Новые картины популярных хоррор-вселенных «Астрал» и «Паранормальное явление», о которых не знают их создатели.
Продолжаем изучать самые масштабные фейковые франшизы, с которыми сталкиваются российские зрители. В последние годы кинотеатры наводнили десятки фильмов, заявляющих о родстве с известными хоррор-сериями: «Проклятие», «Астрал», «Паранормальное явление». Но на деле эти картины зачастую не имеют ничего общего с оригиналом. Мы решили определить самые востребованные франшизы, а заодно попытались разобраться, почему прокатчики выбирают тот или иной бренд для продвижения своих фильмов. Первую часть материала с лидерами списка вы можете найти здесь.
«Астрал» (8 фильмов)
Оригинал – «Астрал» (Insidious, 2010)
Еще одна франшиза Джеймса Вана и Ли Уоннела в нашем списке. Здесь, в отличие от «Заклятия», на первом плане Уоннел: он написал сценарий 4 фильмов серии и выступил режиссером 3-й части. «Астрал» – возвращение дуэта к маленьким бюджетам и духу инди-фильмов: после успеха «Пилы» Ван снимал студийные проекты, а Уоннел клепал сценарии новых похождений маньяка Джона Крамера. Заручившись поддержкой Джейсона Блума и его студии Blumhouse, режиссер и сценарист решили доказать всем, что они могут сделать новый хит без литров крови и сверхреалистичного насилия.
При бюджете в $1,5 млн «Астрал» заработал $100 млн и сделал Патрика Уилсона новой звездой хорроров. Секрет успеха фильма – в мастерском использовании богатого наследия жанра. Как и «Заклятие», которое вышло через 3 года, «Астрал» не переизобретает хорроры, а тщательно, с большой любовью, следует канонам классики. Эксперименты нужны критикам, а широкая публика хочет чего-то знакомого на новый лад – и «Астрал» полностью удовлетворяет эту потребность.
Почему франшиза стала популярной?
В «Астрале» было все, что нужно, чтобы удержать внимание зрителей. Были герои, которым хотелось сопереживать: многодетная семья Ламбертов (Патрик Уилсон и Роуз Бирн) готова на все ради спасения сына, которому не могут помочь врачи. Были колоритные персонажи второго плана (медиум Элиза в исполнении «королевы крика» Лин Шэй). Был запоминающийся демон. Были родовые тайны и понятный каждому посыл, что семья – это подвиг и ответственность. Наконец, был уместный клиффхэнгер в конце.
Идея с фамильным «проклятием» позволила выжать из франшизы 5 картин (5-я часть выйдет в июле 2023-го). За это время мы узнали предысторию не только семьи Ламбертов, но и опытного медиума Элизы. Несмотря на брюзжание критиков, «Астралы» стабильно собирают в прокате от $100 до $167 млн – и это притом что бюджет самых дорогих из них не превышает $10 млн. Пока среди продюсеров значатся предприимчивый Джейсон Блум и Орен Пели (см. ниже), серия будет жить. Так, уже заявлен спин-офф «Астрала» под названием «Связь», который поставит один из сценаристов «Лунного рыцаря» Джереми Слэйтер.
Судьба франшизы в России
У нас нашли много способов достучаться до астрального измерения: кроме фильмов оригинальной франшизы, еще у 8 картин красуется заветное слово в заголовке. Ключом к потустороннему миру может стать порча, как в фильме «Астрал. Проклятие ведьм» (в оригинале – Two Witches, 2021). Может – диета, как в ленте «Астрал. Семейный обряд» (Family Dinner, 2022). Если фигурирует Норвегия, тогда точно виноват black metal («Астрал: Потомство», он же – Leave, 2022). Не повезло даже сервису видеоконференций Zoom: так Host (2020) превратился в «Астрал. Онлайн».
Общее у этих очень разных фильмов – только сверхъестественные силы, вторгшиеся в обычную жизнь. Хотя даже это не ко всем относится: «Астрал на улице Арлетт» рассказывает о маньяке, который донимает молодую пару с помощью камер видеонаблюдения. Никакой мистики в фильме нет, и называется он на самом деле «388 Arletta Avenue» (2011).
Единственное, что может объяснить принцип искусственного «родства» с «Астралом» в нашем прокате – мизерный бюджет фильмов. Ни один из упомянутых хорроров не отличается изобретательными локациями и не может похвастаться известными актерами. Пока что из всех фейковых франшиз, с которыми сталкивается российский зритель, фильмы с заголовком «Астрал» внушают меньше всего доверия.
