От тропических джунглей до арктических льдов: невыдуманные истории о том, как кино требует жертв.
В киноиндустрии нередко случается, что приключения за кадром выходят далеко за рамки сценария. Иногда кинематографисты сознательно отказываются от комфорта павильонов и отправляются туда, где царят жара, леденящий холод и другие дикие условия. «КиноРепортер» отправляется в экспедицию по известным фильмам, съемки которых превратились в настоящее испытание. Так, мы расскажем о том, как команды работали в джунглях, под водой и в заснеженной тайге. И к чему все это привело.
«Фицкарральдо» (1982)
Фильм Вернера Херцога рассказывает об авантюре упрямого мечтателя в перуанской Амазонии. Режиссер решил, что знаменитую сцену с буксировкой парохода сделает по-настоящему – без спецэффектов. Съемочная группа действительно потащила 320-тонное судно «Молли-Аида» вверх по 40-градусному береговому склону. При таком подвиге в дикой жаре и мокрой растительности трое человек получили серьезные травмы. Представьте только: сотни людей с веревками и блоками тащат гигантское судно по болоту – и все это снято камерой без «индустриальной магии».
Местные индейцы из племени агварес соорудили сложную систему тяг и блоков, чтобы двигать корабль. Без электрических машин и кранов на помощь пришли только мускулы и смекалка. В кадре даже видно, как веревки напрягаются под весом судна – и все это происходило на самом деле. После безуспешных попыток пароход все же подняли на гору, но, увы, не надолго. Как и в фильме, главные герои отпустили судно: племена просто разрезали веревки, и «Молли-Аида» покатилась вниз по реке в порог.
Съемочный процесс в тропиках таил опасности не только из-за физической нагрузки. Актер Клаус Кински был известен своей неуступчивостью, и по легенде его выходки доходили до крайностей. Однажды вождь одного из племен предложил режиссеру Херцогу убить Кински за них. Еще и местная фауна напоминала о своем присутствии. В частности, один из местных реквизиторов подвергся укусу ядовитой змеи и настолько сильно пострадал, что сам отрезал себе ногу бензопилой, чтобы остановить распространение яда и спастись. Предположим, что при показе фильма дисклеймер «ни один человек на съемках не пострадал» отсутствовал.
«Бездна» (1989)
В научно-фантастическом триллере Джеймса Кэмерона подавляющая часть действий происходит под водой – и съемки полностью отвечали этой задаче. Команда построила гигантский бассейн-танк и наполнила его водой по самые борта. В течение полугода актеры и операторы трудились в экстремальных условиях, работая по 70 часов в неделю 6 дней подряд. Каждый рабочий день превращался в подводное приключение: участники проводили по 10–11 часов в гидрокостюмах.
Неожиданные препятствия подстерегали повсюду. Во время съемок группу накрыл шторм: 200-футовое сооружение над танком разорвало ветром, и, чтобы продолжить работу, в срочном порядке пришлось перейти на ночные смены. Тем временем вода приобретала «живую окраску»: ее цвет, температура и плотность менялись за считанные часы. Растущие водоросли буквально «съедали» видимость до 6–9 метров, а хлорка в резервуаре вызывала ожоги кожи и даже отбеливала волосы художников и каскадеров.
Тяжелые условия подрывали моральный дух команды. Актриса Мэри Элизабет Мастрантонио постоянно испытывала тревогу после бесконечных дублей под водой: во время съемок одной сцены ей приходилось пролежать в мокрой одежде без движения. Даже сам Кэмерон, известный любитель экстрима, едва не поплатился жизнью за амбицию. Для одной из сцен режиссер (без специального снаряжения и ласт) погрузился на 30 метров, и когда запас воздуха закончился, он потерял сознание.
«Пляж» (2000)
Локации фильма выглядели как райская идиллия: бирюзовая лагуна и белый песок на тайском острове Пхи-Пхи. Но реальная съемка оказалась далеко не безоблачной. Пляж Майя Бэй, где строили «коммуну искателей рая», уже тогда был загажен «цивилизацией». Леонардо ДиКаприо устроил длительный заплыв в океане среди стаи ядовитых медуз, и после одного из погружений его сильно ужалила красная медуза – актер мигом направился в свою яхту, чтобы прийти в себя.
Режиссер Дэнни Бойл требовал «улучшить» природу для кинематографичной картинки: на пляж завезли 60 молодых пальм, выровняли дюны и выкорчевали большую часть кустов, чтобы сделать его «идеальным». Такую переделку экзотика испытала впервые: перед этим каждый день по пляжу убирали тонны туристического мусора. Удалось даже вывезти 3 тонны хлама до начала съемок и заключить официальный договор с властями: те заплатили $108 тыс. и внесли залог в $250 тыс. с обязательством восстановить пляж. Тем не менее местные экологические активисты остались недовольны. Толпы людей выходили на протест прямо на площадку: противники фильма ходили в масках с фото ДиКаприо и настаивали, что национальные парки нельзя переделывать ради кино.
В съемочный процесс вмешались и природные факторы. Когда понадобилась эпизодическая сцена с прыжком с водопада в горах Таиланда, команда построила искусственную скалу у края пропасти – чтобы каскадеры могли нырнуть с безопасных 70 футов в глубокую воду. А съемка любимых туристами пляжей при свете закатного солнца была прервана неспешными тропическими грозами. После окончания съемок создатели восстановили натуральный вид Майя Бэй: пальмы пересадили в лес, а дюны засыпали обратно.
