Рассказываем о малопопулярных ролях прославленного мастера перевоплощений и многозначительного покерфейса.
Отечественный кинематограф XXI века вряд ли можно представить без неотразимого Евгения Цыганова, чье второе имя – харизма. И, без сомнения, уникальная трудоспособность, ведь далеко не каждый современный артист способен настолько ловко лавировать между параллельными съемками и театральными постановками. А лауреату премии Московского кинофестиваля и «Золотого орла», многодетному отцу и просто красавчику Цыганову приходится – в индустрии он сейчас как никогда нарасхват.
Только и остается считать, сколько хитов-миллиардников вроде «Бати 2: Дед» или «Мастера и Маргариты» актер уже положил в свою копилку. Равно как и гадать, как сильно подскачет его популярность после повторного релиза мелодрам «Питер FM» и «Прогулка», этим летом разливающих приятную ностальгию по сердцам посетителей кинотеатров. В связи с этим хочется подойти к разгадке феномена Цыганова. Причем не через центральный вход, а со стороны малоизвестных ролей мастера, несправедливо остающихся в тени блокбастеров, петербуржских сентиментальных историй и народных мыльных опер.
«Займемся любовью» (2002)
Держитесь, дорогие фанатки Евгения Эдуардовича, – пикантное название этой секс-комедии едва ли адресовано вам. С таким призывом носится по общаге неловкий первокурсник по кличке Тюлень (Кирилл Малов), более всего в жизни жаждущий любви. Прежде всего в физическом ее эквиваленте, а в перспективе и в духовном. В то время как его более успешные кореша, в том числе и симпатяга Постников с лицом совсем молодого Цыганова, без особых усилий испытывают эту любовь на своей шкуре. Влюбляются, женятся, расстаются и, разумеется, ночами усердно делают новых людей.
В своей первой центральной роли (полнометражный дебют будущей звезды случился годом ранее в триллере «Коллекционер») Цыганов, к сожалению, на экране появляется довольно редко, теряясь в калейдоскопе хаотично снующих туда-сюда студентов. Но не в пример метко – наглый и в себе не сомневающийся Постников грамотно оттеняет потерянность девственника-стесняшки Тюленя, будто ставшего прообразом для нескладного героя Майкла Серы из культовых «SuperПерцев» (к слову, вышедших на 5 лет позже отечественного опуса, заставляет задуматься!). Не фильм, а прямо-таки гимн начала 2000-х, пусть и немного смущающий своей суетливостью и перепадами настроения.
«Космос как предчувствие» (2005)
«Прогулявшись» вместе с Алексеем Учителем в своем первом петербуржском хите, Цыганов продолжил сотрудничество с чутким постановщиком. И сыграл в его атмосферной ленте о далеких 1950-х, полных надежд на космически светлое и относительно свободное будущее в связи с запуском первого искусственного спутника. Где простой, как три рубля, повар Конек (Евгений Миронов) встречает загадочно-брутального Германа, бывшего политзэка и большого фаната разного рода конспирологий, что неизбежно изменит жизнь наивного героя.
В этом фильме-слепке эпохи Учитель и сценарист Александр Миндадзе грамотно выстраивают стройный ряд метафор и тонких иносказаний, предлагающих зрителю широкое поле трактовок. Чему благоприятствует удачный тандем Миронова и разящего холодом Цыганова – любопытно наблюдать за тем, как изначальные противоположности сходятся и набираются друг у друга как уму-разуму, так и пагубных гиперфиксаций. Так же интригующе во всех хитросплетениях не слишком здоровой мужской дружбы следить и за любовной линией, где девушка-мечта в исполнении Ирины Пеговой из все той же «Прогулки» мечется меж двух жарких огней.
«Охотник» (2006)
В тот же год, когда цыгановский романтик Максим, гуляя по все тому же Питеру, нашел чей-то мобильный телефон, актер предстал перед публикой в диаметрально противоположном образе. В роли древнерусского охотника, подобно Ивану Васильевичу меняющего профессию и пускающегося в нескончаемый цикл спасения всех страждущих и несправедливо обвиненных. Звучит как полный бред? Да, возможно, так оно и есть. Да только бред, обращенный в примечательную для 2000-х форму и благодаря крутости главной звезды достойный внимания и в наше время.