«Паранормальное явление» (5 фильмов)
Оригинал – «Паранормальное явление» (Paranormal Activity, 2007)
В 2007 году дизайнер программного обеспечения Орен Пели решил повторить успех легендарной «Ведьмы из Блэр», которая за 8 лет до этого задала моду на мокьюментари-хорроры. Идея с имитацией любительских видеозаписей, запечатлевших ужасные события (так называемые found-footage), развязывала руки: любой мог снять свою историю даже на самую простую аппаратуру – было бы желание. Но началось все с того, что Пели просто хотел разобраться с чертовщиной, творившейся в его доме: по ночам там падали предметы и раздавались какие-то звуки, поэтому он установил в комнате камеру.
Скоро все прекратилось, но идея с видеонаблюдением так зацепила Пели, что он решил снять фильм. Мужчина нанял двух актеров, дал им по $500, и через неделю непрерывных съемок фильм был готов. Пели выступил режиссером, сценаристом, оператором и монтажером и еще сделал визуальные эффекты. Съемки обошлись всего в $15 тыс. – больше денег у Пели просто не было.
Премьера ленты на фестивале независимых ужастиков Screamfest не стала сенсацией, зато вскоре про фильм узнал тогда еще наемный работник Джейсон Блум – и тут началось. Купившая картину студия DreamWorks хотела переснять «Паранормальное явление» на профессиональное оборудование, но Пели и Блум уговорили боссов устроить тестовые показы. Тут-то и стало ясно, что простой камеры видеонаблюдения достаточно, чтобы люди в зале дрожали. После небольших переделок (за скромные $200 тыс.) в 2009 году «Паранормальное явление» вышло в прокат и заработало в 900 (!) раз больше собственного бюджета.
Почему франшиза стала популярной?
Главная причина – это очень дешевое в производстве кино. Даже «Ведьма из Блэр», любительский по сути фильм, стоил в несколько раз дороже – все из-за натурных съемок на природе. А для «Паранормального явления» оказалось достаточно нескольких комнат. Без сложных практических эффектов и компьютерной графики тоже можно обойтись. Главное в фильмах франшизы – идея вторжения сверхъестественных сил в наш домашний быт, когда мы наиболее беззащитны. Больше нельзя, как детстве, спрятаться от темноты под одеялом. Чтобы зритель это почувствовал, потребовалась камера видеонаблюдения.
Системы слежения, которые люди устанавливают у себя в домах, в «Паранормальном явлении» стали порталом в ад. Бесстрастность видеонаблюдения делает странные вещи еще страшнее: кажется, что ты и вправду стал свидетелем чего-то необъяснимого. Рядовые хорроры чересчур стараются нас впечатлить, поэтому используют музыку, необычные ракурсы, освещение и что только не.
«Паранормальное явление» же берет статичную камеру и показывает ужас как бы между делом, не пытаясь его преувеличить. И тут в игру вступает наше воображение, которое переплюнет любые кинематографические иллюзии. Пользуясь этим нехитрым приемом, Пели и Блум выпустили 7 фильмов: их суммарный бюджет – около $30 млн, суммарные сборы – почти $900 млн. Последний фильм, «Паранормальное явление: Ближайший родич», вышел в 2021 году.
Судьба франшизы в России
У нас франшиза «Паранормальное явление» приросла 5 новыми фильмами. Чтобы избежать ненужных вопросов, прокатчики поменяли пару букв: получился заголовок «Паранормальные явления», к которому дописывают все, что угодно. Эти 5 картин далеки от визуального канона Пели: вместо статичных камер наблюдения мы имеем дело со стилизацией под репортажную съемку. При чем тут франшиза Пели, сказать сложно: логичнее было бы приписать эти ленты к вселенной «Ведьмы из Блэр».
Интонационно фильмы-побратимы «Паранормального явления» тоже выбиваются: вместо предельной серьезности оригинала – жанровый микс. Так, в двух фильмах речь идет о блогерах-шутниках: это «Паранормальные явления. Дом призраков» (в оригинале – Deadstream, 2022) и «Паранормальные явления. Отель призраков» (Mean Spirited, 2022). Видимо, прокатчики решили положиться на мотив проклятого дома, который использовал Пели. А вот в «Паранормальном явлении. Медиум» (на самом деле – просто «Медиум», 2021) нет даже этого. Вместо камерного фильма – мокьюментари-путешествие вглубь Таиланда, где местные божества вселяются в шаманов.
Ближе всех к франшизе Пели по антуражу недавний инди-хит «Скинамаринк» (в нашем прокате, понятное дело, «Паранормальные явления. Скинамаринк»). Это история двух маленьких детей, которые просыпаются посреди ночи и не могут найти своих родителей. От нечего делать брат и сестра включают телевизор и начинают ходить по дому, а в темноте в это время происходит что-то неладное. «Скинамаринк» использует тот же сеттинг (обычный дом) и время суток (ночь), что и «Паранормальное явление», но вместо бескомпромиссного жанрового аттракциона здесь сюрреалистическое путешествие сквозь детские грезы и страхи. Картина полтора часа держит в напряжении благодаря атмосфере жуткого чуда, хотя привычного сюжета в фильме нет.
(Продолжение следует)
Комментарии