«Апокалипсис» (2006)
Фильм Мэла Гибсона снимали в мексиканских джунглях, и там природа оказалась не менее суровой, чем на экране. Тропическая жара днем сменялась ливнями ночью. Актеры и операторы жаловались, что дешевая рабочая сила здесь не спасет – бюджетные местные съемочные группы и статисты пусть и стоили меньше, но снимать их было нелегко. В итоге график удвоился: вместо запланированных 4 месяцев в джунглях команда провела около 9–10 месяцев под открытым небом. Именно в этих условиях проявилась «мексиканская эксцентричность» Гибсона: иногда он приходил на съемки лишь к полудню, менял план на ходу и снимал сложнейшие погонные сцены вплоть до заката.
С утра бригада штатно встречала более тысячи статистов – в час ночи к ним уже подходили гримеры, чтобы нанести на каждого сложный костюмный грим, парики и акриловые шрамы. Но как только группа была готова к общему кадру, режиссера на площадке не было. Гибсон появлялся лишь спустя несколько часов. Погодные сюрпризы лишь усугубляли ситуацию. Режиссер рассчитывал, что зима будет без снежных метелей, но суровая буря наводнила локации и сорвала декорации, заставив всех перестроиться. А когда наконец январь сменился весной, неожиданно потеплело и лед рек начал таять – образовались разрывы в «хронике» событий, что вновь потребовало дополнительных дней съемок.
«Территория» (2014)
Съемки фильма Александра Мельника отправили группу в одну из самых оторванных частей нашей планеты. Основное место действия – плато Путорана на севере Красноярского края – настолько труднодоступно, что туда нельзя провести дорогу. Команда снимала картину с геологами именно там, а эпизоды у моря с золотодобытчиками развернули в бухте Провидения на Чукотке. Для этих целей создатели даже соорудили макет целого поселка, который был построен прямо на берегу Берингового моря специально для фильма.
Из-за отсутствия инфраструктуры проект в буквальном смысле был «доставлен по воздуху». Лишь с помощью вертолетов «Норникеля» съемочную группу удалось добросить до плато. По словам режиссера, без поддержки компании с ее редкими самолетами ничего бы не получилось – обычные коммерческие рейсы туда давно не летают. По сути, каждая камера и конструкция проходили тест на прочность: возводить декорации на болотах и в горах без дорог было непросто .
Днем на плато стояла теплая погода, но с наступлением ночи ситуация непредсказуемо менялась: термометр мог просесть к нулю, хотя еще пару часов назад было +20°C. Тундровые комары и мошки могли загрызть команду до истощения. Современная техника помогла преодолеть многие трудности: оператор использовал камеры в формате 4K, которые легче пережили перепады температуры и освещения. Но за кадром оставались бесчисленные часы работы в непроходимой тайге, которые сделали фильм героическим трудом российской кинематографии.
«Выживший» (2015)
Леонардо ДиКаприо и режиссер Алехандро Гонсалес Иньярриту превратили «Выжившего» в настоящий поход по Канаде и Аргентине. Съемки проходили исключительно на открытых локациях под естественным светом – никакого фонового освещения, никакой «студийной температуры». Как отмечал оператор Эммануэль Любецки, днем ему иногда удавалось работать всего по 5 часов светового дня – остальное время приходилось ждать, пока условия станут приемлемыми. Каждое утро начиналось в ледяной тьме, и как только солнышко клонилось к западу, камеры снова были готовы к работе. Такие «короткие рабочие смены» выматывали не меньше, чем бесконечные дубли.
Непредсказуемая погода добавила краски приключению. Несколько раз команда попадала под настоящую метель. Однажды неожиданная буря с проливным снегом обрушилась на площадку – многие декорации и палатки были уничтожены ветром, и работу пришлось временно остановить. Сам ДиКаприо тоже заплатил цену за правдоподобие. Он надел на себя аутентичный костюм из оленьей и медвежьей шкур весом около 45 килограммов, после чего ему приходилось погружаться в ледяную реку. По словам актера, «самое сложное – войти в ледяную воду и вылезти из нее» под этим звериным бушлатом.
«Время первых» (2017)
История первого выхода в открытый космос была воплощена на земле – но с настоящим космическим масштабом съемок. Съемочная команда построила три полноразмерных макета корабля «Восход-2»: один имитировал открытое космическое пространство, второй – внутреннюю кабину с иллюминатором, третий – модуль для сцены катапультирования. На изготовление этих декораций ушло почти полгода упорной работы.
Сама съемочная площадка выглядела футуристично: актеров подвешивали на тросах, имитируя состояние невесомости, что значительно осложняло процесс съемки. Но это не все испытания. Для начала и финала фильма нужно было отснять легендарное приземление космонавтов. Команда отправилась в Уральскую тайгу, к месту реальной посадки «Восхода-2» в марте 1965 года. Там все снимали в натуральных условиях – среди сосен и гор под снежным ветром. Зимняя северная тайга требовала терпения: уральская дорога не проходила до этих мест, потому съемочная группа монтировала декорации прямо на снегу и льду.
В кадр попали суровые виды пермской тайги: именно они должны были передать атмосферу спасательной операции. На точку вертолетом доставить съемочную группу не получилось – не нашлось места для посадки. Пришлось садиться за 9 км от нужного места, а дальше путь пролегал на тяжелой технике и снегоходах. Базой стал поселок Усьва почти без связи: каждый день команда отправлялась в лес, преодолевая 200 км по бездорожью. Ради нескольких дней съемок Евгения Миронова и Константина Хабенского не стали везти в Пермь – вместо них в кадр вышли дублеры. Местные артисты облачились в тяжелые скафандры и изображали космонавтов, встречающих спасателей.
Комментарии