Почему кино в середине прошлого века растянулось по горизонтали и как появился привычный нам формат кадра.
Широкоэкранное изображение сегодня кажется незыблемым визуальным стандартом. Но возможность наслаждаться им зрители получили лишь в 1950-е и только в результате ожесточенных боев между кинотеатрами и телекомпаниями. Почему – в материале «КиноРепортера» о первых картинах в новом формате. Им же посвящена и специальная программа ММКФ «Экранные войны. Эпизод IV: Кинотеатр наносит ответный удар».
С первых лент Луи Люмьера и до середины прошлого века пропорции экрана определялись форматом кадра на 35-миллиметровой пленке. Той самой, которую придумал еще Томас Эдисон и которая оставалась главным носителем киноизображения на протяжении целого столетия.
Ширина картинки на ней всего в 1,37 раза больше ее высоты. Какая уж тут широта поля зрения? Спасибо, что не квадрат! Однако на первых порах об этом никто особо не задумывался. Более того, когда появилось телевидение, формат кадра был выбран таким же, ведь именно возможность домашнего просмотра фильмов стала мощным стимулом для распространения «телеприемников».
Прелести новой электронной технологии зрители распробовали очень быстро, и вскоре экраны телевизоров засветились в миллионах домов. Чтобы посмотреть вечером кино, их обитателям больше не нужно было одеваться, ехать куда-то и платить за билет. И только глядя на стремительно пустеющие залы, кинопрокатчики наконец осознали смертельную опасность для своего бизнеса. Телевидению нужно было срочно что-то противопоставить.
В 1953 году президенту 20th Century Fox Спиросу Скурасу пришла в голову светлая идея. Раз у себя дома зрители ограничены маленьким и почти квадратным экраном, значит кинотеатры должны предложить им внушительное панорамное зрелище. Настолько эффектное, чтобы необходимость выбираться из дома и покупать билеты перестала иметь решающее значение.
Однако Скурас был прагматичным профи и прекрасно понимал, что переход на пленку другого формата (то есть замена камер во всех студиях и проекторов во всех кинотеатрах) – задача нереальная. К счастью, один из его инженеров вспомнил, что за четверть века до этого француз Анри Кретьен придумал хитрый оптический трюк: особая линза при съемке сжимала изображение по горизонтали, а другая, на проекторе, снова разворачивала его, позволяя фиксировать широкоэкранные сцены на обычной пленке. В Париже 1926 года эту идею никто не оценил, но теперь она пришлась как нельзя кстати.
Патент Кретьена оказался просрочен, поэтому его экспериментальную оптику представители 20th Century Fox попросту выкупили и передали в собственный технический отдел. Старые разработки довели до ума, и на свет появилась знаменитая технология CinemaScope, увеличившая соотношение длины и ширины изображения до 2,55:1.
Самым мощным проектом, который на тот момент находился в работе, был фильм Генри Костера «Плащаница» (1953). Съемки остановили и срочно перевели на новый формат. Чтобы не терять времени, даже не стали дожидаться новой оптики — на камеру поставили оригинальную линзу Кретьена. А чтобы не дать конкурентам опомниться, в CinemaScope были тут же запущены еще два фильма, в том числе «Как выйти замуж за миллионера» с Мэрилин Монро. Ставка сыграла: «Плащаница» получила «Золотой глобус» за лучший фильм и двух «Оскаров» при пяти номинациях.
В Советском Союзе кинематографисты тоже почувствовали возможности и перспективы расширенного обзора. Специалисты Научно-исследовательского кинофотоинститута оперативно предложили собственную версию технологии, названную просто и без затей – «Широкий экран».
Уже в 1955 году в первом широкоэкранном кинотеатре «Художественный» состоялась премьера документалок «Под солнцем юга», «Москва праздничная» и «В чудесном городе», снятых на Центральной студии документальных фильмов. А через год вышел и первый широкоэкранный художественный фильм – «Илья Муромец» (1956) культового киносказочника Александра Птушко.
Всего за несколько лет новая технология полностью покорила мир. Даже итальянские неореалисты, никогда особо не гнавшиеся за визуальными эффектами, на этот раз не остались в стороне. В 1960 году в TotalScope – итальянском аналоге CinemaScope – Федерико Феллини снял свою «Сладкую жизнь».
Так началась прекрасная киноэпоха, на десятилетия лишившая телевидение шансов на равную конкуренцию с большими залами.
Комментарии