Протагонист сериала Владимира Котта – его древнерусский тезка – действительно изгоняется небесами в столицу образца 2006 года и раз за разом материализуется в зоомагазине участливого старичка по фамилии Сусел (Сергей Никоненко), который помогает дикарю освоиться в чуждом ему мире технологий и доступного пропитания. А экс-охотник, в своем времени приговоренный к казни за убийство, которого он не совершал, помогает восстанавливать справедливость в жизнях ложно обвиненных москвичей. Длинноволосый Цыганов, расхаживающий в потасканной рубахе то ли как Дункан «Горец» Маклауд, то ли как великий уравнитель местного разлива, – зрелище поистине эксклюзивное.
«Ветка сирени» (2007)
Продолжая сверкать на переднем плане в тихом авторском кино вроде «Русалки» Анны Меликян, артист брал на себя и ответственные в историческом плане роли. Среди прочего он примерил и изящные костюмы Сергея Васильевича Рахманинова, светила русской музыки начала XX века. Но в итоговом монтаже байопика Павла Лунгина природная фактура Цыганова несколько подрастерялась в виду того, что все реплики экранного композитора переозвучил Александр Балуев. И при всем великолепии его точной работы над слегка дрожащей речью творца, испытывающего целый ряд разрушительных кризисов, ярым фанатам актера будет нелегко воспринимать его с чужим голосом.
Однако если смириться с фактом дубляжа и внимать происходящему со всем трепетом, при этом не придираясь к достаточно смелым отходам ленты от биографической точности, удовольствие можно получить неимоверное. Ведь драматическая искра Цыганова раскрывается в полную силу в ролях униженных, оскорбленных и загнанных самими же собой в угол, а заодно терзаемых несчастьями любовного характера. Потому и ранимый Рахманинов, истощенный превратностями эмиграции, творческого застоя и семейной жизни с женой Натальей (Виктория Толстоганова) у него вышел донельзя убедительный.
«8» (2015)
Кинематографисты отправляли Цыганова не только на страницы прошлого, зачастую болезненные и исполненные в кроваво-красных тонах («Брестская крепость»), но и в потенциально прекрасное будущее. Где с помощью медицинских достижений из памяти можно стереть травмирующие воспоминания, за что и берется его герой без имени и без единой надежды на то, что когда-то сможет избавиться от мыслей о бывшей. Фанаты «Вечного сияния чистого разума» наверняка приятно удивятся – да, не только Джим Керри решался на такие радикальные меры. И «наши слоны» страдают от несчастной любви…
Все та же Меликян, тогда же поработавшая с Евгением над чувственным альманахом «Про любовь», в тревожном коротком метре решительно отказывается от пестрого изображения, оставляя герою лишь мрачный и острый в своей минималистичности монохром. В котором тем не менее расцветает умение актера за каких-то 19 минут хронометража передать весь диапазон эмоций от тотальной апатии до радости псевдоизбавления, приходящей к страдальцу лишь на миг и вскоре оставляющей его все с той же дырой в сердце. А единственной краской в его жизни оказываются алые таблетки, кажущиеся ему средством, что избавит от всех проблем и преобразит уныло-серое существование во вроде бы просторных интерьерах, в которых, как ни парадоксально, дышать все так же тяжело и неуютно.
«Человек, который удивил всех» (2018)
То, что Цыганов одинаково хорош и на поле драмы, и в комедийной стезе все уже давно поняли и по его громким проектам, и по сравнительно тихим работам. Но, пожалуй, по уровню сложности актерской задачи все эти роли меркнут перед многогранностью и провокационностью материала, что он взял на себя в этой сбивающей с ног гуманистической притче. Которая при внешней причудливости и обилии аллегорий задевает немало общественных нервов, размышляя о токсичной маскулинности, духовности и злости рока, что порой не щадит даже лучших из нас.
Герой Цыганова – простой сибиряк Егор, уважаемый в селе егерь и семьянин, на порог дома которого однажды заглядывает неизлечимая болезнь. Жена тем временем ждет второго ребенка, а соседи надеются на его помощь и мудрый совет, но смерть не обманешь. Егор тем не менее решается хотя бы попробовать и – внезапно! – наряжается женщиной, полностью меняя свою личность. Для того, мол, чтобы седая с косой обозналась и прошла мимо. Согласитесь, мало кто из именитых актеров способен бросить вызов гендерным стереотипам и появиться в совсем не мужественном и настолько уязвимом образе. Еще и скинуть для роли килограмм этак 20 – ну прямо-таки Кристиан Бэйл отечественного образца!
