В Москве продолжается Московский международный кинофестиваль. В основном конкурсе участвуют 13 картин, из них 5 — российские. «КиноРепортер» рассказывает об отечественных картинах программы, среди которых новые проекты Валерия Тодоровского, Андрея Зайцева, Александра Роднянского и Виктории Толстогановой.
Режиссер Валерий Тодоровский
В ролях: Максим Суханов, Сергей Гиро, Екатерина Федулова, Сергей Медведев и Полина Галкина
Шестнадцатилетний Миша (Гиро) ходит во сне, чем пугает своих родителей. Мама отводит лунатика к известному врачу-гипнологу Волкову (Суханов). Властный доктор говорит, что подросток не поддается гипнозу, но все же соглашается его лечить. Посещая групповые сеансы Волкова, где тот экспериментирует над психикой пациентов, Миша увлекается гипнозом и влюбляется в Полину, страдающую сильными паническими атаками. Вскоре девушка пропадает, но гипнолог уверяет ученика, что она все это время была лишь плодом его воображения.
С «Гипнозом» Валерий Тодоровский впервые заходит на территорию психологического триллера. Молодой герой путается между реальностью и иллюзией, пока Волков авторитетно смеется над словами «реально» и «объективно». Подозрительный гипнолог изображает из себя бога и не задается вопросами этики. Себя он видит эдаким человеческим редактором, свободно вырезающим ненужные, на его взгляд, куски личности.
Хотя здесь тоже поднимаются вопросы свободы мышления и имплантации чужих идей, ни экспрессивности классического немого хоррора «Кабинет доктора Калигари», ни остросюжетных игр с разумом нолановского «Начала» от фильма ждать не стоит. Жанровые элементы явно волнуют создателей меньше драмы о взрослении и семье. В конце концов в последних фильмах Тодоровского «Одесса» и «Большой», как и в предыдущих работах сценаристки Любови Мульменко «Комбинат «Надежда» и «Как меня зовут», подростковые переживания играли едва ли не центральную роль. В финале размеренный и камерный «Гипноз», наполненный успокаивающими статичными планами заснеженных спальных районов Москвы, окажется историей о меняющемся мальчишке, который ищет родительской любви.
Режиссер Андрей Зайцев
В ролях: Ольга Озоллапиня, Сергей Дрейден, Александра Гранина, Василина Маковцева и Ольга Гранина
Самый страшный и, в общем, неизбежно резонансный фильм фестиваля. Потому что у каждого свое понимание того, что можно показывать в контексте войны вообще и блокады в частности, а что нельзя. Картина еще до первого показа вызвала бурление масс: кто-то углядел в выложенном в сеть фрагменте «Блокадного дневника» зомби. Авторов обвинили в том, что они плюют в наше прошлое, надругались над святым. Никаких зомби в фильме, конечно, нет. Есть обессиленные, умирающие от голода люди с закопченными от чадящих масляных ламп (в городе нет ни электричества, ни водоснабжения) лицами. В большинстве своем они стараются не терять человеческое достоинство даже перед лицом смерти, что этот эпизод как раз и показывал.
По сюжету, в основе которого — дневники Ольги Берггольц, девушка (Озоллапиня) отправляется через весь город на завод, где работает врачом ее отец (Дрейден). Она не знает, жив ли он еще, и сомневается, что сможет добраться до него. Она даже оставляет ключ от квартиры соседке, предложив взять, что та захочет, так как уверена, что уже не вернется.
Это блокадное роуд-муви без прикрас показывает, во что превратился Ленинград к февралю 1942-го. И это настолько тяжело смотреть, что отсутствие цвета и максимально блеклая картинка, изначально призванная скрыть недостатки скромного бюджета, — только к лучшему. Воспоминания блокадников вообще жутко читать — их визуализация страшнее любого хоррора. Говорить о художественных достоинствах фильма в отрыве от контекста сложно. Прежде всего это слепок истории, дань памяти, то, что необходимо помнить и во что бы то ни стало не допустить больше никогда.
Режиссер Исмаил Сафарали
В ролях: Хамаил Гасанова, Гюшен Мехтизаде, Вусал Азизов, Расим Джафар, Фарид Асланов и Эльнур Наджафов
42-летний режиссер-дебютант, бывший финансист и выпускник Московской школы нового кино Исмаил Сафарали снял первый фильм по мотивам собственных воспоминаний. Когда он был маленьким, его отец на неделю пропал из дома, но потом, к счастью, благополучно вернулся. Вот и отец главной героини его ленты вышел в море и исчез, оставив жену Мензер, маленького сына Гасана и дочь Сару на попечение дяди Салима, который не прочь стать детям новым папой. Другие рыбаки из этой прибрежной азербайджанской деревушки просят новоиспеченную вдову похоронить мужа, пусть и формально, а то и клева совсем не стало, и в их семьях приключаются всякие несчастья. Мензер с погребением не спешит, да и Сара бунтует против заведенных порядков, свято веря в то, что отец ее в Черных песках — загадочном месте, где утонувшие и пропавшие люди ждут своих родных.
