Самые увлекательные шоу о космосе и перемещениях во времени, которые смотрели в России в конце XX века.
Помимо многочисленных социальных потрясений, 1990-е вошли в историю нашей страны новой эрой в истории телевидения (с массовой закупкой зарубежных шоу) и появлением домашнего интернета и видеомагнитофонов. Российские киноманы запоем смотрели фантастические сериалы, благодаря которым можно было с головой погрузиться в иные миры и забыть о насущных проблемах.
Перезапуск популярного сериала «Квантовый скачок» заставил «КиноРепортер» вспомнить главные жанровые хиты тех лет. Но поскольку их было очень много, мы сознательно оставили за скобками части больших вселенных типа «Звездного пути», «Звездных врат» и «Горца», а также сериалы типа «Третьей планеты от Солнца», в которых фантастика вторична.
«Квантовый скачок» (1989–1993)
«Квантовый скачок» – секретный проект гениального физика Сэма Беккета (Скотт Бакула), сконструировавшего квантовый ускоритель, с помощью которого человек может перемещаться во времени. Как истинный ученый, Сэм провел опыт на себе и застрял во времени. Более того, перемещаясь, он раз за разом оказывается в теле разных людей в ключевые моменты их жизни. И лишь повлияв на события в лучшую сторону, Беккет совершает новый скачок…
Создатели шоу схитрили, вписав в сюжет нюанс, согласно которому скачки могут совершаться лишь в интервале жизни скачущего. А хитрость в том, что в итоге Сэм не углубляется дальше 1945 года, а значит, съемки не потребовали от студии сложные исторические костюмы и декорации. Но и этот отрезок времени очень интересен. За 5 сезонов Беккет успел побыть Элвисом Пресли, Ли Харви Освальдом, водителем Мэрилин Монро и еще массой людей, оказывавшихся в эпицентре исторических событий.
И самое странное, что если главным законом перемещений во времени всегда был эффект бабочки (нельзя ничего менять, потому что это может привести к необратимым последствиям), то в «Квантовом скачке» все с точностью до наоборот: не повлияешь на события – не переместишься. И сколько Сэм за почти сотню скачков дел наворотил – страшно подумать!
«Секретные материалы» (1993–2018)
Талантливый агент ФБР Фокс Малдер (Дэвид Духовны) переведен в отдел «Секретные материалы», специализирующийся на загадочных нераскрытых преступлениях. Назначение неслучайно: Малдер искренне верит в инопланетян (они украли его сестру Саманту) и сверхъестественные силы. Напарница Фокса, дипломированный врач Дана Скалли (Джиллиан Андерсон) крайне скептично относится ко всему этому, и в их тандеме в процессе расследований неизменно занимает прагматическую позицию, пытаясь найти происходящему разумное объяснение. Вот только выходит редко…
Сериал «Секретные материалы» Криса Картера – абсолютная классика и присутствовал бы в сборке, даже если бы она охватывала всю историю телевидения, а не только 1990-е. Шоу выдержало 11 сезонов, хотя, по-хорошему, его стоило закрыть намного раньше. Если 4-й и 5-й сезоны смотрели в среднем 20 млн зрителей, то 11-й – лишь 5 млн. Причем падение интереса было вызвано падением общего качества проекта.
И все же сериал обрел статус легенды, повлияв на многие судьбы и на жанровый канон. Главной фишкой «Секретных материалов» было то, что все паранормальное и сверхъестественное подавалось в них не как нечто фантастическое, а что-то, с чем реально имеют дело секретные службы. Зрителям предлагалось поверить, что на самом деле все это и правда существует.
«Вавилон-5» (1994–1998)
«Вавилон-5» – гигантская космическая станция, пристанище выходцев с сотен планет, представителей самых разных форм жизни. Станция стала оплотом мирного сосуществования всех цивилизаций в галактике. Именно там можно решить все самые сложные и спорные вопросы, не доводя дело до кровопролитной войны. Но помимо команды, дипломатических миссий, торговцев, чиновников и путешественников, на «Вавилоне», конечно, хватает и проходимцев, которые ставят свои интересы выше всего на свете, из-за чего мир часто оказывается висящим на волоске…
Детище Джозефа Майкла Стражински – возможно, не самый лучший образец космической саги, но, безусловно, самый любимый в России. Хотя бы потому, что именно с ним нас познакомили первым. Для многих интриги посла республики Центавр Лондо Моллари (Питер Юрасик) были важнее, чем выступления реальных политиков в государственной думе.
