Кино

Игры разума: Подборка фильмов про промывание мозгов

Тайна человеческого разума не дает покоя кинематографистам уже которое десятилетие. Особенно режиссеры любят цепляться за тему трансформации сознания посредством промывки мозгов: от секретных правительственных экспериментов и сект до мистических психологических манипуляций ради бессмертия. Рассказываем, какими способами кинематографисты превращали человека в марионетку.

«Маньчжурский кандидат» (1962)

В центре сюжета фильма – ветеран Корейской войны Рэймонд Шоу, член влиятельной политической семьи. Во время одного из сражений взвод героя попадает в плен. Там мужчина подвергается промыванию мозгов коммунистами. После этого Шоу возвращается к мирной жизни в США, где спустя время становится невольным убийцей в рамках международного заговора. Группа, в которую входят представители иных государств, планирует убийство кандидата в президенты. Это, в свою очередь, должно привести к смене политического режима.

«Маньчжурский кандидат» все еще остается одним из величайших политических триллеров с захватывающей историей, психологическими манипуляциями и невероятным актерским составом: Фрэнк Синатра, Джанет Ли, Анджела Лэнсбери и другие. Картина Джона Франкенхаймера подсветила основные страхи американцев 1950-х: холодная война, маккартизм и ощущение тревоги, усиливающееся всеобщей паранойей. Триллер вышел в самый разгар Карибского кризиса и предсказал надвигавшуюся на страну волну политических убийств.

«Заводной апельсин» (1971)

В футуристическом Лондоне юноша Алекс (Малкольм МакДауэлл) возглавляет банду буйных подростков, которые устраивают хаос и вакханалию в угоду культивируемому ими «ультранасилию». В какой-то момент главный герой оказывается в руках полиции. Его подвергают коррекционной терапии, известной как «техника Людовика». В течение нескольких часов заключенный с зафиксированным открытыми глазами вынужден смотреть на жестокие видеоролики под музыку Бетховена.

В «Заводном апельсине» Стэнли Кубрик рисует отпечатывающийся в памяти портрет гедонизма, формирующийся через бихевиоризм, чрезмерное насилие, антиутопические устои и извращенную форму свободы воли и морали. Благодаря искусной операторской и звуковой работе режиссер намеренно подвергает зрителей той же промывке мозгов, что и Алекса. Тем самым Кубрик заставляет задуматься о природе добра, преимуществах и недостатках свободы воли, а также о психологических модификациях человека, которые могут использоваться как во благо, так и во вред.

«Чужие среди нас» (1988)

«Они среди нас» – это своего рода интенсивный курс по семиотике, медиаманипулированию и контролю над сознанием. Джон Карпентер задался целью сделать сатирическую картину, сочетающую хоррор и научную фантастику. Лента рассказывает о бродяге-разнорабочем, который узнает, что инопланетяне массово гипнотизируют людей через телевизионную рекламу, радио и печатные СМИ. Пришельцев, представляющих правящий класс и скрывающих свою истинную внешность, можно распознать только с помощью специальных солнцезащитных очков.

Карпентер приобрел права на экранизацию рассказа Рэя Нельсона «Восемь часов утра», который использовал в качестве основы для сценария. Режиссер выстроил нарратив вокруг своего недовольства экономической политикой президента США Рональда Рейгана. Кроме того, Карпентер сетовал на растущую коммерциализацию общества. Свободные предприниматели из космоса захватили мир и принялись эксплуатировать Землю, словно это планета третьего мира. «Единственное, чего они хотят, – это забрать наши деньги», – объяснял постановщик. Именно поэтому ироничным спасительным девайсом оказываются солнцезащитные очки, востребованный простыми гражданами предмет, который позволяет увидеть правду.

«Непристойное поведение» (1998)

Сегодня этот фильм мало кто помнит. Несмотря на нетривиальную завязку, «Непристойное поведение» затерялось среди более успешных подростковых хорроров. По сюжету, старшеклассник Стив Кларк после самоубийства старшего брата переезжает с семьей в новый городок. В школе юноша узнает о существовании специальной программы «Голубые ленты», направленной на коррекцию поведения и улучшение мотивации учеников. Помощь отстающим и правда работает – через некоторое время даже самый заядлый хулиган превращается в опрятного отличника. Стива пытаются завербовать в «Голубые ленты», однако его новый приятель Гэвин отговаривает его от этого. Он считает, что на самом деле программа – культ, члены которого подвергаются «лоботомии и промыванию мозгов» со стороны школьного психолога.

Фильм значительно пострадал от влияния студийной машины. Режиссер Дэвид Наттер задумывал ленту как атмосферный триллер в лучших традициях «Секретных материалов», над которыми он прежде работал. Однако Metro-Goldwyn-Mayer не давал покоя успех «Крика», поэтому «Непристойное поведение» переделали в молодежный ужастик. В результате немало сцен легло под нож, одного монтажера сменили другим, а первоначальный финал со смертью одного из ключевых персонажей пересняли после тестовых показов. В общей сложности студия вырезала чуть более получаса хронометража. Хотя режиссерская версия фильма так и не увидела свет, фанаты сделали ее сами, добавив вырезанные эпизоды, которые шли как дополнительный контент на DVD и Blu-ray. Отдельные кабельные каналы в США даже показали эту фанатскую версию вместо официальной.