«Дочь рыбака», созданием которой занимался российский продюсер Александр Роднянский, — это картина без времени, но с колоритным пространством. Солнце, море и песок лучшие декорации для истории о людях, застрявших в суевериях и традициях своих предков. Здесь до сих пор осуждаются связи до брака, процветает сватовство за почти незнакомых мужчин, неравные браки с большой разницей в возрасте и предрассудки. А женщины заняты только тем, что ждут своих мужей, стирают и моют посуду. Девочке-подростку Саре чуждо закостенелое мировоззрение односельчан, весь фильм она ходит в красном (этот цвет на флаге Азербайджана значит «прогресс») и постоянно нарушает правила. Противостояние в конце концов выливается в двусмысленный финал, происходящий то ли наяву, то ли в чьих-то грезах. За полтора часа диалоги прерываются лишь пением муллы и шумом моря, что превращает, казалось бы, банальный конфликт старого и нового в медитативное созерцание будней обычной азербайджанской деревушки, дрейфующей на волнах жизни как рыбацкая лодка в полный штиль.
Режиссер Максим Дашкин
В ролях: Виктория Толстоганова, Сергей Шнырев и Александр Кудин
Российская военная база где-то в Киргизии. Жена заместителя командира гарнизона майора Лескова (Шнырев) Мария (Толстоганова) работает в парикмахерской, водит сына на занятия по борьбе и изнывает от тоски. Муж жесткий, даже злой, ласкового слова не дождешься. Радостей вообще никаких. На днях Лесковы перебираются в Рязань, и именно в этот момент у Марии завязывается романтическая связь с капитаном Крайновым (Кудин), тренером сына по борьбе…
«На дальних рубежах» — вполне обычное телекино по сюжету, картинке и общей динамике. Есть даже ощущение дежавю. Виктория Толстоганова вообще регулярно играет несчастливых в браке женщин, но есть в ее послужном списке и подобный любовный треугольник в военном гарнизоне — в сериале «Обнимая небо», который во многом куда достойнее фильма Максима Дашкина. Будучи зажатой в полтора часа, история просто не успевает развернуться. Так и остается вопросом, откуда вдруг эта внезапная страсть между двумя людьми, жившими бок о бок не первый год. Да еще за несколько дней до того, как они разъедутся навсегда.
Выделить что-то или кого-то в этой картине вряд ли получится. Для одной из лучших российских актрис это явно вторичная работа, всем прочим тут играть особо и нечего. Особенно когда все поставлено с ног на голову, как сцена в столовой — когда официантка демонстративно опрокидывает поднос на Марию, и лишь потом становится понятно почему. Впрочем, нельзя не отметить, что Толстоганова и тут демонстрирует класс, и фактически все держится именно на ней.
Режиссер Ирина Евтеева
В ролях: Владимир Кошевой, Вадим Гусев, Мария Левай, Денис Алиев и Владимир Аджамов
Работа Ирины Евтеевой заявлена как единственный анимационный фильм основного конкурса ММКФ. На деле это поэтический перформанс на стихи Велимира Хлебникова — с исключительно закадровым текстом и ротоскопированным изображением. Актеры играют самого Хлебникова (Кошевой), его Ка (Гусев) — мистического двойника, материализованную жизненную силу, бессмертную и способную перемещаться во времени и пространстве, а также несчастных влюбленных Медлум (Алиев) и Лейли (Левай) — героев одноименной поэмы Хлебникова.
Как и в случае с «Блокадным дневником», хотя и по совершенно иной причине, художественные достоинства фильма — вопрос непростой. Сюжет тут условен, диалоги отсутствуют, а поэтическая фантазия переносит нас то в Древний Египет, то в окопы Первой мировой. Творчество Хлебникова вообще — крайне сложный для восприятия материал, и визуализация его экзерсисов в этом помогает мало. Для неподготовленного зрителя — это все же скорее поток сознания.
Перед сеансом стоит выдавать программку, как в театре, где на манер либретто будет рассказываться, кто такой Хлебников, кто такие Медлум и Лейли, а главное, кто такой Ка. И конечно, что вообще происходит. Впрочем, фестиваль — идеальное место для подобных экспериментов.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…