Собрали лица, которые вам точно знакомы. Даже если вы не видели ни одного скандинавского фильма или сериала.
Сегодня 60 лет исполняется старшему брату Мадса Миккельсена Ларсу. По этому поводу «КиноРепортер» решил вспомнить о других датских актерах, которые давно раздвинули границы и шагнули на экраны всего мира. Есть, конечно, исключения вроде Николая Ли Кааса, звезды криминальной франшизы «Мистериум», который предпочитает сниматься в локальных проектах. Но, снискав популярность на родине, они, как правило, не останавливаются и покоряют международный прокат.
Мадс Миккельсен
Пожалуй, самый известный из современных датских актеров. Мадс (его имя, к слову, читается как «Мэс») начинал с малого – сначала снялся в дебютах Николаса Виндинга Рефна («Дилер», 1996) и Андерса Томаса Йенсена («Мерцающие огни», 2000), из которых выросло плодотворное многолетнее сотрудничество. Затем получил статус самого сексуального мужчины страны и покорил сначала Западную Европу, а потом Голливуд.
Мировая известность пришла к Миккельсену в 2006 году – с ролью Ле Шиффра в «Казино Рояль». Фильм открыл миру Джеймса Бонда в исполнении Дэниэла Крэйга (в корпулентного блондина тогда никто не верил), но внимание публики от агента 007 уверенно уводил его опасный оппонент. Ле Шиффр появлялся в первом романе Яна Флеминга, а потому уже пару раз мелькал на экране, но Мадсу удалось придать ему зловещий флер, который подкрепляло звенящее в воздухе сексуальное напряжение. Это была битва альфа-самцов, а потому сцена пытки по градусу напряжения может посоперничать разве что с допросом под предводительством Рауля Сильвы.
Ролью в бондиане Мадс обеспечил себе ворох предложений от голливудских студий, но и от земляков не отворачивался. Это привело к укреплению фестивальных позиций: как раз за «Охоту» (2012) актер получил главный приз Каннского кинофестиваля. А год спустя случился «Ганнибал» Брайана Фуллера, который обеспечил Миккельсену огромный фандом по всему миру.
Актеру, которого изначально не хотели брать на роль Лектера из-за европейского происхождения, удалось если не перещеголять Энтони Хопкинса в культовой роли, то уж точно встать с ним в один ряд. Мадс до сих пор вынужден отвечать на вопросы фанатов и журналистов о возвращении персонажа на экраны, хотя с премьеры финального сезона прошло, страшно сказать, восемь лет.
Баланс между экспериментальными форматами и многомиллионными блокбастерами актеру удается выдерживать до сих пор. Он появился в киновселенной Marvel, мелькнул в спин-оффе «Звездных войн», примерил роль киллера в боевике для Netflix «Полярный» и заменил Джонни Деппа в роли злого волшебника Геллерта Грин-де-Вальда. Примерно в тот же промежуток на его счету появились фильм о выживании в арктической пустоши (чтобы представить его, Мадс даже приезжал в Москву), фестивальная драма «Еще по одной», взявшая «Оскара» в иностранной категории, а также брутальная драма с элементами черной комедии «Рыцари справедливости». В общем, фанаты довольны: у Мадса запросто можно отыскать проект буквально на любой вкус – от фантастики и драмы до вестерна и исторического детектива.
Ким Бодниа
Любопытно, что творческий путь Кима Бодниа в начале карьеры совпадал с дорогой, по которой двигались Мадс Миккельсен и Николас Виндинг Рефн. Сначала троица работала над «Дилером» (если вы не видели фееричную пробежку Франка по улицам Копенгагена, то лишили себя удовольствия), а затем – над «Истекающим кровью» (1999).
Двух фильмов оказалось вполне достаточно, чтобы придать определенный импульс карьере Бодниа: в последующие годы он снимался преимущественно в криминальных проектах, будь то драмы или черные комедии. Бывшие и нынешние преступники, ограбления, погони, аферы… Своеобразным апофеозом стали «Два вагона и четыре мафии» (2004), где на героя Кима валилась одна неприятность за другой.
С годами экшен из фильмографии Кима (в юности тот был без ума от спорта) практически выветрился. И если в «Убийстве» (2007-2012) его героя убрали из сюжета достаточно быстро, то в атмосферном сериале «Мост» (2011-2018), обзаведшимся впоследствии кучей ремейков, его Мартин Руде, полицейский и патологический бабник, был ключевой фигурой и одной из точек притяжения зрительского внимания.
Их с Софией Хелин актерский дуэт приковывал внимание, сюжет, в котором переплетались политические, личные и многие другие линии, завораживал, а царящее в кадре напряжение можно было резать ножом. Из третьего сезона Бодниа сам себя выписал. Причин было несколько, в числе основных актер называл растущий уровень антисемитизма в Мальме, где проходили съемки, и недовольство аркой персонажа.
