К 100-летнему юбилею звезды вспоминаем ее знаковые роли.
Джуди Гарленд – символ американского мюзикла. В то же время ее судьба стареющей звезды с неудачными замужествами, барбитуратной зависимостью и подступающим забвением стала своего рода матрицей для подобных трагических творческих биографий, от Мэрилин Монро до Майкла Джексона. Несомненно одно – американское кино XX века невозможно представить без Джуди Гарленд, ее энергии, искренности, глубокого голоса и лучших образов.
«Чистокровки не плачут» (1937)
Джуди в 15 лет уже была известна как певица (изначально – в составе вокальной группы «Сестры Гамм»). К этому времени она уже заключила контракт со студией MGM, сыграв несколько ролей. В «Чистокровках» Альфреда Грина ее партнером впервые стал Микки Руни, будущий напарник по 10 фильмам – так называемым малобюджетным «мюзиклам на заднем дворе». Это был дуэт ярких тинейджеров, талантливых и неудержимых нарушителей спокойствия.
Позже Руни скажет, что здесь впервые проявилась личность актрисы Джуди Гарленд, урожденной Фрэнсис Гамм. Наивная, но умная и энергичная девчонка со взрослым, гипнотическим певческим голосом. В сцене, где появляется ее героиня, она с порога признается новому знакомому, что станет великой певицей и актрисой. И хотя роль у Джуди Гарленд здесь еще вспомогательная, песен немного, в облике сохраняется подростковая нескладность, в это предсказание уже можно поверить.
«Волшебник страны Оз» (1939)
Возможно, главный фильм в американской мифологии, цветная сказка, осветившая черно-белый мир Великой депрессии. Отправившись в путешествие по дороге из желтого кирпича, Джуди Гарленд уже не покинула волшебной страны. Она стала символом и образцом. Не конвенциональная, по меркам тогдашнего Голливуда, внешность и непосредственность реакций влюбили зрителей в Дороти.
Очень долго после этого актриса должна была играть юных девушек, чистых, искренних и безоговорочно оптимистичных. Но в «Волшебнике страны Оз» не было фальши во многом благодаря игре Джуди Гарленд. Ей удалось изобразить Дороти сказочную, но достоверную, деятельную, открытую миру и отзывчивую к боли других. Одной сцены с классическим исполнением песни Over The Rainbow достаточно, чтобы это стало очевидно.
«Встреть меня в Сент-Луисе» (1944)
И снова Гарленд должна воплощать американскую мечту, живущую наперекор катастрофам. В разгаре Вторая мировая война, зритель хочет отдохнуть от печальных новостей. Цветной мюзикл Винсента Минелли о жителях предместья Сент-Луиса в мирном 1904 году становится суперхитом. Сентиментальная идиллия, яркий мир без теней. Самые страшные проблемы в нем – любовные треволнения молодых людей, обреченных на счастливую жизнь. Разве что маленькая озорница в исполнении Маргарет О’Брайен достойно дополняет выходы Джуди Гарленд и не дает заскучать.
Оглядываясь назад, мюзикл может показаться приторным, слишком прилизанным, даже цвета неестественны. Но некоторые песни оттуда стали золотым стандартом, а сила убеждения фильма, очевидно, была как раз достаточной для американцев той эпохи. Внимание, конечно, фокусируется на Гарленд в облике девчонки-соседки, только увиденной сквозь идиллическую дымку прекрасной эпохи. Вероятно, так на нее и смотрел режиссер Минелли, который вскоре женился на актрисе.
«Часы» (1945)
Уже в следующем году Минелли снимает супругу совсем в другой роли. Прежде всего это первый большой проект Джуди Гарленд, где она не поет. Что, разумеется, нисколько не мешает ей выразить сложные эмоции. За кадром снова война: туда скоро отправится отпущенный на побывку солдат, который случайно встретил героиню Гарленд в Нью-Йорке. У них совсем немного времени, чтобы влюбиться, развлечься, насладиться обществом друг друга и, наконец, пожениться.
