Наталья Кудряшова приехала покорять Москву в 2001-м из Нижнего Новгорода, где окончила театральное училище. В столице она поступила в лабораторию к признанному мэтру Анатолию Васильеву, у которого она играла в пьесах Чехова, Шекспира, Манна. Позже Наталья выходила на сцену МХТ им. Чехова.
В 2015 году она сняла фильм «Пионеры-герои», сценарий к которому написала сама и сама же сыграла там главную роль. Эта картина в итоге была номинирована в категории «Лучший дебют» на Берлинале. В фильме Натальи Меркуловой и Алексея Чупова «Человек, который удивил всех», принесшем в 2018 году Кудряшовой венецианского «Льва» за лучшую женскую роль, она сыграла беременную жену смертельно больного егеря. В этом году на кинофестивале в Локарно Наталья представила свою новую режиссерскую работу – фильм «Герда».
Каковы были ваши первые эмоции после победы в Венеции?
— Я, конечно, не ожидала. Нас остановили за несколько часов до вылета. Мы должны были улетать, я проснулась утром и подумала: как-то все быстро прошло, уезжать не хочется. Выложила в фейсбуке пост: «Венеция, тебя как-то мало». Пошли с мужем (оператор Василий Григолюнас, — КР) гулять до вечера, потому что выехали из отеля в полдень… И тут мне наш продюсер Екатерина Филиппова говорит: надо срочно менять билеты и оставаться.
Объяснила почему?
— Сказала, что, скорее всего, у меня будет приз. Мне не верилось, я нервничала. И весь этот и следующий день до церемонии очень волновалась. Классно, что церемония закрытия в Венеции проходит очень лаконично: нет никаких песен, плясок, лирических отступлений. Там просто выходят и говорят: так, сейчас мы будем объявлять победителей. Ну и первой мыслью, когда написали на большом экране, что я лучшая актриса, было: все, сейчас я умру прямо здесь в зале. Потом объявили, и меня, конечно, накрыл шквал эмоций. Я выхожу на сцену Венецианского кинофестиваля, в зале Наоми Уоттс, Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон, Терри Гиллиам… Непередаваемые ощущения.
Удалось с ними пообщаться?
— Да, после окончания церемонии спускается Наоми Уоттс, подходит ко мне и говорит: поздравляю, вы «вэри дип», «бриллиант», еще много лестных слов. Не успеваю обернуться, меня поздравляет уже Уиллем Дефо, Альфонсо Куарон говорит мне про то, что у меня невероятно глубокая сильная роль… А я думаю: боже мой, что происходит вообще? Потом мы все вместе сидели на фуршете. Я смотрела на Дефо и думала: это же парень из «Антихриста», почему я сижу рядом с ним?
Победу в Венеции вы посвятили маме?
— Она прекрасная. У нас такая безусловная любовь с детства, мы не совсем, наверное, мама и дочь. Скорее подружки. Я называю ее Ира. (Улыбается.) Мама в курсе всего, что со мной происходит. Я с ней часто советуюсь. Она у меня очень творческий человек, абсолютный созидатель, великий оптимист. Даже в самых сложных ситуациях моя мама — как раз тот человек, который не даст упасть. Притом что я довольно депрессивный человек.
Не раз бывало, что актеры пробивались лишь после того, как писали сами под себя сценарий. Так было с Сильвестром Сталлоне, Беном Аффлеком. Полнометражным режиссерским и сценарным дебютом «Пионеров-героев», где сыграли главную роль, вы в свое время занялись из этих же побуждений?
— Я вообще хотела другую актрису! Просто у меня было мало денег, а я снималась бесплатно. В какой-то момент мне в актерской профессии стало скучно, хотя были главные роли во МХАТе и Театре Васильева. Особенно после ухода Анатолия Александровича из театра. Я ведь пришла к нему.
Он много вам дал?
— Да, перебравшись в Москву, я поступила к Анатолию Васильеву в лабораторию, и на 4 года оказалась запертой в секте. Настоящей театральной. Мы там занимались текстами Платона, тай чи (китайская гимнастика, – КР), всевозможными практиками… Анатолий Александрович – великий педагог и режиссер, очень многие вещи, которые он нам давал, были режиссерскими, а не актерскими. Я нашла театр своей мечты. Концептуальный театр. Уход Васильева в 2006 году был для меня полной неожиданностью – я перестала понимать, что делать дальше. И наверное, тогда и стала думать о режиссуре. А в 2010-м поступила на Высшие режиссерские курсы к Владимиру Хотиненко.
Как вам работается с другими режиссерами? Тем более что вы сами режиссер.
— Отлично. Я разграничиваю эти две свои профессии. Знаю зону ответственности актера и никогда не перехожу на территорию режиссуры, не начинаю что-то советовать… Я дисциплинированная. (Смеется.)
Ваш новый фильм «Герда» – про современную Психею?
— Это история про попытки выйти за рамки обыденности, покинуть «аквариум». Дело происходит в провинции, главная героиня – девушка, которая пытается вырваться из тисков жизненных обстоятельств. Мы собираемся визуализировать человеческую душу и рассказать о ней. Мне кажется, это уник
альная идея. «Герда» про то, что благодаря душе – этой невидимой никем, нематериальной субстанции – мы и верим во что-то, надеемся. Она позволяет нам, несмотря ни на что, двигаться вперед. Потому что если на самом деле ничего, кроме биологической жизни тела, не существует, то жизнь достаточно грустная штука.
Черпали вдохновение в воспоминаниях о жизни в Нижнем?
— Провинция неискоренима, она всегда с тобой. Мало того, Нижний Новгород же до 1990-х был закрытым городом, там строили подводные лодки. Город Горький – я никогда его не любила. Это правда довольно жесткое место. «Город каменный, люди железные». Самое сложное было вырваться. Я помню это ощущение, когда ты хочешь, у тебя есть силы, но нет материальных возможностей. Или есть обстоятельства, которые тебя не пускают. Когда писала синопсис по «Герде», думала: интересно, а иностранцам понятно, почему три сестры не уехали в Москву? Потому что провинция проникает в кровь. Самое сложное – совершить переход, побег. И в моем фильме многие мои мысли – про это.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…