешке кресла. Зато он позволяет в нем расслабиться и слегка погрузиться в транс под магнетический бас Суханова. Будет ли этот транс глубоким – зависит от того, насколько вы гипнабельны.

 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

13 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

15 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

16 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

18 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

21 час назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

23 часа назад