В черно-белой картине нет крупных мазков мюзиклов, но есть более тонкие решения. Когда после череды смешных и милых приключений влюбленные наспех проходят свадебную церемонию, без друзей, платья, колец, — их клятвы верности заглушает поезд. Это напоминание о беде и разлуке, которое героиня Джуди Гарленд не готова принять. В ее образе здесь не только внешнее обаяние, но готовность к жертве и серьезность настоящего чувства.
«Пасхальный парад» (1948)
Еще один фильм из «золотого фонда» с песнями Ирвинга Берлина. Действие снова перенесено в начало прошлого века. Здесь Джуди Гарленд в первый и последний раз работает с великим танцором Фредом Астером. Тот играет шоумена, который ищет напарницу. И находит – танцовщицу в заштатном баре. Далее Астер помогает Гарленд освоиться на сцене и в жизни, затем неизбежно приходит влюбленность.
Сюжет незамысловат, зато саундтрек получил «Оскара». Вокальные и танцевальные номера можно на одном дыхании смотреть и сегодня. К выходу «Пасхального парада» Вторая мировая давно закончилась, поэтому пиршество цвета и звука смотрится как утверждение нового счастливого мира, где всем воздается по справедливости.
«Звезда родилась» (1954)
В подростковом возрасте Джуди Гарленд называли на студии «гадким утенком» и держали на строгой диете. Со временем у актрисы развились нервные расстройства и зависимость от лекарств. По одной из версий, MGM даже подсадила Гарленд на амфетамины – для лучшей работоспособности. В 1950 году актриса расторгнет контракт со студией Майера и на 3 года исчезнет с радаров. Ремейк мюзикла 1937 года – это и триумфальное возвращение Джуди Гарленд на большой экран, и опус магнум режиссера Джона Кьюкора.
Трехчасовой фильм рассказывает о восхождении молодой актрисы и падении знаменитого актера, ее мужа, некогда открывшего артистку. Фильм про певицу, продолжающую выступать и улыбаться на сцене, несмотря на все удары судьбы, был, разумеется, отчасти автобиографическим для актрисы. Ходили слухи о том, что звезда срывала съемки, но итоговый результат оказался выше всяких похвал. Джуди Гарленд поет и играет на пике формы, а фильм, бывший в свое время самым дорогим в истории, по-прежнему представляет яркое зрелище с мириадами театральных декораций.
«Нюрнбергский процесс» (1961)
В фильме Стэнли Крамера Джуди Гарленд снова не поет. Слова ее персонажу вообще даются с трудом: она – свидетельница на Нюрнбергском процессе против нацистов. Историческая судебная драма Крамера снималась с лучшими артистами своего времени, включая Берта Ланкастера и Марлен Дитрих.
У Гарленд здесь каких-то 15 минут экранного времени, в которые она смогла передать глубокую печаль, боль от травмы прошлого, слабость одинокой женщины и чувство долга, которое не удается заглушить. Ее психологический поединок с адвокатом нацистских преступников, которого играет Максимиллиан Шелл, фактически составляет кульминацию фильма и одно из главных его впечатлений.
«Я могла бы продолжать петь» (1963)
Трудно оценить, насколько фильм Рональда Нима хорош сам по себе. Он остается в истории, потому что стал последним для Джуди Гарленд. Вновь пророческое название и явные переклички с биографией звезды, которая не научилась одновременно работать и на самореализацию, и на личное счастье. По сюжету, сын певицы растет с отцом и считает, что он приемный. Разумеется, мама, стареющая дива, вновь появляется в их жизни, но ради семьи она никогда не сойдет со сцены.
Старомодно поданная история с мелодичными песнями прошлого, прощание с эпохой. Гарленд в наступивших 1960-х больше не появлялась на экране, хотя и продолжала гастролировать. Ее прощание с кино завершилось песней – так же как некогда, в невинную эпоху.
Рецензию на байопик «Джуди» о последних месяцах жизни актрисы читайте здесь.
Комментарии