В конце прошлой недели финишировал первый сезон новой «Сумеречной зоны» — уже третьей инкарнации культового сериала, если не считать полного метра, вышедшего в кинопрокат в 1983 году. Оригинальная «Сумеречная зона», придуманная Родом Серлингом, стартовала в телеэфире ровно 60 лет назад. Теперь шефство над сериалом взял режиссер социальных хорроров «Прочь» и «Мы» Джордан Пил: его «Сумеречная зона» — сумма фобий современной Америки. «КиноРепортер» посмотрел все 10 эпизодов шоу и предлагает совершить прогулку по территории страха и предрассудков, многие из которых за шесть десятилетий так и не удалось преодолеть.
Режиссер: Ричард Шепард («Совершенство»). Автор сценария: Эндрю Гест (сериалы «Пригород», «Бруклин 9-9»). В ролях: Джон Чо, Джейкоб Тремблей, Эллисон Толман.
Что происходит
Руководитель избирательного штаба действующего президента США Рэфф Хэнкс (Чо) не смог обеспечить своему подопечному второй срок и с горя ушел в тихий интеллигентный запой. Шанс вернуться в топ подвернулся Рэффу в лице 11-летнего ютубера Оливера Фоули (Тремблей) — мальчонка ляпнул у себя на канале, что не прочь стать президентом и даже выдал что-то вроде программы (больше выходных и праздников, всем мороженого и по игровой приставке, ну и прочая антинаучная чушь). Подобные предвыборные обещания не могли не воодушевить страну, и Хэнкс возглавил кампанию Оливера, не подозревая, что тащит во власть маленького монстра.
Что получилось
Кажется, в Голливуде, традиционно выступающем за все хорошее против всего плохого, не осталось знаменитых избирателей, не успевших еще наехать на президента Дональда Трампа, и к этому важному делу решили подключить детей. Вундеркинд Джейкоб Тремблей, конечно, на редкость убедительно изобразил капризного президента-шоумена, которому не хватает хорошей порки, но голливудская позиция по этому поводу давным-давно ясна, и прямолинейность и ангажированность этого политизированного эпизода откровенно разочаровывает. Больше всего история, рассказанная в «Вундеркинде», похожа на выуженный из корзины сценарий о чудовищной силе YouTube, который по делу забраковали продюсеры «Черного зеркала».
Режиссер: Кристина Чоу («Нэнси»). Автор сценария: Хезер Энн Кэмпбелл (сериал «Чудотворцы»). В ролях: Таисса Фармига, Ри Сихорн, Перси Хайнс Уайт, Люк Кирби.
Что происходит
Сотрудник косметической фирмы Дилан (Кирби) приглашает свою подчиненную Энни (Фармига) на романтический ужин — распить бутылочку вина и полюбоваться на метеоритный дождь. Один из метеоритов падает совсем рядом с домом Дилана, он подбирает его, а спустя какое-то время начинает проявлять излишнюю настойчивость в ухаживаниях за Энни. Девушка успевает уйти до тех пор, пока мужчина не распалился окончательно, а вскоре узнает, что после метеоритного дождя почти все местные мужчины будто с цепи сорвались — стали невероятно агрессивными и устроили в городке апокалиптический кошмар.
Что получилось
«Не все мужчины» — посильный вклад новой «Сумеречной зоны» в движение Me Too, который больше похож на медвежью услугу, а не на акт поддержки. Зарифмовав харрасмент и мужскую агрессию в целом с влиянием космической инфекции (в духе дешевой фантастики 50-х), авторы (вернее, авторки) умудрились переплюнуть и без того высоченную планку наива, характерную для «Зоны» еще с конца тех же 50-х. Посыл «к хорошему человеку никакая зараза не пристанет», конечно, упрощает понимание проблемы, но от него до планки примитивной агитки уже даже не шаг, а каких-то полшага. И один только вид Джордана Пила, на полном серьезе провозглашающего в финале эпизода мораль сей басни, вызывает чувство неловкости.
Режиссер: Джерард МакМюррей («Судная ночь. Начало»). Автор сценария: Сэлуин Сэйфу Хайндс. В ролях: Санаа Латан, Демсон Идрис, Стив Харрис, Гленн Флешлер.
Что происходит
Молодой афроамериканец Дориан Харрисон (Идрис) вместе с матерью Ниной (Латан) по дороге в университет, в который только что поступил, останавливается перекусить. В ту же закусочную заходит белый патрульный полицейский (Флешлер) — как вскоре выяснится, это расист, который раз за разом будет провоцировать конфликт с Харрисонами. Почему раз за разом? Потому что у Нины есть старая магическая видеокамера: если вовремя нажать перемотку назад и воспроизведение, то можно вернуться в прошлое и переиграть «нехороший» эпизод заново. Именно так Нина и поступает, пытаясь предотвратить убийство сына копом-расистом, но магия не работает — похоже, женщине придется бороться с агрессором своими силами.
