Журнал

Валерия Гай Германика: «Я занята мыслями, как снять шедевр»

Валерия Гай Германика – одна из самых ярких и неоднозначных фигур современного российского кинематографа. Все ее проекты – бурные дискуссии, восхищение или критика, потому что равнодушным они не оставляют никого. Режиссер, сценарист и продюсер, Германика экспериментирует с жанрами и темами, меняя ландшафт российского кино. Но серьезно изменилась и сама Валерия. 

В юности вы хотели посвятить свою жизнь собакам. Почему не сложилось?

— Я попробовала поучиться в Тимирязевской академии на вечернем отделении, но поскольку у меня не было базового школьного образования, продолжить обучение не смогла. На самом деле этологии (наука о поведении животных, – КР) не может быть без биологии. Но с точными науками у меня не складывалось, и мама настаивала на том, что мне надо заниматься творческими профессиями.

И как же из всех видов творчества выбор пал на кино?

— Когда мне было 12 лет, мама однажды принесла домой коробку с камерой и отдала мне со словами: «Развивайся, снимай». И я реально стала очень много снимать, освоила и другую технику. Научилась записывать клипы с MTV, снимать саму себя, потом все это задействовать в аналоговом монтаже. То есть я сама додумалась, как в принципе монтировать. И снимала, снимала, снимала, экспериментировала.

Тогда понятно, почему режиссура, а не журналистика, например…

— Я начала ею заниматься в Университете Натальи Нестеровой. Потом там же ходила на религиоведение, другие факультеты. И как-то случайно попала на лекцию Марины Разбежкиной (сценарист, режиссер и продюсер, – КР). Она много говорила про кино, а потом начала спрашивать у аудитории какие-то личные вещи – как мы представляем себе одиночество, например. И тогда стало интересно. Оказалось, что все эти состояния и эмоции можно снимать. Я осталась на этом факультете, пока Разбежкина не ушла в Школу кино и телевидения «Интерньюс» и не забрала меня с собой.

Фото: Илья Вартанян

Недавно вы сказали, что выбираете актеров, которые со своей психофизикой и органикой встроятся в персонажа. А как вы это понимаете, учитывая, что в ваших картинах часто играют непрофессиональные актеры – музыканты, рестораторы, ведущие?

— Так это я и говорила про них. Профессиональный актер – он многоразовый, а я имела в виду именно типажи. А так не знаю, как происходит. Я просто смотрю на человека и понимаю, что это вот он – тот самый.

Доверяете интуиции?

— Конечно. Я всегда только на этом двигаюсь и в жизни, и в работе.

Интуиция идет нога в ногу с чувствительностью. Стоит ли выпускать эмоции или держать их в себе?

— От эмоций нельзя отгораживаться, их нельзя обижать и запирать. Если это делать, то в теле появятся неврозы или болезни. Если меня что-то бесит, я могу сказать об этом прямо и не строить из себя хорошего человека. Это отличное умение, правда. Может, это и причиняет дискомфорт другим, но психике важно освобождать эмоции.

А как у вас с эмпатией? Без нее сложно сопереживать героям фильма.

— Я как раз не по этой части. Конечно, у меня есть эмпатия, но я, например, очень эгоцентрична и при этом чувствительна. То есть я могу сама почувствовать то, что персонаж чувствует, и объяснить это актеру, и передать ему это чувство, и заразить его этим. Как проводник я неплохо работаю. Но все-таки не уверена, что чувствительность связана с эмпатией. Это скорее какое-то милосердие, доброта.

Фото: Илья Вартанян

С какими эмоциями вы и ваша команда создавали новый сезон «Обоюдного согласия»? 

— Поскольку у меня команда постоянная, а я требую глубокого погружения, то заметила, что у нас выработался очень хороший рефлекс отстранения. То есть даже когда я говорю: «Ребята, заткнитесь, у нас тут драматичная сцена», они все равно умеют отстраниться. Люди не хотят сталкиваться с чем-то страшным, погружаться во что-то очень сложное. И конечно, срабатывает инстинкт вытеснения. У меня еще папа умер во время этого проекта, и мне было очень плохо. Я, честно говоря, даже половину не помню, как снимала. Поэтому рада была, когда все закончилось. У нас все проекты сложные, и когда они заканчиваются, наступает чувство облегчения.

Сериал выходит на Первом канале, хотя он 18+…

— Я видела «Обоюдное согласие» гораздо жестче, да и продюсеры вырезали несколько сцен. Сейчас, когда выходят мои фильмы, люди часто пишут, что Германика уже не та и ничего шокирующего не снимает. Но это вопрос ко времени, а не ко мне. Я могу, конечно, снять все что угодно, но это никто не покажет. И слава богу, что мне в принципе разрешают показывать то, что я снимаю. На самом деле во мне больше страсти, чем я сейчас могу показать в проектах.

Как вы готовитесь к проектам?

