Пьесу «Шутники» А.Н.Островского для постановки в театре «Сатирикон» выбрал сам художественный руководитель, Константин Райкин. Уже имея в виду режиссера-постановщика — Евгения Марчелли, с недавних пор свободного художника, который в столице буквально нарасхват. Выбор Райкиным именно этой пьесы режиссера, по его признанию, несколько удивил. И впрямь, мало кто эту пьесу и помнит. Хотя сам драматург назвал «Шутников» среди пьес «которые должны быть непременно в репертуаре всякого русского театра, если он хочет быть русским». Ни много, ни мало.
Изначально «Шутников» ставили и в Александринке, и в Малом театре, в советские времена она еще появлялась на сцене, а вот в новые российские — ни разу. Образ маленького человека — вот главная составляющая этой пьесы. А для театра «Сатирикон», и в первую очередь для самого Константина Райкина, тема сохранения человеческого достоинства маленьким человеком всегда была невероятно важна. Вспомнить хотя бы одно из правил его жизни, ставших едва ли не крылатым выражением: «В России надо быть или известным, или богатым, чтобы к тебе относились так, как в Европе относятся к любому». И сразу становится понятен выбор им пьесы «Шутники», сюжет которой, казалось бы, прост и незамысловат.
Это история из жизни «маленького человека» по фамилии Оброшенов и двух его дочерей. Младшая влюбилась, хочет замуж, а жених не просто без денег, а еще и в долгах. Надо его спасать. Вот папенька и прилагает все усилия, чтобы составить счастье своей любимицы, младшенькой Верочки (в этой роли в спектакле поочередно будут заняты актрисы Ульяна Лисицына и Анна Петрова). В общем, пьеса в духе классического психологического театра, где главное — игра артистов. Но в случае с Райкиным в роли Оброшенова и Евгением Марчелли в качестве режиссера-постановщика изначально ожидаешь чего-то этакого. И ожидания оправдывает первое же появление Райкина: артист в клоунских ботинках, под стать которым клоунские же брюки на помочах. Явная отсылка к великому Чарли Чаплину и его героям.
Для Оброшенова главная задача его маленькой жизни – добыча денег на хлеб насущный. И для него проще и легче обывать их, играя роль шута. Этот образ у Райкина получился безупречным. Человек вне времени и вне всяческого сословного звания (у драматурга он был мелким чиновником). Персонаж на все времена. Такова и вся история, придуманная драматургом и по-новому прочитанная создателями спектакля. Где богатые — самодуры, где молодое поколение с презрением относится к людям небогатым, где даже любовь вовсе не некое возвышенное чувство. Чем не наше время? В спектакле все герои в современных одеждах (художник по костюмам Мария Данилова). Но ведь и у Островского сказано, например, о Недоноскове и Недоросткове — «молодые люди, одетые по последней моде». Так что режиссер Марчелли в этом смысле следует прямым указаниям драматурга. Признаваясь, что главная трудность была в том, как решить второе действие (хотя спектакль уместился в одно).
Там Островский вводит в пьесу множество новых действующих лиц, не имеющих к главной истории никакого отношения. И режиссер, отступив от первоисточника, придумал любопытный ход: сыграть отрывки из известных пьес Островского, где речь идет о страстной любви. Так в спектакле появился самый яркий кусок. На возвышении артисты-марионетки в образах узнаваемых персонажей из «Бесприданницы», «Грозы», «Леса» и «Снегурочки». В сопровождении вокального трио и группы музыкантов они по очереди рассказывают свои истории про трагическую любовь, поворачиваясь и перемещаясь по кругу. Все это напоминает фигурки в заводной музыкальной шкатулке , и невольно любовные драмы перестают восприниматься всерьез: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг — такая пустая и глупая шутка». Эти строки Лермонтова — своего рода эпиграф к спектаклю с подзаголовком «Любовь и деньги», где все как будто не всерьез, где шутят все. Но если копнуть глубже, не так уж и проста эта «простая история». Попранное человеческое достоинство — вот его главная тема. И еще необъяснимая и неистребимая готовность человека смириться с постоянными унижениями в борьбе за выживание, трактуемая как одно из главных свойств русского национального характера.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…