Рассказываем о странных и очаровательных картинах великого сказочника.
Имя Тима Бертона в последнее время все чаще мелькает в прессе. То Тимоти Шаламе из «Вонки» сравнят с версией Джонни Деппа 2005-го, то сериал «Уэнсдэй» обзаведется первым тизером, то новость о перезапуске «Сонной Лощины» появится. А еще на этой неделе исполняется тридцать лет с премьеры фильма «Бэтмен возвращается» (1992). В общем, поводов хватает. А потому «КиноРепортер» рассказывает о необычных – в первую очередь для самого Тима Бертона – проектах, к которым режиссер приложил руку.
Начало
Тим Бертон, поклонник фантастики и фильмов ужасов, с детства был очарован магией кино. Он подумывал о том, чтобы стать актером, хотел «управлять Годзиллой» и, предпочитая одиночество общению со сверстниками, пускал творческую энергию в нужное русло. Начинал будущий режиссер с кукольных мультфильмов, большинство из которых не сохранилось. Затем стал совершенствоваться в искусстве мультипликатора: благодаря нарисованному карандашами посвящению «Кабинету доктора Калигари» талантливого студента приметили в студии «Дисней».
Уже в этой работе, «По следам монстра-сельдерея» (1979), были очевидны и необычная техника, и склад характера будущего мастера. Но рисовать собственные произведения Бертону пока не доверяли: пока что он раскрашивал «Властелина колец» и изучал технические достижения при работе над «Троном». Однако тройка авторских проектов этого периода все же вырисовывается. Это 42-минутная версия «Гензель и Гретель» (1983), созданная для японского отделения студии, 6-минутный «Винсент», чей герой бежит от реальности в мир своих мрачных фантазий (закадровый текст читал сам Винсент Прайс), а также получасовой «Франкенвини» (1984) – о мальчике, который, напротив, находит радость только в друге меньшем, ради которого готов буквально на все.
Руководство студии было настолько шокировано мультфильмом об оживлении умершего пса, что «Франкенвини» на несколько лет угодил на полку. Впоследствии Бертону предложили переснять собственный проект – уже в формате полного метра. Но это уже другая история.
«Бэтмен» (1989)
Культовая предтеча кинокомиксов
Пока же оригинальный «Франкенвини» (1984) собирает вокруг себя круг почитателей. На Бертона обращает внимание комик Пол Рубенс, известный по роли Пи-Ви Хермана в одноименном комедийном шоу. Рубенс рискнул доверить дебютанту постановку полнометражного фильма об обаятельном и искреннем герое. «Большое приключение Пи-Ви» (1985), в котором находится место самым странным и порой несочетаемым вещам, становится хитом и открывает для Тима двери в большое кино. Он снимает Майкла Китона в эксцентричной черной комедии про загробную жизнь, а затем – в «Бэтмене» (1989).
При этом к супергеройскому эпику Бертона привлекали несколько раз кряду, однако что-то постоянно срывалось. Но в итоге именно Тим стал человеком, возродившим интерес к серии про Темного рыцаря. Причин тому несколько – увлеченность самого режиссера, его креативный подход, актерский состав, новизна жанра для большого кино… На экране тогда появилось сразу несколько культовых героев: сам Брюс Уэйн, дворецкий Альфред Пенниуорт, окружной прокурор Харви Дент, комиссар Джеймс Гордон и, конечно, Джокер в исполнении Джека Николсона.
Съемки при этом были непростыми: из-за разразившейся забастовки проект покинул Сэм Хэмм (впоследствии его позвали для работы над комикс-сюжетом «Слепое правосудие», а идеи использовали для сиквела «Бэтмен возвращается», 1992). К слову, над скриптом основательно поработал сам Бертон – первоначальную версию он счел слишком старомодной. И надо сказать, что эксцентрика «Бэтмена» (это в комиксе аутентично выглядит отравление токсинами, вызывающими безудержный смех, на экране подобное воссоздать проблематично) была как раз в духе Тима.
Сам режиссер при этом был поражен мрачным тоном и стилистикой графических новелл – так что за соблюдение нужной тональности (особенно после комедийных «Битлджюса» и «Пи-Ви») его можно только похвалить. А ведь балансировать приходилось во многом – в конце концов, это были масштабные съемки с голливудскими звездами в главных ролях. Чего только стоит факт об увеличившемся в полтора раза бюджете. Непривычно? Еще бы. Но «Бэтмен» окупился почти десять раз, выиграл «Оскара», способствовал развитию массовой культуры и обзавелся продолжением, в котором к касту присоединилась Мишель Пфайффер. И ее весьма пикантный наряд.
«Эд Вуд» (1994)
Байопик об известном аутсайдере киномира
Казалось бы, успех «Бэтмена» и его сиквела гарантировали Бертону полную свободу творчества, но распорядился ею режиссер, как всегда, по-своему. После мелодрамы «Эдвард Руки-ножницы» (1990), на которой он впервые работал с Джонни Деппом, постановщик берется за байопик. И не самый стандартный: центром истории стал Эд Вуд, прозванный худшим режиссером всех времен и народов (было это, понятное дело, до «Комнаты» Томми Вайсо). Будущий капитан Джек Воробей для роли полностью меняет имидж: вместо растрепанных кудрей – зализанные волосы, усики, живая мимика, экспрессивная речь.
