Кино

Где ищут любовь Хабенский, Исакова и Пересильд

С одной стороны, кажется, что «Трое» — слишком уж простое кино. Это очередная для Анны Меликян мелодрама о нелегкой в морально-этическом плане жизни богатых белых людей в центре Москвы и Санкт-Петербурга — чего мы там, казалось бы, не видели? По всей симптоматике новая картина напоминает примерно любую предшествовавшую в фильмографии постановщицы, кроме, пожалуй, дебютного «Марса» (2004), где она все же отправлялась глубоко в провинцию и искала там совсем другой гротеск. Что «Русалка», где мир «Марса» сталкивался в стилистике магического реализма с московским безжалостным чистоганом, что дилогия «Про любовь», что «Звезда» и «Фея», что ее новейший сериал «Нежность» – с упорством, вроде бы достойным лучшего применения, Меликян бьет в одну точку.

С другой стороны, в «Троих» использовано слишком много приемов и методов, нетипичных не то что для Меликян, а вообще для всего российского кинематографа. Скажем, изысканная идея не показывать в кадре ничьих лиц, кроме главных артистов – Константина Хабенского, Виктории Исаковой и Юлии Пересильд. Режиссер искренне восхищается своими любимыми артистами и дарит зрителю возможность понаблюдать вблизи, крупным планом и без отвлекающих элементов за их исключительной игрой. Заодно она намекает, что их история хоть и универсальна и архетипична, но все же уникальна.

Саша Сашин (Хабенский) ведет late-night show – острый и ироничный телепроект с гостями, музыкальными интермедиями — словом, идеальный продукт для тех, кто хочет уйти спать с хорошим настроением. Сапожник, как всегда, без сапог: несчастный ведущий утопает в тяжелой депрессии и не видит у нее берегов. В первой же сцене он пытается покончить с собой, привязав к шее только что полученную за ненавистные профессиональные достижения статуэтку. Из реки его спасает Вероника (Пересильд), начинающая поэтесса и лузер-экскурсовод, которой отчаяние отчего-то не свойственно. Злата (Исакова), верная Сашина жена, тоже делает вид, что у нее все не просто хорошо, а идеально, причем продает это впечатление публике на тренинговых вебинарах. Ее семейные отношения свелись к домашним делам: она натирает мужу проплешину мазью, кормит его антидепрессантами, менеджерит строительство загородного дома и (якобы) пытается разобраться с тем, почему у них до сих пор нет детей.

Налицо классическое киношное па-де-труа: она его любит, а он полюбил другую. Но никакого разрешения эта коллизия не получит: герои побултыхаются в этой истории, как дети на мелководье, и выплывают к открытому финалу. Тут, наверное, нужно объяснить такое количество водных метафор. Меликян постоянно поливает героев дождем и окунает в водоемы, как будто крестит их (особенно впечатляет финал, поразительно снятый оператором Николаем Желудовичем, ранее работавшим исключительно в документалистике). Собственно, и христианская подоплека в «Троих» тоже очень важна: по сюжету, Злата в обнимку с Вероникой идут поклониться святой Ксении Петербургской, да и название неиллюзорно намекает на одно из важнейших богословских понятий. Словом, пусть фильм и может издали показаться обычной любовной драмой, но все же насмотренный глаз увидит в нем много красных флажков, которые намекают — все не так просто.

Вообще Меликян часто упрекают за то, что ее сюжеты отчетливо привилегированные, словно куплены в ЦУМе, рождены на Патриарших прудах. Но нюанс фильма «Трое» в том, что это первая картина режиссера, что скорее из магазина ДЛТ и с Невского проспекта, то есть отчетливо петербургская. Оппозиция двух российских столиц в этом фильме подчеркнута экстерьерным решением. Если Москва показана скорее как воспаривший к небу Вавилон из стекла и бетона, где непрерывно идет стройка, то в Петербурге троица героев находит второе дыхание, чтобы продолжать жить дальше. Именно там Сашин на пике кризиса среднего возраста мимолетно влюбляется, в городе на Неве Злата вдруг уверует в Бога, обретая надежду на будущее своей семьи. Наконец, Веронике как коренной жительнице единственной сюжетно дарована возможность не думать постоянно только о деньгах, пребывать в счастливом неведении о терзаниях сильных мира сего и писать свои стихи.

Так же и сама Меликян — просто не хочет думать о бюджетах и критиках, обращая внимания на конъюнктуру, и продолжает снимать свои картины о разлитой в воздухе любви. Ее нередко упрекают даже в мизогинии: скажем, сериал «Нежность», вышедший в один год с картинами «Трое» и «Фея», начинается с пари героини Исаковой с подругой, что она переспит за сутки с любым мужчиной. Следовательно, обесцениваются иные женские стремления. «Трое», впрочем, уравнивает оба пола в их желаниях хоть ненадолго избавиться от одиночества: Сашин остался один на один с собой, будучи в браке и под прицелами камер. Все это делает картину не только глубоко и обильно нюансированной, но еще и парадоксально актуальной: в сложные времена люди всегда искали и ждали от кино сказки, а в реальной жизни — искренних чувств. Таким образом, «Трое» вышли из воды очень вовремя.

«Трое» уже в кинотеатрах. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

4 часа назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

5 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

7 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

9 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

11 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

14 часов назад