Особым событием «Российской креативной недели» в этом году стала организованная в ее рамках ЭКСПО. Выставка продемонстрировала, как креативные индустрии влияют на развитие городов, экономику и качество жизни. На более чем 80 арт-объектах 22 участника из 9 регионов представили свои достижения – от авторских матрешек до алюминиевых скульптур, воплощения образа «креативного лидера» и примеров блестящего промышленного дизайна.
Практически после первого же форума-фестиваля «Российская креативная неделя» в 2020 году креативные индустрии заняли место в федеральной повестке как сектор с большим экономическим и социальным потенциалом. ЭКСПО-2025 стала площадкой для подведения итогов 5 лет развития креативных индустрий и ответила на ключевые вопросы, один из которых – насколько креативная экономика готова стать международным амбассадором России и показателем ее уникального пути?
Визуальным ответом можно считать 4-метровую инсталляцию «Семечка» – символ Национальной премии в сфере креативных индустрий. Она возвышалась в центре экспозиции и не просто украшала пространство, а транслировала идею роста, потенциала и нового этапа развития креативной экономики – от зарождения концепции до реальных перемен.
Одними из самых заметных участников ЭКСПО-2025 стали победители конкурса «Знай наших» в номинации «Креатив». На радость участникам форума и гостям Национального центра «Россия» они представили свою уникальную продукцию, вобравшую в себя и частицу души мастеров, и богатство отечественной культуры.
Бренд My.Matreshka показал, что известная нам всем с детства деревянная куколка с «семейством» внутри – это символ глубокой и прочной связи поколений, мудрости предков и появления новой жизни. У каждой матрешки был свой неповторимый образ.
Компания Incrua презентовала вещи, в которых безупречно соединились элементы мордовского культурного наследия и современных дизайнерских трендов. Елочные игрушки, костяной фарфор, предметы интерьера, созданные из природных материалов, характерных для Мордовии, – всем этим можно было полюбоваться и вдохновиться для собственного творчества.
Основатель бренда Measure дизайнер Зайнаб Сайдулаева разместила на стендах последние коллекции ТОЙ и Kubeschi, отразив в них этапы культурного развития многонационального Дагестана. Экспозиция «Русские в моде» познакомила гостей с авторскими платками из серии «Русская весна». В каждом изделии – мотивы женственности, духовной силы, а также уникальные образы из русской культуры от мифологических до исторических.
Производитель детских конструкторов «РУБРИК», чьи игрушки легко конкурируют с гаджетами в привлечении внимания детворы, удивляла гостей стендом с интерактивным поп-апом, в котором любая идея быстро находила воплощение в конструкторской форме. А главное – собранные из деталей фигурки, в ряду которых выделялся всеми любимый Чебурашка.
Эти проекты ярко продемонстрировали, как в креативной индустрии традиции и актуальные тренды соединяются, порождая новые смыслы и возможности для еще большего укрепления национального культурного кода.
На «Маркете молодых» 40 предпринимателей до 35 лет представили свои проекты для обсуждения с экспертами форума. Молодежное направление объединяет и поддерживает начинающих предпринимателей, которые не просто создают бизнес, а запускают социально значимые проекты, меняют окружающий мир.
В числе участников – уже громко заявившие о себе основатели компаний: Ольга Емельянова, создатель бренда «Лукоморье», выпускающего посуду, украшения и предметы декора, Анатолий Просвирнин, развивающий 3D-печать и «Фабрику братьев Просвирниных», Карен Кочарян из кинокомпании «Наири продакшн» и Андрей Волков с дизайн-студией и брендом одежды «Веналю».
Креативная экономика играет значимую роль в развитии субъектов Российской Федерации. На ЭКСПО были представлены 9 регионов – лидеров креативной экономики страны.
Так, интерактивный стенд Правительства Москвы знакомил посетителей с ключевыми достижениями столицы в развитии креативного бизнеса, например, реализованными масштабными проектами в части городской инфраструктуры. Особое внимание участников привлекла информация об уникальном, первом в России кластере видеоигр.
Челябинская область представила экспозицию «Сохраняем традиции – создаем будущее», презентующую Южный Урал как динамично развивающийся регион с сильной креативной экономикой. Ставший почти культовым джемпер с надписью «СССР» как бы напоминал: Россия сохраняет все лучшие наработки, в том числе и те, что появились во времена Советского Союза.
