Автор документалки пытается понять, чего мы лишились, – хоррор-шедевра, хорошей адаптации или закономерного провала.
«Обитель зла» у зрителей ассоциируется исключительно с двумя именами – Полом У. С. Андерсоном и его супругой-музой Миллой Йовович. Запустив франшизу как стильный экшен-хоррор с Мэрилином Мэнсоном в качестве композитора, режиссер/продюсер с каждой следующей частью уводил серию в сторону зомби-фарса. Зрелищного, но лишенного всякого смысла. Однако «Обитель зла» могла быть совсем другой, поскольку первоначально создание киноверсии доверили великому Джорджу Ромеро, родоначальнику жанра зомби-хоррора. За 6 недель постановщик успел написать черновик сценария, но тот не понравился ни разработчикам из Capcom, ни Sony. И Ромеро уволили.
В своем документальном фильме Брандон Солсбери проливает свет на то, какой могла получиться адаптация культовой видеоигры за авторством человека, сделавшего зомби такими, какими мы их знаем сегодня. Однако следует отметить, что по большей части лента отдает дань уважения всему творчеству Ромеро, а не только неснятому фильму. Центральная история недостаточно содержательна для полноценной картины, именно поэтому она дополнена общими материалами о Ромеро и об истории игры, стоящей за фильмами. Что окажется интересным материалом для новичков, но, вероятно, наскучит тем, кто хотя бы отчасти знаком с фильмографией постановщика и оригинальными «Обителями зла».
Пробравшись через продолжительную экспозицию, зрители узнают, почему Ромеро отказали. Кинокомпании, ответственные за экранизацию, видели «Обитель зла» именно экшен-фильмом, в то время как Джордж планировал сделать упор на хорроре (а как иначе?). Создатели проекта хотели блокбастер, а Ромеро – искусство. В своем черновике режиссер, в отличие от Андерсона, постарался сделать историю максимально близкой к оригинальной игре. Причем умело добавив в нее несколько действительно крутых идей, которые наверняка пришлись бы по вкусу фан-базе геймеров. Тем более что зомби-проекты Ромеро были не столько пугающими ужастиками, сколько авторскими высказываниями на злободневные темы.
«Ночь живых мертвецов» (1968) рассказывала историю незнакомцев, вынужденных обороняться от зомби в фермерском доме. В свой дебют Ромеро вложил социальный подтекст – критику американского участия в войне во Вьетнаме (а в более широком смысле и холодной войны), а также настроений в обществе того времени, включая противодействие движению за гражданские права чернокожих. «Рассвет мертвецов» (1978), действие которого разворачивалось в торговом центре, подчеркивал сверхпотребительство американцев, их жадность и одержимость материализмом. А «Земля мертвых» (2005) воспринималась как сатирическая репрезентация классового неравенства.
Версия «Обители зла» Ромеро тоже содержала подобные остросоциальные вкрапления. Режиссер хотел сфокусироваться на злоупотреблении государством военными силами, а также на могущественных корпорациях, которым нельзя доверять. В Umbrella, ответственной за создание зомби-вируса, Джордж видел абсолютное зло, чьи научные эксперименты носят для человечества исключительно негативный характер. То же касалось и военных, видевших в вирусе только агрессивный потенциал. Новый и, главное, эффективный инструмент для ведения боевых действий. В фильме можно было бы увидеть определенные параллели с «Днем мертвецов» (1985), где Ромеро уже критиковал милитаризм, сравнивая выживших в зомби-апокалипсисе солдат и ученых с фашистами.
При этом проблемы препродакшена исходили не только от правообладателей. Сам Ромеро боялся, что не сможет предложить зрителям ничего нового в «Обители зла», и аудитория легко подметит самоповторы. И дело касалось не только темы, которую режиссер уже однажды затрагивал. Именно «живые мертвецы» Джорджа послужили вдохновением для разработчиков оригинальной игры, которые развили идеи крестного отца зомби-жанра, создав нечто уникальное из знакомых элементов. Если бы все сложилось удачно, перед Ромеро стояла бы непосильная задача – переизобрести переизобретенный велосипед.
При всех вводных и без сегодняшних комментариев режиссера, покинувшего нас в 2017 году, тяжело спрогнозировать, какой бы получилась экранизация видеоигры от культового постановщика. Черновой сценарий оказался неплох, но его финальная форма могла трансформироваться в совсем другое произведение. Весьма сомнительно, что разработчики и киностудия предоставили бы Ромеро карт-бланш, а, значит, ему пришлось бы идти на уступки. Которые, в свою очередь, могли бы сказаться на киноязыке Джорджа. В любом случае Ромеро тепло отзывался об игровой серии и успел срежиссировать рекламный ролик для одной из частей «Обители зла». Во время его съемок он отметил:
«Я люблю снимать фильмы. Здорово, что существует игра, отсылающая к тому самому жанру. Я чувствую, что оказал небольшое влияние на нее, и польщен этим».
Комментарии