Что получилось
Было бы странно, если бы в новой «Сумеречной зоне», с Пилом в качестве шоураннера и рассказчика, не нашлось места для темы расизма. «Повтор» — довольно плакатное ее воплощение: сюжет съедает сам себя уже после пары «перемоток», интрига отсутствует как таковая, а мораль, неизбежная в этой небрежно замаскированной агитке, очевидна. Впрочем, и тут можно найти кое-что интересное: в сущности, «Прорыв» — история расизма в Америке, рассказанная как бы на перемотке, галопом. Здесь есть остроумная отсылка и к временам до Гражданской войны (а именно — к знаменитой «Подземной железной дороге»), и к куда более поздней эпохе сегрегации, когда формально противозаконный расизм продолжал рулить в завуалированном виде. А главное, в «Прорыве» констатируется горький факт, касающийся дня сегодняшнего: страх оказаться в положении предков, циркулирующий по жилам с вместе кровью, до сих пор сильнее, чем логика, закон и высокий социальный статус (Нина — успешный адвокат).
Режиссер: Матиас Хендл (сериал «Тайный орден»). Автор сценария: Джон Гриффин. В ролях: Джиннифер Гудвин, Джеймс Фрейн, Тоби Левинс, Забрина Гевара.
Что происходит
Домохозяйка Ив Мартин (Гудвин) живет с любящим мужем и двумя дочками в идеальном мире. Кажется, что так будет всегда, но ее жизнь перевернется с ног на голову в одночасье: служба госбезопасности внезапно выдернет все семейство Мартин из привычного комфорта. Правда, мужа и девочек вскоре отпустят, а вот Ив оставят под арестом: бдительные органы подозревают, что эта женщина пришла из другого, совсем не идеального, мира.
Что получилось
Еще одна критическая стрела, направленная в сторону иммиграционной политики сегодняшних США и, конечно же, лично Дональда Трампа. Маскируясь то под антиутопию в духе Маргарет Этвуд, то под «Матрицу», то под эпизод «Грани» или «Человека в высоком замке», «Точка происхождения» не слишком старательно скрывает негодование по поводу трамповских демаршей: история шита белыми нитками, а под конец накал страстей повышается чуть ли не до стадии театрального заламывания рук. Впрочем, звезда «Однажды в сказке» Гудвин настолько самоотверженно тащит весь эпизод на себе, что ей хочется простить любой актерский перебор.
Режиссер: Ана Лили Амирпур («Девушка возвращается одна ночью домой», «Плохая партия»). Автор сценария: Глен Морган («Пункт назначения», сериал «Секретные материалы»). В ролях: Стивен Ян, Марика Сайла, Грег Киннир.
Что происходит
Аляска, сочельник. В одной из камер полицейского участка маленького городка прямо во время праздничной вечеринки появляется незнакомец в костюме и шляпе (Ян). Совершенно непонятно, откуда он взялся (без верхней одежды в рождественский заполярный мороз), но все вопросы потом — сначала он станет участником ежегодной «церемонии прощения»: шериф Пендлтон (Киннир) каждое Рождество милостиво отпускает на свободу одного из арестантов. Единственным человеком, кому этот парень кажется крайне подозрительным, оказывается сержант полиции Юка Монгояк (Сайла) — наблюдательная девушка начинает пробивать незнакомца, назвавшегося Странником, по базам, даже близко не подозревая, насколько чудной тип свалился им на голову.
Что получилось
История, балансирующая где-то на грани сайфая, хоррора и шпионского триллера (!), на деле оказывается нравоучительной (как же иначе — ведь мы в «Сумеречной зоне») притчей о том, как легко манипулировать людьми, у которых совесть нечиста. Эта нехитрая премудрость приукрашена метафорой холодной войны, вернувшейся в мир, кажется, всерьез и надолго. И, несмотря на то, что всё здесь более-менее ясно уже в первой половине эпизода (the truth is out there, и от нас не пытаются это скрыть), напряжение сохраняется до самого финала — благодаря Ане Лили Амирпур, которая простыми, но эффективными приемами бьет по нервам зрителя.
Режиссер: Оэун Харрис («Убей своих друзей», сериал «Черное зеркало»). Автор сценария: Алекс Рубенс («Киану»). В ролях: Кумэйл Нанджиани, Амара Каран, Диарра Килпатрик, Трэйси Морган.
