Японский психологический триллер «Выход 8» снят по мотивам одноименной видеоигры. Суть ее проста: пользователь попадает в безлюдный коридор токийского метро, откуда ему нужно выбраться. Единственный способ это сделать – пройти несколько похожих уровней, при этом не упустив ни единой аномалии, которая может во время этого процесса возникнуть. А может и не возникнуть – таким образом игрок вынужден постоянно подвергать сомнению все, что видит вокруг.
Стоит отметить, что мировую популярность обрела не только сама игра, но и записи ее прохождения на различных платформах: при просмотре естественным образом возникает чувство сопричастности, а тревога в разы возрастает, поскольку зритель оказывается в положении беспомощного свидетеля, внимательность которого нисколько не влияет на успех «миссии». В аналогичном духе решена и экранизация. Более того, сценарист и режиссер Гэнки Кавамура заходит с козырей, показывая игровой мир от первого лица сразу же после вступительных титров.
Но пока зритель взвешивает избитость приема и его результативность (заглядывать за угол чужими глазами куда волнительнее), вайбы «Хардкора» сходят на нет. И объясняется это двумя факторами. Во-первых, дело в переключении внимания: в проекте, мироустройство которого подчинено неизменным правилам, просто необходимы качели – неважно, эмоциональные или зрелищные. Иначе зрителя попросту утомит нескончаемая иллюзия движения.
Смена условного игрока в этом смысле работает не только как сюжетный крючок, но и как временной маркер. Кроме того, именно с помощью деления на главы Кавамура расширяет игровую вселенную: в частности разъясняет глубинные правила и демонстрирует последствия различных решений.
Во-вторых, постановщик искусно работает с жанром, не стремясь превратить кино в визуальное месиво из эффектных приемов или хоррор-аттракцион. Вместо этого он с самого начала выстраивает полноценный психологический триллер, практически лишенный скримеров. За кадром же Гэнки проводит прямую аналогию с чистилищем по Данте – разве что в его версии кругов ада оказывается восемь.
Так, гораздо больший ужас у оказавшегося в лиминальной ловушке парня (Кадзунари Ниномия) вызывают собственные переживания, которые имеют свойство материализовываться поблизости. Равно как и сокровенные желания – в бесконечной петле стерильно-белого коридора возникают самые странные видения. Эти игры с подсознанием отсылают, как ни странно, к Тарковскому, в «Сталкере» и «Солярисе» которого такие понятия, как рефлексия и человечность, тоже не были пустым звуком.
Метод кнута и пряника в «Выходе 8» стремительно развинчивает психику жертвы, которой с каждым разом все труднее взять себя в руки. Ситуацию главного героя осложняют медицинский и психологический аспекты – астма и новость о беременности бывшей подружки, выбившая его из привычной колеи. Зацикленность на этой мысли отчасти объясняет и ситуацию, в которую он угодил, и конкретные образы, и даже потенциальный способ спастись.
Именно последовательность в выборе болевой точки и постоянное воздействие на нее придают картине не только глубину, но и целостность. Не обходится без легких перегибов, но за счет того, что выражены они в основном аудиально, чрезмерного давления не возникает. Особый тон задает «Болеро» Мориса Равеля – своеобразная рамка для основного действия, чей повторяющийся ритм с заметным нарастанием напряжения производит гипнотический эффект. Выбор точный и продуманный – получается дублирующая форму и содержание звуковая параллель.
Наконец, в полтора часа хронометража «Выхода 8» вместилось множество красноречивых деталей и подспудных тем. Например, отрыва от реальности: в пространственную петлю герой попадает, увлекшись неожиданным личным разговором, но привычка не обращать внимание на окружающий мир выдает его раньше. И в этом нюансе скрыта явная ирония: чтобы вернуться к привычной жизни, ему нужно рассматривать и запоминать каждую деталь внешнего мира, пусть и очень камерного.
Место для догадок и допущений тоже остается. В основном они завязаны на нелогичности человеческого поведения, механизмах психики и том факте, что находясь в центре событий соображать и действовать куда сложнее, чем наблюдая со стороны. В этом смысле картина предлагает зрителю уникальный шанс раздвоиться, одновременно побывав по обе стороны экрана. Предложение экспериментальное и заманчивое.
Товарищи дачники, держитесь! До осени остался последний забег по грядкам и всего с десяток кабачков, которые надо раздать всем нуждающимся.…
Представляем свежую подборку самых ожидаемых премьер. Здесь и смешная учительница с советскими привычками, и мрачная драма о братской ненависти, и…
Иногда сценарии лежат в ящиках годами, пока до них не доходят руки. История «Диспетчера» как раз такая. Проект, который назывался…
Сегодня исполняется 85 лет Винсу МакМэну. Возможно, его имя вам незнакомо, но вы наверняка хотя бы раз сталкивались с делом…
Сергей Сельянов учился на строителя – на факультет Тульского политеха он поступил специально, чтобы снимать кино на любительской киностудии при…
Капризная интернет-звезда Магали (Адель Экзаркопулос) уединяется в горном шале на пару с помощником (Жером Коммандер). Там ее достает настырная журналистка…