Реж. Джон Франкенхаймер, 1966
Один из первых и по-прежнему один лучших художественных фильмов о гонках, в котором показали не только эпичные сцены заездов, но и рассказали о жизни пилотов за пределами трассы. По сюжету молодой американец Пит Арон, мечтающий прорваться в первый эшелон элиты автоспорта, сначала выбивает более опытного напарника по команде, а после еще и уводит у него жену. «Гран-при» совершил революцию в съемках самих гонок, за которую Джереми Кларксон и его коллеги из «Топ Гира» и «Гранд тура» благодарны до сих пор: в фильме впервые использовали бортовые камеры, которые прямо из кабины болида показывали, как пилоты управляют спорткарами и преодолевают повороты на скорости в 250 км/ч. На «Оскаре» 1967 года фильм собрал охапку технических наград. Любителям гонок «Гран-при» запомнился и беспрецедентным количеством камео звезд автоспорта: Фил Хилл, Хуан Мануэль Фанхио, Джим Кларк, Йохен Риндт, Джек Брэбем и Грэм Хилл — на шестерых у этих пилотов несколько десятков титулов самых престижных гоночных серий середины прошлого века.
Реж. Ли Х. Кацин, 1971
Лента со Стивом Маккуином в главной роли провалилась в мировом прокате, но запомнилась как олицетворение золотой эпохи автоспорта. Главные действующие лица фильма — пилоты и инженеры команды «Скудерия Феррари», а фокус сделан на машины Porsche 917 и Ferrari 512. Создатели «Ле-Мана» полностью сосредоточились на гонках и отодвинули сюжетную линию на второй план (персонаж Маккуина не произнес ни одной реплики за первые 40 минут). Зрителя завлекали не диалогами, а невероятными гоночным кадрам и эффектными трюками — причем настолько реалистичными, что один из каскадеров лишился ноги во время съемок аварии. Маккуин, прославившийся не только как голливудский актер, но и профессиональный гонщик, во всех сценах с заездами снимался без дублера. А еще ему удалось настолько поднять зрительский интерес американцев к европейской серии Ле-Ман, что та на несколько лет сумела по телевизионным рейтингам приблизиться к NASCAR (Национальная Ассоциация гонок серийных автомобилей в США — прим. КР).
Реж. Тони Скотт, 1990
Большой голливудский проект, который отбился в прокате, но не нашел симпатий у публики. Том Круз сыграл молодого пилота, после успеха в Формуле-1 пытающегося стать лучшим в Штатах, но постоянно сталкивающегося с техническими неисправностями машины. «Дни Грома» — не прямой байопик, однако черты главного героя и карьерные особенности списаны с реального участника NASCAR Тима Ричмонда. Критикам картина не понравилась качеством спецэффектов и съемками гонок, а также вторичностью сюжета — многим показалось, что создатели просто перенесли вышедший за четыре года до этого хит «Лучший стрелок» в декорации гоночного трека. Зато это первый совместный фильм Круза и Николь Кидман, на съемках которого и закрутился их бурный роман.
Реж. Адам Маккей, 2006
Уилл Фаррелл обожает придумывать спортивно-пародийные фильмы, и между футболом («Бей и кричи») и баскетболом («Полупрофессионал») с фигурным катанием («Лезвия славы») дело дошло до автоспорта. Над работой в «Рики Бобби» комик привлек своих старых друзей — Адама Маккея и Джона Си Райли — вооружился едкими сортирными шутками и запрыгнул в облегающий гоночный костюм. Досталось в комедии всем: жадным до денег спортсменам и их WAGs (wives and girlfriends — жены и подруги — прим. КР), бездушным корпорациям, бестолковым родителям и недалеким реднекам, не способным справиться ни с одной из жизненных проблем. 13 лет назад комики практически не задумывались над политкорректностью, поэтому спокойно шутили над ожирением или эмигрантами, а еще могли посмеяться над религией и молиться «новорожденному Иисусу», восхваляя его за роскошный обед из KFC или Domino’s.
Реж. Джон Лассетер и Джо Рэнфт, 2006
Еще один Маккуин списка. Выпущенный в промежутке между сверхуспешными «Суперсемейкой» и «Рататуем», мультфильм «Тачки» поначалу воспринимался как одна из главных художественных неудач студии Pixar. Многим критикам не нравилось полное отсутствие человеческих персонажей (впервые после «Приключений Флика») и слишком детское повествование. Однако приключения болида Молнии Маккуина в маленьком городке Радиатор-Спрингс так понравились зрителям, что продюсеры решили растянуть франшизу сразу на три фильма и даже выпустили спин-офф «Самолеты». Большой поклонник автомобилей Джон Лассетер предал каждой антропоморфной машине неповторимую индивидуальность, как обычно снабдив свою фирменную анимацию десятками жизненных мудростей для детей и взрослых.
Реж. Азиф Кападиа, 2010
Даже те, кто воспринимает Формулу-1 как гонки богачей, которые два часа впустую разъезжают по кругу, хотя бы раз слышали об Айртоне Сенне. Поклонникам автоспорта он запомнился невероятно улыбчивым и позитивным человеком, а еще — одним из самых одаренных пилотов в истории. За свою недолгую карьеру он трижды становился чемпионом, имея одно из лучших соотношений числа гонок к победам, а также заслужил прозвище «Человек дождя» за мастерство пилотирования по мокрой трассе. Жизнь бразильца трагично оборвалась в 34 года — его машина на скорости 310 км/ч слетела с трассы и врезалась в ограждения. Смерть Сенны повлекла за собой серьезные изменения в правилах проведения гонок и оборудования болидов: благодаря усилению мер безопасности в Формуле-1 на протяжении 20 лет не случалось инцидентов с летальным исходом, вплоть до аварии Жюля Бьянки в 2014 году. Режиссером документальной работы о гонщике выступил Азиф Кападия — автор оскароносного фильма «Эми». Избегая «говорящих голов», он использовал лишь материалы с гоночных заездов и ранее неопубликованные видео из личного архива Сенны и его семьи. Фильм раскрыл Айртона как человека и гонщика, делая акцент на соперничестве с французом Аленом Простом.
Реж. Рон Ховард, 2013
За десятилетие до противостояния Проста и Сенны самые жаркие дуэли в Формуле проходили между британцем Джеймсом Хантом и австрийцем Ники Лаудой. Их соперничество идеально подходило для кино: помимо того, что они были самыми талантливыми и успешными пилотами своего поколения, гонщики являлись полной противоположностью друг другу на треке и в жизни. Хант, роль которого исполнил Крис «Тор» Хемсворт, вел себя как дерзкий и нахальный плейбой, тотально забивавший на режим. В противовес ему Лауда (Даниэль Брюль) — педант и приверженец строгой дисциплины. Драматизма противостоянию Ханта и Лауды добавляет страшная катастрофа, случившаяся в 1976 во время заезда на немецком Нюрбургринге — из-за неисправности задней подвески болид Лауды вылетел с трассы, ударился о заграждения и загорелся. Гонщик оказался зажат между обломками, но подоспевшие соперники австрийца смогли вовремя достать его из машины. Лауда получил обширные ожоги по всему телу, но благодаря настойчивому характеру смог сесть за руль гоночной машины спустя всего шесть недель. До аварии Лауда выиграл Формулу один раз, а после сумел стать лучшим по итогам чемпионата дважды, отобрав в 1977 году титул все у того же Ханта.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…