«Остров проклятых» (2010)

В 2010-м Мартин Скорсезе решил поработать в непривычном для себя жанре психологического триллера. По сюжету, маршал США Эдвард «Тедди» Дэниэлс прибывает в лечебницу, расположенную на острове. Помимо основного задания – расследования исчезновения одного из пациентов – у героя имеется и скрытый мотив. Дэниэлс считает, что в лечебнице находится убийца его жены, с которым маршал хочет свести счеты. По ходу расследования он узнает шокирующие секреты медицинского учреждения и его персонала, но настоящим откровением для детектива становится личность человека, убившего его супругу.

Скорсезе филигранно играет со зрителем на протяжении всего фильма. То, что начинается как обычное детективное расследование, ближе к концу становится поиском правды об экспериментах по контролю за поведением людей. И когда думаешь, что уже близок к развязке, история делает очередной неожиданный поворот, уводящий сюжет в совершенно иное русло. Тема промывания мозгов/изменения сознания здесь плотно связана с любопытной интерпретацией Скорсезе концепции ненадежного рассказчика, в которой персонаж Леонардо ДиКаприо прежде всего обманывает самого себя, а уже после – зрителей.

«Ультраамериканцы» (2015)

Из темы промывания мозгов может получиться и неплохой комедийный боевичок – такой, как «Ультраамериканцы» с Джесси Айзенбергом и Кристен Стюарт в главных ролях. Лента рассказывает о Майке Хауэлле, работающем кассиром и собирающемся связать себя узами браками со своей девушкой. Но жизнь героя резко меняется, когда он узнает, что он – единственно выживший спящий агент из программы ЦРУ. Конкурирующая организация пытается ликвидировать Майка, который после активации своих навыков становится настоящей машиной для убийств.

Сценарист Макс Лэндис черпал вдохновение в материалах, посвященных сверхсекретной программе ЦРУ 1950-х под кодовым названием «МК-Ультра». В ее рамках сотрудники проводили эксперименты на людях с целью создания совершенных агентов с помощью различных методов контроля над разумом. Лэндис же сделал частью программы обычного раздолбая и проследил, что может из этого получиться.

«Прочь» (2017)

Еще один сатирический хоррор, уже от нового мастера ужасов Джордана Пила. Впервые навестив семью своей девушки, Крис обнаруживает, что ее родственники совсем не те, за кого себя выдают. Герой невольно подвергается гипнозу, вводящему его в паралитическое состояние. Крис еще не понимает, ради какой страшной цели над ним проводятся психологические манипуляции.

Для своего социального комментария режиссер подыскивал подходящую основу. Так он зацепился за гипноз – тему, которая, по мнению Пила, до сих пор пугает людей. Страх в данном случае строится на боязни вторжения не просто в личное пространство, а непосредственно в сам разум, который можно перестроить по своему усмотрению.

«Когда кто-то проникает в мою психику, невозможно предсказать, насколько я уязвим и какое влияние он может оказать», – объяснил Пил.

Именно по этой причине постановщик акцентировал внимание не столько на переносе сознания в другое тело, сколько на манипуляциях с сознанием. НЛП-промывание мозгов и контроль над разумом усиливают сочащийся через экран ужас, превращая такую безобидную вещь, как ложка, помешивающая чай, в источник кошмаров.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

«Хищник: Планета смерти»: Перезагрузка мифа о монстре без маски

Когда после бодрой «Добычи» у вселенной «Хищника» выросли новые крылья, никто особенно не сомневался, что Дэн Трахтенберг снова рванет в…

8 часов назад

«Событие года»: Журнал «КиноРепортер» назовет лучших в 2025 году

19 ноября 2025 года в Москве состоится церемония вручения премии «Событие года», которую ежегодно проводит «КиноРепортер». Торжественный вечер пройдет в…

21 час назад

Премьера балета к 100-летию Майи Плисецкой в Кремлевском дворце

В Государственном Кремлевском дворце 19 ноября состоится премьера балетного спектакля «Майя. Сюита любви», подготовленного к 100-летнему юбилею народной артистки СССР…

23 часа назад

Самые важные российские фильмы 2000-х. Часть 1

Потихоньку, но все же 1990-е как объект художественной рефлексии на больших и малых экранах вытесняются следующим десятилетием. Оно среди прочего…

1 день назад

Том Круз получил почетный «Оскар»

16 ноября на церемонии Governors Awards Американской киноакадемии Том Круз был удостоен почетного «Оскара» за выдающийся вклад в развитие кинематографа.…

1 день назад

«Франкенштейн»: Анатомический театр Гильермо дель Торо

Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…

1 день назад