Но свое дело «Мост» сделал: актера по-прежнему звали сниматься на родине, но в то же время Киму стали поступать предложения из-за океана. Например, он проявил драматический талант в американской «Розовой воде» (2014), сыграв мучителя журналиста Мазиара Бахари в печально известной иранской тюрьме.
Затем настало время более глобальных историй – в хите «Убивая Еву» (2018-2022) Киму досталась роль бандита, присматривающего за своенравной наемницей Вилланель. Звали персонажа Константин Васильев, так что актер получил возможность как следует оторваться: ранее он рассказывал, что является «наполовину русским, наполовину поляком и на сто процентов евреем». Наиграл в итоге на премию BAFTA за лучшую мужскую роль второго плана.
Отдать дань польскому происхождению ему удалось уже в «Ведьмаке»: во втором сезоне адаптации от Netflix он сыграл Весемира – самого опытного и уважаемого охотника на нечисть. Геральт и вовсе воспринимает его не только как наставника, но и как отца. К слову, существует аниме-приквел, который рассказывает о юности персонажа. Подробнее о нем «КиноРепортер» писал тут.
Ларс Миккельсен
Старший брат Мадса Миккельсена известен не так широко, но несколько любопытных международных проектов на его счету имеется. Хотя изначально Ларс не планировал становиться актером: он отслужил в армии, после чего поступил на биологический факультет. Но учебу бросил – привлекла жизнь бродячего артиста. Буквально: Миккельсен жонглировал и показывал пантомиму на улицах европейских городов.
Вопросом продолжения образования он озаботился лишь в 27 лет. В 1995 году он окончил Национальную театральную школу Дании, а уже через год начал сниматься в короткометражках. Но громкое имя Ларс сделал на сериалах – преимущественно с политическим оттенком.
Среди них уже упомянутое «Убийство» (кандидат на пост мэра Копенгагена и главный подозреваемый), долгоиграющее «Правительство» (консультант по экономике «Новых демократов», 2010-2022) и, конечно, «Карточный домик» (2013-2018), где он сыграл ни много ни мало президента Российской Федерации, чей образ явно был вдохновлен Владимиром Путиным.
В числе громких криминальных и околополитических проектов также оказались «Тот, кто убивает» (2011), рассказывающий о команде по расследованию серийных убийств, и «Шерлок» (2010-2017). В британском сериале Ларс Миккельсен сыграл роль одного из самых опасных антагонистов консультирующего детектива: Чарльз Огастус Магнуссен не оставил Холмсу никакого места для маневра, за что в итоге и поплатился. Среди американских проектов особняком стоит все тот же «Ведьмак» – там Ларс сыграл чародея Стрегобора. Тоже, к слову, не самый приятный персонаж. А еще поговаривают, что Ларсу достанется роль гранд-адмирала Трауна во вселенной «Звездных войн». Тем более что персонажа он уже озвучивал в анимационных проектах.
Сам актер, кстати, говорит, что любит неоднозначные характеры своих героев. В датском сериале «Пути господни» (2017) от сценариста «Правительства» он исполняет роль священника, который постоянно принимает сомнительные решения. Хотя сам Ларс относится к религии весьма трепетно, что только добавляет его игре глубины.
«Для меня было большой радостью играть такого ущербного персонажа. Йоханнес постоянно переходит черту дозволенного, – рассказывает Ларс Миккельсен. – Моральные и этические дилеммы внутри него – отличный материал для актера. Да и в целом было дерзко ожидать, что сериал про священника, да еще без криминальной подоплеки, станет в Дании хитом».
Николай Костер-Вальдау
А вот Николай Костер-Вальдау сразу решил связать свою судьбу с театром и кино. На сцене дебют вышел громким – начал актер сразу с пьесы Шекспира. А в случае с фильмами пришлось подождать, несмотря на жемчужины вроде хоррора «Ночной сторож» (1994) и гей-драмы «Склонность» с сеттингом в концлагере и звездным составом (кстати, приз Каннского кинофестиваля, 1997). Или драмы «Заблудившийся» (1998) про противопоставление уз семейных и дружеских.
В общем, стабильная карьера не складывалась. Но офферы из-за рубежа уже поступали. Своеобразным прорывом для Костера-Вальдау стал «Черный ястреб» Ридли Скотта (2001): несмотря на звездный состав, в суматошном экшене актер не потерялся на фоне остальных. Но на вторых ролях его подержали прилично: событием стал разве что сериал «Бессмертный» (2008), в котором Николай сыграл детектива Джона Амстердама, когда-то спасшего девушку из индейского племени, пожертвовав своей жизнью. С мистической отправной точки начинался классический процедурал напополам с романтической драмой, в общем, все, как мы любим.
А дальше грянула «Игра престолов» (2011-2019), и Костер-Вальдау быстро обрел армию поклонников. В мясорубке, придуманной Джорджем Мартином, он продержался дольше многих, но в реальной жизни ему вновь пришлось вернуться к незамысловатым, хотя и крепким боевикам и криминальным драмам вроде «Второго шанса» (2014) и «Выстрела в пустоту» (2017).