Что происходит
Стендапер-идеалист Самир (Нанджиани) раз за разом начинает свои монологи с шутки про вторую поправку к конституции (ту самую, что гарантирует гражданам США право на хранение и ношение оружия), но серьезная тема оставляют равнодушной публику, зашедшую в клуб выпить и повеселиться. Однажды Самир встречает знаменитого комика (Морган), и тот советует неудачнику завязать с глубокомысленной политической сатирой и шутить о том, что беспокоит его самого и что он сам пережил. Первая же попытка переключить юмористический регистр приносит успех — вот только объекты насмешек Самира загадочным образом вычеркиваются из реальности после его выступлений. Домашние животные и люди исчезают, будто и не рождались вовсе, и, обладая чем-то вроде виртуальной «тетради смерти», комедиант заходит слишком далеко.
Что получилось
Джордан Пил точно уловил тон оригинальной «Сумеречной зоны», заданный отцом шоу Родом Серлингом — истории должны быть достаточно необычными и провокационными, чтобы выделяться на фоне стандартного телевизионного продукта, но и в должной мере доходчивыми, чтобы из них можно было сделать всем понятные выводы. Экстравагантность в сочетании с известной наивностью и назидательностью — характерный для классической «Зоны», но рискованный по нынешним временам микс, однако в «Комедианте» он работает на все сто. Кроме того, Пил и сценарист Рубенс сразу решили заявить о своей любви к оригиналу: в одной из сцен мы видим куклу для чревовещания из эпизода «Кукла» третьего сезона исходного шоу, вышедшего в 1962 году. И это не единственный синефильский реверанс: например, финальный кадр «Комедианта» — явная отсылка к кубриковскому «Сиянию», открывающая калитку для прочих аллюзий на творчество Кубрика, которых в первом сезоне новой «Зоны» предостаточно.
Режиссер: Грег Яйтанс («Контрольный выстрел»). Автор сценария: Марко Рамирез (сериалы «Сорвиголова», «Защитники»). В ролях: Адам Скотт, Крис Диамантопулос, Кэти Финдлей.
Что происходит
Джастин Сэндерсон (Скотт), известный своими журналистскими расследованиями и работой в горячих точках, летит в Тель-Авив. Одна из предыдущих командировок довела журналиста до нервного срыва и практически превратила в аэрофоба, и хотя новое редакционное задание лишено какого бы то ни было риска, Джастин ведет себя на борту крайне беспокойно. И тому есть причина: на своем месте журналист находит mp3-плеер с записью, в которой подробно рассказывается о таинственном исчезновении того самого самолета, который, с журналистом Сэндерсоном на борту, только что оторвался от земли. Приходится поднять на уши всех бортпроводников и пассажиров — благо, среди последних хватает подозрительных типов.
Что получилось
У второго эпизода новой «Сумеречной зоны» — богатая родословная: это уже третья экранизация сюжета, придуманного для сериала знаменитым писателем Ричардом Мэтисоном, причем в двух предыдущих действие разворачивалось на 10 тысяч футов ниже. Первый «Кошмар» появился в пятом сезоне оригинальной «Зоны» и был снят Ричардом Доннером (это одна из первых режиссерских работ создателя «Супермена» и «Смертельного оружия»), а его ремейк вошел в антологию «Сумеречная зона», созданную для большого экрана в 1983-м (тогда новеллу поставил отец «Безумного Макса» Джордж Миллер). Оба предыдущих «Кошмара» обыгрывали легенду о гремлинах, пытались рассуждать о различных фобиях (от ПТСР до боязни творческого человека быть непонятым) и были симптоматичны для своего времени. Новая версия, в которой никаких гремлинов нет (зато в наличии едва ли не вся сумма страхов, так или иначе связанных с современной гражданской авиацией и международной обстановкой), по-своему хороша, несмотря на слишком вольную трактовку сюжета. Правда, финал, отсылающий к другому культовому сериалу (нетрудно догадаться, к какому именно), может показаться чересчур надуманным — что, впрочем, довольно частое явление для «Зоны» во всех ее инкарнациях.
Режиссер: Якоб Вербрюгген (мини-сериал «Лондонский шпион»). Автор сценария: Хезер Энн Кэмпбелл (сериал «Чудотворцы»), Глен Морган («Пункт назначения», сериал «Секретные материалы»). В ролях: ДеВанда Уайз, Джессика Уильямс, Джефферсон Уайт, Люсинда Драйзек, Джонатан Уайтселл.
