В 1940 году сценариста Германа Манкевича (Гари Олдман), недавно сломавшего ногу, запирают на ферме в Калифорнии в компании сиделки (Моника Госсманн) и машинистки (Лили Коллинз) — здесь за 60 дней он должен написать сценарий для фильма Орсона Уэллса (Том Бёрк). Манкевич, или просто Манк, оставшись без живительных запасов алкоголя, пишет сценарий, а попутно вспоминает работу на студии MGM в Голливуде и знакомство с одним из самых влиятельных и богатых людей Америки Уильямом Рэндольфом Херстом (Чарльз Дэнс). Издатель и магнат становится источником вдохновения для Манка при создании образа Чарльза Фостера Кейна.
Поклонники «Исчезнувшей», «Игры» или «Бойцовского клуба», которые посмотрят новый фильм Дэвида Финчера, вероятно, будут разочарованы. В «Манке» нет маньяков или убийств, резких сюжетных поворотов, нет знаменитого быстрого финчеровского монтажа, нет даже интриги: то, что Манкевич допишет сценарий, известно с самого начала. Финчер рассказывает историю создания «Гражданина Кейна», признанного «величайшим фильмом всех времен и народов» — навряд ли интересный широкому зрителю сюжет. «Гражданин Кейн» считается шедевром режиссера Уэллса — Финчер заявляет авторские права на него сценариста Манкевича (Герман и Орсон разделили единственный «Оскар», который получил фильм). Впрочем, версия Финчера, что «Гражданин Кейн» – в большей степени детище Манкевича, считается спорной: исследователи скорее на стороне Уэллса.
Но для Финчера «Манк» — проект несомненно личный. Во-первых, сценарий фильма написал его отец Джек, который скончался 17 лет назад. Во-вторых, это кино про кино, признание в любви Золотому веку Голливуда.
И первое, что об этом возвещает, — черно-белое искусственно состаренное изображение. «Манк» — виртуозная стилизация (фильм снимали в цифре, а потом накладывали фильтры, имитирующие дефекты пленки). И дело не только в промелькнувшем пятне или затемнении, в которое уходит картинка перед монтажной склейкой. В фильме дивная, исключительная работа со светом — воссозданы даже пересветы, которые были в пленочном кино. Кроме того, оператор Эрик Мессершмидт, снимавший для Финчера почти всего «Охотника за разумом», копирует некоторые планы из фильмов классического Голливуда — сейчас бы эти же сцены сняли иначе.
Но это не просто стилизация под то, как снимали тогда — это подражание тому, что снимали тогда. Финчер создает мегаломанский проект. Как и «Гражданин Кейн», «Манк» — огромное полотно, многофигурная, масштабная композиция.
Творческих амбиций так много, что их хватило бы на три фильма (отсюда и хронометраж — два часа с лишним). Во-первых, «Манк» — это байопик Манкевича, блестящего сценариста, «самого умного парня в комнате», как он сам себя называет. В бесконечно остроумных диалогах — а в этом кино очень много говорят — раскрываются его отношения с женой Сарой (Таппенс Мидлтон), коллегами по цеху (появляются голливудские сценаристы Чарльз Ледерер, Бен Хект и Джордж С. Кауфман) и конечно, Уэллсом. И на чьей стороне Финчер в вопросе, кто же автор «Гражданина Кейна», все понятно: пока Манк пишет сценарий, Уэллс присутствует в фильме в основном как волевой голос в телефонной трубке.
Манкевич нужен Финчеру не только как автор «Гражданина Кейна», но и как агент в Голливуде времен студийной системы, следом за которым можно прошмыгнуть на съемочную площадку и увидеть, как там все устроено. Золотой век Голливуда (в котором все жалуются на кризис), впрочем, показан без какого-либо пиетета. Вот сценаристы, настоящие жулики, на ходу придумывают сюжет фильма на совещании со студийным боссом. Вот показанный с нескрываемой неприязнью глава MGM Луис Б. Майер (Арлисс Ховард) рассказывает новому подчиненному про то, что все делает ради «семьи» — то есть компании. Или прием у Уильяма Рэндольфа Херста. В его огромном поместье, очевидном прообразе кейновского дворца Занаду, со зверинцем и бесконечными анфиладами комнат, собрались все звезды — а Манк гуляет с подружкой Херста, актрисой Мэрион Дэвис (Аманда Сайфред). И вдруг в отблеске промчавшегося мимо ретроавтомобиля, слепящей вспышки света или смехе старлетки промелькнет обещание высшего блаженства, которое только может даровать искусство кино. Некоторые сцены, как бывает у Финчера, настоящие аттракционы, их хочется смотреть на повторе снова и снова.
Но Финчер добавляет и остроактуальную линию, буквально про фейк-ньюз, связанную с писателем и политиком Эптоном Синклером. Зачем она нужна сейчас режиссеру понятно, зачем сюжету — не очень. Число персонажей второго плана и так идет на десятки, а флэшбеки все сложнее расположить на временной линии.
«Манк» — кино масштабное, монструозное, моментами восхитительное, очень требовательное к зрителю. Вокруг героя Гари Олдмана будто кружится целый хоровод персонажей — ярких, остроумных, необычных (в том числе и героиня Сайфред, которая, вероятно, сыграла здесь свою лучшую роль). Это кино технически великолепное, снятое с огромным мастерством — отличная стилизация под шедевр, жаль, что не оригинал.
«Манк» доступен на Netflix.
Путешественники – люди, для которых дорога становится профессией и судьбой. Их путь ведет сквозь горные шторма, океанские просторы, снежные пустыни…
Российский рынок онлайн-видеосервисов продолжает расти поразительными темпами. Согласно последнему отчету аналитической компании TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2025 года общая выручка легальных…
Мультсериал «Царь горы» неожиданно вернулся спустя 15 лет после закрытия, да еще и в концептуально обновленном виде. Теперь это анимационный…
Возрождение культовой пародии про лейтенанта полиции, кажется, само по себе звучит как шутка. Спустя три десятилетия после триквела с Лесли…
Премьера постановки «Кабала святош» по пьесе Михаила Булгакова состоится в МХТ имени Чехова 4 сентября. Роль Мольера в спектакле Юрия…
С 17 августа в рамках Московской международной недели кино по столице будет курсировать первый мобильный кинотеатр, который покажет фильмы на…