В этой картине – подражании старым мастерам – Тим объединил сразу несколько своих любимых тем: интерес к классическим ужастикам, магии кино как таковой (одним из героев выступает Бела Лугоши) и… аутсайдерам. Если бы «Эд Вуд» вышел сейчас, то он точно стал бы гвоздем «оскаровского сезона», заполучив гораздо больше двух статуэток: здесь и съемки фильма о смене пола, и, собственно, трансвестит, герой с отсталостью в умственном развитии, и борьба с депрессией и алкоголизмом. Не говоря о внешних обстоятельствах в виде царящей студийной системы, которая сильно ограничивает творческие порывы.
Но заподозрить режиссера в следовании конъюнктуре просто невозможно. На деле все гораздо проще: Тим всегда искренне рассказывал о непохожих на других людях. И это еще одна отличительная черта его самого и его работ. В видении Бертона нет места ни осуждению, ни разжигании ненависти, ни попыткам заполучить «плюсик в карму». Да, его герои часто испытывают физическую и душевную боль, но чаще всего она либо заканчивается, либо сменяется печалью, вызывая у зрителя самые искренние чувства.
«Сонная Лощина» (1999)
Готический хоррор с элементами мистики
История о Всаднике без головы, трусливом констебле Икабоде Крейне, и прекрасной девушке Катрине считается одной из визитных карточек Тима Бертона. Но в галерее других его работ «Сонная Лощина» стоит особняком – ее вполне можно принять за готический хоррор и с первого, и даже со второго взгляда.
Во-первых, атмосфера маленького селения нагнетает жуть не только на героев, но и на зрителей. Во-вторых, спецэффекты весьма натуралистичны: Кристофер Уокен частенько появляется в кадре без головы (в иных случаях можно вдоволь полюбоваться его остро заточенными зубами), кровь льется рекой, трупы множатся, а Дерево Мертвых вселяет поистине первобытный ужас. В-третьих, нельзя не учитывать психологическое состояние главного героя, чей отец убил мать, заточив ее в «Железной деве»: кошмары – постоянный спутники Крейна, а его нервозность, кажется, распространяется далеко за пределы экрана. Наконец, Бертон не гнушается использовать уловки вроде больших и страшных пауков. Правда, они скорее пугают самого Икабода, но факт остается фактом.
По тональности «Сонная Лощина» тоже не выглядит эксцентрической комедией, на которых режиссер набил руку. Несмотря на черный юмор, это почти первозданная готика, которой можно и нужно любоваться, – Кристина Риччи здесь прехорошенькая, равно как и ее столичный ухажер.
«Планета обезьян» (2001)
Фантастический боевик с невероятным гримом
В начале 2000-х Тим Бертон выпускает на экраны ремейк фантастического боевика 1968 года, где американский астронавт (его играет Марк Уолберг) попадает на планету обезьян, превративших людей в своих рабов. Фантастический сюжет режиссер усилил грандиозным визуалом – отказавшись от компьютерных спецэффектов, он сделал ставку на трудоемкий грим и использование костюмов. В итоге актеров, играющих приматов, сложно узнать с первого взгляда – а ведь в их числе Тим Рот, Хелена Бонем Картер и Пол Джаматти.
«Планета обезьян» стала большим событием в мире кино. И спорить с этим бесполезно: название картины фигурировало в списках победителей как премии BAFTA, так и «Золотой малины». А еще в номинантах MTV. Разрыв колоссальный по тональности и стилю, но доказывающий зрительский и профессиональный интерес к проекту.
А еще это была фантастика, которую Бертон обожал в детстве, – с временными туннелями, неудачными экспериментами и, конечно, аллюзии на современность, пускай социальной сатиры в «Планете обезьян» осталось не так и много. Хотя полноценно развернуться режиссеру так и не дали (монтаж нужно было закончить за три месяца, правки в сценарий вносились во время съемок, кроме того, денег на все задумки банально не хватило), именно фильм Тима Бертона спровоцировал новый виток популярности вокруг идеи, описанной в романе француза Пьера Буля. Десять лет спустя появилась новая киновселенная «Планеты обезьян» – на этот раз с учетом всех достижений компьютерной техники и Энди Серкисом, в совершенстве освоившим технологию motion capture.
«Дамбо» (2019)
Игровой ремейк диснеевского мультфильма
Несколько лет назад Тим Бертон словно бы завершил некую кармическую петлю, пересняв в игровом формате мультфильм «Дамбо», выпущенный компанией «Дисней» в 1941 году. Кажется, идеальная иллюстрация слов Воланда из бессмертного романа Михаила Булгакова: «Никогда и ничего не просите, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут». Даже если предшествовать этому будет череда увольнений.
Несмотря на то, что Бертон взялся за проект с несколько отличной от его работ стилистикой и не оригинальным сюжетом, в «Дамбо» повсюду заметны его авторские штрихи (да и без заигрывания с собственным творчеством не обходится). Да и в целом история про слоненка, оказавшегося в цирке, знаменует возвращение старого доброго Тима. Это снова история о невосполнимой потере, накладывающей отпечаток на детство и всю последующую жизнь героев, об обретении родственных душ в самых неблагоприятных обстоятельствах и, разумеется, о справедливом возмездии за жадность и глупость.
Но при этом зловещие детали остаются на периферии: «Дамбо» на удивление хорошо работает как семейный проект, позволяющий погрузиться в мир волшебства и детям, и взрослым. Весь фильм – грандиозное шоу, полное головокружительных трюков и смертельных номеров, за которым хочется следить не отрываясь. А еще в «Дамбо» совершенно роскошный актерский состав: невероятно трогательный Колин Фаррелл играет ветерана Первой мировой войны, роковая красотка Ева Грин – воздушную гимнастку, взмывающую под купол цирка, а Майкл Китон и Дэнни ДеВито – двух дельцов, положивших глаз на потенциально прибыльный бизнес-план.
Комментарии