Что происходит
Пять членов экипажа космического корабля «Брэдбери Хэви» за минуту до старта миссии на Марс (первой в истории) узнают, что на Земле началась ядерная война. Приняв решение не отменять старт, астронавты с тяжелым сердцем отправляются к Красной планете, несмотря на то, шансы вернуться домой практически равны нулю. За восемь месяцев полета, да еще и оставшись без родной планеты, немудрено было бы сойти с ума, но путешественники, к их чести, остались в здравом рассудке. Правда, один из них предположил, что ни миссии на Марс, ни ядерной войны на самом деле нет: астронавты просто проходят тест на психологическую устойчивость…
Что получилось
Экологический и антимилитаристский месседжи задыхаются в вакууме уже на первых минутах эпизода: режиссера и сценаристов куда больше интересует поиск баланса «твердой» и «мягкой» научной фантастики. В этом герметичном космическом триллере, застрявшем где-то между конспирологическим «Козерогом-1» Питера Хайамса и апокалиптическим «Пеклом» Дэнни Бойла, герои вспоминают родных, борются с депрессией и поют хит The Interrupters «Family». С другой стороны, «Шесть степеней свободы» — достаточно убедительная фантазия о гипотезе Великого фильтра, да и от искусственного интеллекта, управляющего системами «Брэдбери Хэви», все время ждешь подвоха в духе Кларка/Кубрика. Так и не отыскав золотую середину, авторы решают все проблемы диким финальным твистом, который, как ни удивительно, картины не портит.
Режиссер: Крэйг Уильям Макнейлл («Мальчик», «Месть Лиззи Борден»). Автор сценария: Глен Морган («Пункт назначения», сериал «Секретные материалы»). В ролях: Крис О’Дауд, Эми Ландекер.
Что происходит
В один далеко не прекрасный вечер профессор-антрополог Джефф Сторк (О’Дауд) находит своего отца мертвым. Сторк-старший застрелился из антикварного пистолета с богатой отделкой и синим скорпионом на рукоятке — причем покойный всю сознательную жизнь был убежденным хиппи (и даже был дружен с рок-звездами той эпохи) и терпеть не мог огнестрельное оружие. У Джеффа, вдобавок к этой трагедии, на носу развод, но и это еще не вся беда: доставшийся профессору в наследство «Синий скорпион» станет для него не просто вещью, «виновной» в самоубийстве его отца, но и чем-то вроде магического предмета, управляющего разумом очередного владельца.
Что получилось
Пожалуй, самая стильная и относительно «безыдейная» серия сезона: мысль о вещах, способных отдалить нас от живых людей и поработить, очевидна, поэтому работает в эпизоде главным образом страшилка о таинственном предмете — вполне в духе американских романтиков По или Ирвинга. К пыльной классике примешивается сравнительно недавний хиппизм с его психоделом (в одной из самых эффектных сцен главный герой слушает хит Jefferson Airplane «White Rabbit»), а также чуть более ранний и таинственный кубинский бэкграунд. Наконец, «Синий скорпион» — полновесный бенефис Криса О’Дауда, недооцененного артиста, ошибочно принимаемого многими за комика, специализирующегося на ролях неудачников.
Режиссер: Саймон Кингберг («Люди Икс: Темный Феникс»). Автор сценария: Алекс Рубенс («Киану»). В ролях: Зази Битц, Сет Роген, Бетти Гэбриел, Джейсон Пристли, Джордан Пил.
Что происходит
На съемках эпизода «Сумеречной зоны» сценаристку Софи Гелсон (Битц) начинает преследовать странный человек — вернее, его размытый силуэт где-то на заднем плане. Сначала кто-то (предположительно, тот самый сталкер) подменяет текст, написанный Софи для очередного нравоучительного комментария, который должен проговорить Джордан Пил. Затем ассистентка обращает внимание Гелсон на то, что загадочный силуэт присутствует в сценах тех эпизодов, что уже сняты. Ну а дальше происходят вещи посерьезнее — странный человек с нечеткими очертаниями среди ночи устраивает на Софи настоящую охоту с жутким полтергейстом.
Что получилось
Красивый финальный аккорд сезона, и он вполне в духе Пила: «Силуэт» — кино в кино и кино о кино, незамутненный веселый постмодерн и уэскрэйвенщина чистой воды. Не исключено, что кому-то покажется, что на этот аттракцион вряд ли стоило тратить эпизод, но именно в «Силуэте» во всей красе предстают мифология, философия и логика классической «Сумеречной зоны» Рода Серлинга. Похоже, Пил подозревал, что диковинно-старомодный для современного телевизионного хоррор-сайфая тон вызовет у многих недоумение (судя по зрительским оценкам на IMDb, так и произошло), и на десерт преподнес зрителю что-то вроде ключа к пониманию шоу. А заодно признался в любви к классической «Зоне», которая в свое время стала маленькой революцией на телевидении: этот революционный дух Пил всеми силами старался сохранить в собственной «Сумеречной зоне» — да и во всех прочих своих работах, пожалуй, тоже.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…