Надо сказать, что для телесериала середины 1990-х «Вавилон-5» был сделан достаточно качественно. Он снимался в редком для ТВ тех лет формате 16:9, а спецэффекты и грим поражали высоким уровнем. Достаточно посмотреть на героя Андреаса Катсуласа – посла Нарна Г’Кара. Страшно подумать, сколько часов он за 5 сезонов провел в кресле гримеров.
«Скользящие» (1995–2000)
В отличие от героя «Квантового скачка», его коллега Куин Мелори (Джерри О’Коннелл) открывает способ перемещения не во времени, а между параллельными мирами, где развитие нашей цивилизации течет иногда почти так же, а иногда совершенно иначе. Есть и еще одно фундаментальное отличие от Сэма Беккета: Куин путешествует не один, а в пестрой компании. Кроме него, по мирам скачут его подруга Уэйд Уэллс (Сабрина Ллойд), профессор Максимилиан Артуро (Джон Рис-Дэвис) и певец Рембрандт Браун (Кливант Деррикс), известный как Плачущий человек…
Главная фишка «Скользящих», также известных как «Параллельные миры», – в занятных фантазиях сценаристов на тему «Что бы было, если бы было не так». Так, уже во второй серии герои сериала попадают в мир, где Советский Союз победил США. Интересно? Конечно! А мир, в котором мужчины и женщины поменялись социальными ролями? Еще интереснее!
Одно жаль: надолго фантазии сценаристов не хватило. Первые два сезона были отличными, а потом покатилось по наклонной. Всего сериал выдержал пять сезонов, к концу растеряв весь оригинальный каст, кроме Плачущего человека, и аудиторию. Под конец все было так плохо, что съемки оборвали, не доведя историю до логического финала.
«Пси Фактор: Хроники паранормальных явлений» (1996–2000)
Сотрудники специального Управления по научным исследованиям и разработкам (OSIR) занимается изучением всевозможных необычных случаев, которые не находят разумного объяснения. Ход работы управления фиксируется на камеру, и из этого материала и собран сериал…
Такая вот концепция, сильно напоминающая «Секретные материалы» (и глупо было бы отрицать, что вдохновлялись именно ими), но с закосом под псевдодокументалистику задолго до появления термина «мокьюментари». Правда, уже во втором сезоне сериал здорово поменял формат. «Пси Фактор» стал более игровым, а по выбору сюжетов сделал упор на всевозможную мистику.
Всего вышло 4 полноценных сезона по 22 эпизода в каждом, а создателям во главе с Питером Эйкройдом (младшим братом звезды «Охотников за приведениями» Дэна Эйкройда, снимавшегося шоу в роли ведущего) удалось уйти, не скатившись на дно рейтингов, как многим коллегам.
«Лексс» (1997–2002)
«Лексс» – живой космический корабль, самое могущественное оружие во вселенной, с его помощью можно взрывать целые планеты. Команда корабля – бывший охранник 4-го класса, а теперь капитан Стенли Твидл (Брайан Дауни), раба любви Зев Беллрингер (Ева Хаберманн) и мертвый убийца Кай (Майкл Макманус), последний представитель народа Бруннен-Джи. А еще есть робот 790 (вернее его голова) и создание по имени Лайекка, которое принимает облик тех, кого съедает. Вместе они путешествуют от планеты к планете в поисках нового дома…
Если Сет МакФарлейн в своем «Орвилле» (2017–…) по-доброму пародирует каноны космической фантастики, то создатели этого канадо-германского шоу обстебали все святое, что есть в жанре, доведя до полного абсурда. Даже на уровне описания все звучит как бред, а визуальный ряд в сериале еще хлеще.
Даже немного странно, что «Лексс» прожил всего 4 сезона. Персонажи сериала создавались максимально разными, а их приключения – максимально нескучными, так что при желании шоу могло бы дожить до наших дней, пройдя путь от нарочито примитивных спецэффектов до современного совершенства.
Комментарии