Когда была студенткой, я смотрела много фильмов – это было частью обучения. Я тогда этим действительно увлекалась. Сейчас тоже слежу за тем, что из новинок выходит. Но думаю, что не обязательно смотреть кино, чтобы передать эмоции. Мне, например, книги помогают или люди. У меня привычка документалиста – все видеть, замечать и запоминать. В кино, кстати, помогает работа с животными. Вот так прочтешь Конрада Лоренца (зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии, лауреат Нобелевской премии по физиологии, – КР), позанимаешься чуть-чуть этологией, и тебе с актером проще работать. То есть какие-то схемы я оттуда беру. Благодаря этому тонкости психики больше проясняются. В юности я много ходила по выставкам и музеям с подругой. Мы их обсуждали, дискутировали, даже плакали иногда. Сейчас, когда я чувствую нехватку вдохновения, могу тоже на выставку сходить, книги почитать, уехать за город. Там можно понаблюдать за животными, за природой, за сменой времен года, которые навевают мысли о цикличности бытия. Большая луна, которая висит в небе, очень, кстати, психически влияет на меня.

Фото: Илья Вартанян

Что дает вам силы на все то, что вы делаете? Не только снимать фильмы и клипы, но и вести проект «Лера в большом городе», создавать ювелирные изделия?

— Я просто делаю то, что мне нравится. Если перестает – не делаю. Интуиция всегда подсказывает. Если кто-то скажет, что мне можно ничего не делать, а только отдыхать, ходить в салоны красоты – я смогу. (Смеется.) Я не такая продуктивная, как некоторые мои знакомые трудоголики. Сейчас такая тенденция: женщины друг перед другом хвастаются, как они много работают, что их на скорой с работы увозят. И они верят, что это круто. А если едут на отдых, то пишут мне сообщения: «Я деградирую на море». То есть им кажется, что отдых — это плохо. Я бы могла, наверное, быть как они, но мне очень нравится пойти погулять с собакой, посмотреть на закат, посидеть, подумать, в одну точку посмотреть. Такой вот у меня ритм. Это совсем неплохо. Это очень на самом деле вдохновляет. Еще дети очень смешные. Пока человек много работает, он не видит, как растет и развивается его ребенок. Я вот все думаю, как передать в кино это ощущение детства – как у Казакова в рассказе «Во сне ты горько плакал» про его маленького сына. Как мне передать такие вещи, чтобы человек все почувствовал? В общем, я занята мыслями, как снять шедевр. Эти мысли гораздо лучше и важнее, чем все успевать.

Чаще можно услышать, что приходится какими-то своими целями и мечтаниями жертвовать ради детей. Можно ли обойтись без самопожертвования?

— У каждого своя степень жертвенности. Передо мной такого вопроса никогда не стояло. Когда я первый раз была беременна, мне говорили, что это несовместимо с кино. Но я не знаю, почему так говорили, у меня все дети (16-летняя Октавия, 8-летняя Северина и 4-летний Август, – КР) выросли в кино. Если я куда-то еду – на работу или на отдых, то беру их с собой. Мне нечем жертвовать, потому что у меня все органично, мне хочется просто отдавать и вкладывать. Да и работы у меня такой нет, чтобы ею жертвовать. Может, если бы я была космонавткой или капитаншей дальнего плавания, передо мной стоял бы выбор – работа или дети. Тогда я бы пожертвовала работой. Или брала бы детей с собой. (Смеется.) Мне кажется, что чем больше детей, тем лучше. Это хорошо, правильно, интересно и не скучно. Я бы еще хотела много детей. Мне даже кажется, что я завожу животных как детей и бизнесы. Мне нравится изобилие. Все работает, движется, бегает, хрюкает, мяукает. Бытует мнение, что люди, у которых есть семь котов, просто сумасшедшие и несчастные. Но никому не приходит в голову, что можно завести их от изобилия, от того, что у тебя большой дом, от того, что ты просто можешь себе это позволить и дать этим котам любовь и заботу. Если у вас есть больше, чем вы можете дать, не делайте забор выше, а делайте стол шире. Мне такая концепция интересна.

А с самой собой наедине вам комфортно находиться?

— Да, очень. Я полюбила быть одна. Побыть в тишине – мне это надо. Я могу сказать об этом детям, и они поймут, или я могу пойти гулять одна или с тем, кто просто молчит. Потому что мне важен этот контрапункт, вдох-выдох. Я очень люблю чувство ритма. Я его изучаю в слове, в монтаже, во всем. И в жизни он тоже важен.


… Полностью читайте интервью в октябрьском номере журнала «КиноРепортер»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

26 минут назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

3 часа назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

5 часов назад

На поддержку отечественного кино направят 2,6 млрд рублей в год

Премьер-министр России Михаил Мишустин распорядился направить дополнительные средства на поддержку отечественного кинопроизводства. Сумму в 2,6 млрд будут выделять каждый год,…

19 часов назад

«Конклав»: Страх и сомнения во время предвыборной гонки

Папа римский отдает душу Всевышнему. Для избрания нового понтифика собирается конклав – закрытое собрание кардиналов, которые устраивают тайное голосование. Побеждает…

20 часов назад

Макар Хлебников – о нейросетях, своих героях и сериале «Дети перемен»

Макар сразу обратил на себя внимание, сыграв в сериале «Пингвины моей мамы». Но роль зумера Никиты в драме «Снегирь» его…

23 часа назад