Сильно выбивался из этого логического ряда разве что провальный калейдоскоп «Боги Египта» (2016), где датчанин сыграл Гора. А до этого – «На краю света» (2009) Томаса Виллума Йенсена. Впрочем, это уже совсем другая история…
На сегодняшний день Костер-Вальдау остается примерно на том же месте и за пределы родной страны выбирается, чтобы сняться ровно в таких же нишевых фильмах. Но, возможно, это не так и плохо: в откровенно проходном кино актер не играет, а стоящие предложения, как мы все знаем, могут поступить в любой момент. Кроме того, фан-база звезды с годами только растет, а между качеством и количеством по-прежнему стоит знак равенства.
Клас Банг
Звезда Класа Банга взошла на небосклоне совсем недавно. Начинал он как многие другие земляки – с эпизодов в «Спецподразделении» (2000-2004), «Правительстве» и «Мосте». В последнем Клас и вовсе исполнил роль жиголо, песенка которого играла недолго: после пары появлений в кадре его героя нашли с проломленной головой. Фактурной внешностью датчанина, кстати, быстро воспользовались и за рубежом: в американском сериале «Любовники» (2014-2019) он сыграл ни много ни мало кинозвезду.
Однако более пристальное знакомство с Класом Бангом лучше начать с сатиры на эпоху постмодернизма «Квадрат», получившую «Золотую пальмовую ветвь». Фильм шведа Рубена Эстлунда (он, кстати, повторил успех в Каннах с «Треугольником печали») местами напоминал мокьюментари – настолько реальность в нем смешивалась с современными тенденциями, доведенными до абсолютно абсурдистского вида.
Банг сыграл музейного работника, который накануне важной выставки становится жертвой ограбления. В попытках вычислить преступника он идет на крайние меры, но шантаж оборачивается против него самого, и герою приходится разбираться с целым валом проблем, включая чисто рабочие задачи. Именно после «Квадрата» для актера открылось окно возможностей: понеслись статьи на всех языках мира с заголовками формата kiss, kiss, bang, bang, посыпались предложения из Голливуда.
Для продолжения детективной нуарной серии «Девушка с татуировкой дракона» актер даже пошел на жертвы: перекрасил волосы цвета воронова крыла в пепельный блонд. Как злодей в итоге запомнился: сцену заслуженной расправы зрители вкушали с удовольствием. Но вот незадача: «Девушка, которая застряла в паутине» оказалась слишком безликой, чтобы реанимировать франшизу.
И Клас Банг сделал ставку на бюджетное нишевое кино, которое вполне можно отправить на какой-нибудь фестиваль. Из этой стратегии только в 2019 году родились три картины: «Стеклянная комната» и «Последний Вермеер», в которых так или иначе затрагивалась тема нацистского вторжения в Европу, а также «Искусство ограбления», где подробно исследовалась природа творца.
Последний, несмотря на сдержанные отзывы, определенно может доставить удовольствие: Банг играет критика, умело обманывающего свою публику, Элизабет Дебики – его новую подругу, Мик Джаггер – богатого коллекционера, а Дональд Сазерленд – известного художника, хранящего большой секрет. Детективная интрига здесь на последнем месте: на первый план выходят отношения двух любовников, чьи интересы постепенно расходятся, а также трансформация главного героя, готового на все ради денег и удержания имиджа. Да и на расслабленные виды Северной Италии полюбоваться приятно.
Но не арт-хаусом единым: боссы BBC доверили датскому актеру роль Дракулы в мини-сериале Марка Гэтисса и Стивена Моффата («Доктор Кто», «Шерлок»). Адаптация Брэма Стокера вышла более спорной, чем перезапуск наследия Конан Дойля: к «Дракуле», действие которого разворачивается в том числе в современном мире, возникли вопросы. Но вот Банг оказался полностью на своем месте, пускай иногда и придавал своему персонажу слишком театральный флер. Но это Дракула, в конце концов, звезда экрана, которая жить не может без драматических появлений. Так что можем ему это простить.
Еще одно заметное появление Банга на экранах произошло в эпике Роберта Эггерса «Варяг». Там он сыграл Фьельнира, из-за появления которого и происходят все беды. Брат убивает своего короля, женится на его супруге, восходит на трон и заодно приказывает уничтожить племянника. Тот вырастает и едет домой мстить. Выливается все это в масштабную сцену у жерла вулкана, где противники дерутся совершенно обнаженные. Но до нее, что называется, надо дожить.
Наконец, небольшая, но броская роль досталась Класу в сериале «New Look: Революция стиля». Там он перевоплотился ни много ни мало в секретного агента при министерстве пропаганды Рейха и любовника Шанель. На обращенную к подруге фразу Коко «Не обращай на него внимания», девушка удивленно восклицает: «Но как его можно не замечать?» И это очень точное высказывание.
Комментарии