«Как Надя пошла за водкой» (2020)
К более привычному образу скрытного незнакомца не от мира сего Цыганов вернулся в трагикомедии Владимира Мирзоева, что еще до «Преступления и наказания» наводил шороха в, казалось бы, устоявшихся жанровых канонах. Здесь мы попадаем в камерное пространство дома сестер Нади и Вали, полных противоположностей, которые и так еле уживались на одной жилплощади. А с приходом в их жизнь эмоционально недоступного Алексея, измученного тиранией своей жены, что он называет «псиной», тем более пустились драться за святое место под кухонной лампой.
По мере вскрытия скелетов в шкафу, которых за спинами троицы обнаруживается предостаточно, привычный для аудитории баланс юмора и драмы рушится, чтобы превратиться в фееричный театр абсурда. Где герой Цыганова становится – причем и в прямом смысле слова – во главу стола, своими едкими высказываниями обнажая давно не заживающие раны своих собеседниц. Алексей по-королевски правит балом тьмы и одиночества, сковавших всех присутствующих, хотя король, как известно, и сам гол. А его личная трагедия, до безумия простая и в своей простоте обескураживающая, так и остается где-то между строк и его флегматичных взглядов.
«Нина» (2022)
Воссоединившись с постановщицей «Питера FM» Оксаной Бычковой, Цыганов осмелился похоронить укоренившийся в его фильмографии образ невозмутимого циника. Причем похоронить буквально, но – спойлер – время показало, что и он может восстать из мертвых (например, в «Первом номере»). Тогда как в мелодраме «Нина» его герой – умирающий одиночка, который, невзирая на мнимую непробиваемость, остро нуждается в заботе старой возлюбленной.
Так, к цыгановскому Руслану в приветливую, но чужую Грузию прилетает его бывшая дама сердца Нина, блистательно сыгранная Юлией Пересильд. Которая на время оставляет свою успешную жизнь и устоявшийся семейный быт, чтобы проститься с прежде близким ей мужчиной. Равно как и проститься со все еще роднящим их чувством духовного единения, пронесенным обоими сквозь года и расстояния. На пару с Пересильд Цыганов прямо на глазах публики сочиняет мелодичный, но режущий без ножа романс о былой любви. Не стесняясь приоткрывать в кадре не слишком фотогеничную натуру, блуждающую где-то в потемках.
«1993» (2023)
Завершает парад неоднозначных, но все еще притягательных мужчин с лицом Цыганова красавчика Виктор из драмы Александра Велединского об октябрьском путче 1993 года и событиях, ему сопутствовавших. В центре сюжета – с виду типичная московская семья, изнанка которой тем не менее усложнена разного рода кризисами и совсем не светлыми материями. Жена (Екатерина Вилкова) тайно крутит шашни с ярым капиталистом (Максим Лагашкин), в то время как ее благоверный ощущает себя по-грибоедовски лишним человеком в стремительно меняющемся вокруг него обществе.
Герой Цыганова – прежде востребованный инженер, в свое время конструировавший луноходы, и ныне водопроводчик, что чувствует себя брошенным на обочину жизни, пока события рокового года не возвращают ему желание жить и творить. А любовный – или же, напротив, лишенный всяких сердечных чувств – конфликт с женой, встающей против него даже в вопросах политического толка, лишь подогревает в нем тягу к тому, чтобы снова быть услышанным. И как же мастерски актер вдыхает жизнь в многогранный портрет Виктора, заставляя зрителей (в особенности тех, кто лично застал 1990-е) идти под его флагом до самого финала.
Достойные упоминания

- Сериал «Дети Арбата» (2004) – бунтарь-мечтатель Сашка Панкратов, оказывающийся в центре сталинских репрессий 1930-х;
- Сериал «Красные горы» (2013) – сын белогвардейского полковника Аркадий, брошенный на произвол судьбы перед началом новой войны;
- Мини-сериал «София» (2016) – не абы кто, а сам царь всея Руси Иван Грозный;
- Триллер «Конец сезона» (2019) – загадочный новый русский Борис, вторгающийся в размеренные жизни трех сестер (Юлия Снигирь, Юлия Пересильд и Аня Чиповская);
- Драмеди «Блондинка» (2022) – неприступный режиссер Лев, волнующий сердце петербуржской мечтательницы в исполнении Дарьи Жовнер.
Комментарии