Стенд Республики Башкортостан привлекал внимание ковром-панно с национальными цветочными узорами и фигурками героев эпосов. Особой изюминкой стали забавные керамические зайцы – можно сказать, «лабубу из Башкортостана».
Красноярский край собрал инсталляцию «Цифры», символизирующую значительный вклад креативных индустрий в местную экономику: с 2019 по 2023 год они внесли в валовой региональный продукт более 140 млрд рублей. Интерактивная панель помогала узнать о масштабных событиях в регионе, изучить инфраструктурные объекты и познакомиться с достижениями края в сфере креаномики.
Тульская область предложила проект «Тула. Переплетение времен», демонстрирующий гармонию традиций и инноваций в IT, медиа, моде и дизайне. Главным арт-объектом стал самовар в стиле филимоновской игрушки. А Нижегородская область впервые представила цифровую карту креативной инфраструктуры областного центра и серию видеороликов о развитии в регионе творческой среды.
Рязанская область посвятила свою экспозицию культурному наследию и современному искусству. Здесь был акцент на народные промыслы – михайловское кружево и кадомский вениз (вышивка, совмещенная с кружевом), скопинскую керамику и шиловское лозоплетение. Русская зима и сказки стали тематической основой стенда, демонстрирующего, как креативные индустрии региона мастерски продвигают культурное наследие с помощью идей и современных технологий.
Корпорация развития Дальнего Востока и Арктики широко представила успешные проекты в сфере киноиндустрии, моды и ювелирного дизайна. Такие мини-выставки подтверждают растущую роль креативной экономики в развитии регионов и укреплении культурных традиций.
Индустриальные партнеры «Российской креативной недели» также представили примеры достижений в сфере креативных индустрий. Так, Росатом презентовал инициативу «Творцы атомных городов», направленную на поддержку мастеров и специалистов из городов присутствия госкорпорации. Проект помогает креативным предпринимателям, чьи работы редко появляются на крупных маркетплейсах, продвигаться на федеральных и отраслевых площадках.
Алюминиевая ассоциация организовала масштабную интерактивную выставку, демонстрирующую уникальные свойства алюминия в машиностроении, урбанистике, искусстве и дизайне бытовых предметов. А инсталляция госкорпорации Ростех показала эволюцию инженерной мысли и технического прогресса, акцентируя внимание на пути изобретателя, мыслителя и конструктора, создающих инновационные продукты.
Проект Благотворительного фонда Андрея Мельниченко посвятили развитию в городах креативного лидерства. Яркая инсталляция показывала, как благодаря усилиям фонда через проекты в области культуры, искусства, спорта и образования перезапускаются городские пространства. В свою очередь Группа компаний «Просвещение» удивляла на ЭКСПО символичным арт-объектом в виде электрической лампочки и контурами детских ладошек, книжек, игрушек, обозначивших игровую зону для юных посетителей.
Одной из самых важных площадок форума стал ситуационный центр – его можно было назвать пульсом «Российской креативной недели». Это 12 экранов, более 250 аналитических данных – буквально креативная экономика в цифрах и фактах. Каждый из экранов был посвящен одному из 12 направлений креативной экономики:
Здесь посетители могли не просто ознакомиться со статистикой, а увидеть живую карту креативной России, где за каждой цифрой – рассказ о людях, проектах и регионах.
Середина XIX века. Датское исследовательское судно бороздит водные просторы, отыскивая путь к Северному полюсу, и накрепко застревает во льдах. В…
Мишель Йео получит почетного «Золотого медведя» за вклад в киноискусство на 76-м Берлинском международном кинофестивале. Как отметили организаторы смотра, за…
Два брата, увлеченные теориями заговоров, похищают руководительницу фармацевтической корпорации, будучи убеждены, что она не та, за кого себя выдает. А…
Судьбу Дэвида Литча можно описать фразой, которую произносит герой фильма «Быстрее пули»: «Все, что когда-то происходило, привело тебя к этому…
В Москве завершился юбилейный 45-й Международный студенческий фестиваль ВГИК. Главная задача смотра – укрепление международных связей и творческий обмен между…
Фотовыставка «След кометы», приуроченная к 90-летию со дня рождения народной артистки Людмилы Гурченко, открылась на Арбате. Она расположилась напротив дома…