Кадр из фильма «Мысленный волк»
Дано: сумрачный лес где-то под Санкт-Петербургом, по которому бредут мать (Юлия Высоцкая), дочь (Лиза Климова) и внук (на самом деле девочка Ася Озтюрк). В сказочном подобии сталкеровской Зоны (все дорожки запутанные и незримые) они пытаются выйти к дому матери. Там она прячется от угроз внешнего мира и опасается сказочного зверя — мысленного волка, обитающего во тьме чащи.
Задача: не только выбраться живьем и найти язык с родными, но и научиться жить с постоянным страхом. Материнства ли, предательства в любви, токсичных отношений с родителями или Богом. В общем, не поддаться бесчисленным экзистенциальным и сиюминутным тревогам, что, по Иоанну Златоусту, мысленный волк и есть: скользкий путь сомнений, приглашение в пасть страха.
Решение: постановщица Гай Германика после скандальной ленты «Да и да» сбавила обороты радикализма, принялась снимать сериалы про рэп и короткометражки о любви к собакам. Духовные искания привели ее к маститому сценаристу Юрию Арабову, некогда постоянному соавтору Александра Сокурова, который последнее время специализируется не только на притчах («Юрьев день»), но и на проповедях («Орлеан»).
Тот написал насыщенный многозначительными и ироничными фразами, а также богословскими и литературными образами сценарий. Его-то режиссер без обработки и перенесла на большой экран. Получилось высказывание на 70 минут о нутряных ужасах, носящих не только религиозный, но и мирской характер.
Ответ: славу Гай Германики, по сути, обеспечил навык фиксировать и выпукло описывать повседневные ритуалы социума. Потому и бытово-мистический сказ Арабова, и показная ирреальность его текста должны были слиться с режиссурой в перегруженную сырокопченую притчу, в которой ни издевательский текст, ни переизбыток аллюзий (дантовский сумрачный лес, раскинувшийся посреди чащи Осирис) не выглядели бы неуместно.
Итог: «Мысленный волк» производит впечатление репетиции спектакля. Не ведьминой ворожбы, а инструкции к древнему заклинанию: Высоцкая и Климова бродят по лесу с отстранением работников сцены, слова произносятся ради того, чтобы они наконец прозвучали. Нарушается эта кажущаяся режиссерская ленность (сама Германика признается, что побоялась хоть как-то адаптировать текст Арабова под себя) лишь финальной сценой. Впечатляющая поездка на всероссийской и вневременной электричке то ли прочь от ужаса, то ли в самое его пекло. Под перекаты гитары Игоря Вдовина становится ясно, что страха больше нет. Или же нас больше нет, есть только черные дыры.
«Мысленный волк» в прокате с 17 октября.
Добрый доктор с анекдотической фамилией Рабинович (вернее, Робинавич, но вы все равно будете слышать именно «Рабинович») приходит рано утром в…
Малый театр анонсировал праздничную программу, приуроченную сразу к двум юбилеям: 270-му театральному сезону и 90-летию со дня рождения Юрия Соломина.…
«КиноРепортер» продолжает знакомить вас с бриллиантами российской анимации. В нашей новой подборке нашлось место мультфильмам на любой вкус. Тут и…
За окном 1932-й. Близнецы Смок и Стэк, сменившие окопы Первой мировой на темные делишки в Чикаго, возвращаются в родной городок…
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…