Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Евгений Ткачук, которого вы не знаете

Евгений Ткачук, которого вы не знаете

23 июля 2024 /
Евгений Ткачук, которого вы не знаете

К 40-летию талантливого актера рассказываем необычные факты о нем.

На этой неделе 40 лет исполняется одному из самых самобытных актеров российского кино. Из года в год Евгений Ткачук удивляет не только своим талантом и умением перевоплощаться в самых разных героев, но и неповторимой органикой, приводящей в восторг как зрителей, так и режиссеров. В этом материале «КиноРепортер» делится любопытными фактами, которые помогут лучше понять артиста. 

Корни

«Родители строгого режима», 2022

«Фамилия моих предков – Потехины. Если разбирать этимологию, выходит, что скоморохи в семье еще при Иване Грозном были», – говорит Евгений Ткачук. Он действительно родился в творческой семье – его отец и мать познакомились в Народном театре Ашхабада. Впоследствии Валерия Ткачука пригласили в Русский драматический театр, где он продолжил профессиональную карьеру, а вот его супруга Елена, не сумев поступить в театральный вуз, в итоге стала медиком.

Отцовская карьера сыграла важную роль в жизни семьи и после распада СССР:  когда Евгению исполнилось 10 лет, Ткачуки переехали в Самарскую область, где Валерия Александровича приняли в труппу Сызранского драматического театра им. А.Н. Толстого. На этой же сцене довелось выступать и его младшему наследнику: еще до поступления в профильный вуз Евгений сыграл едва ли не в десятке спектаклей. В школе же ему доверили вести театральный кружок, так что азы профессии будущий артист действительно познавал с малолетства.

Звездный курс

Ткачук1
«Шведская спичка», 2007

При столь внушительном опыте ни в Щукинское училище, ни в Школу-студию МХАТ Ткачука не приняли. Оставался ГИТИС – и выложившись перед комиссией на все сто процентов, Евгений оказался на курсе Олега Кудряшова. Его артист называет адептом энергетического театра: «ты должен быть включен и светиться – тогда ты имеешь право выходить на сцену».

Курс получился не только звездным – на нем учились Юлия Пересильд, Елена Николаева, Ольга Смирнова, Владислав Абашин, но и сплоченным. Сам Ткачук признавался, что работа с однокурсниками предполагает другой уровень доверия и необходимость удивлять друг друга. А их спектакль «Шведская спичка», перекочевавший на сцену Театра наций, в свое время стал громким театральным событием и визитной карточкой Евгения. 

Премьера в Каннах

Ткачук. Александра.
«Александра», 2007

Хотя в театре Ткачука приметили чуть раньше: после того как он сыграл Ипполита в постановке «Федра. Золотой колос». Роль принесла ему первую театральную премию. И знакомство с Александром Сокуровым, пригласившим молодого артиста в свою картину «Александра». 

Полнометражный дебют в итоге вышел уникальным: во-первых, Ткачуку довелось оказаться на одной площадке со знаменитой Галиной Вишневской – она сыграла пожилую женщину, приехавшую в Чеченскую Республику проведать внука-офицера. Во-вторых, съемки велись в непростых условиях – группа на самом деле отправилась в Грозный, что в середине 2000-х было достаточно рискованным шагом.

Наконец, мировая премьера фильма состоялась на кинофестивале в Каннах, где его достаточно тепло приняли критики. 

Сам себе режиссер

В театральной режиссуре Ткачук дебютировал еще в подростковом возрасте – сказалось детство, проведенное за кулисами. А дальше в дело вмешалась судьба, ведь в ГИТИСе Евгений учился на актерском отделении режиссерского факультета. Полноценный дебют, правда, случился не сразу: в 2009 году начинающий артист познакомился с Даниилом Воробьевым, а год спустя друзья и  единомышленники сняли короткометражный фильм «Молитва».

Картина проехалась по нескольким международным фестивалям, но возвращаться к режиссерским обязанностям Ткачук не спешил. Исключение сделал для «Бесов», которых вместе с Романом Шаляпиным выпустил в 2014-м. И для экспериментального фильма «Двенадцать этажей спустя», созданного совместно с Джефом Агаевым. Этот проект про попытку творческой реализации пришелся уже на 2024-й.

«Мне нередко предлагают выступить в качестве режиссера, но это огромная ответственность, и я пока не могу себе этого позволить», – говорит Ткачук. Вероятно, именно разделение режиссерских обязанностей в его случае работает как нужно. 

Бесы

«Бесы», 2014

В «Бесах» Ткачук играл дважды. В сериале Хотиненко перевоплощался в Ивана Шатова, не слишком оттягивая внимания с судорожного дуэта Максима Матвеева и Антона Шагина. А в полнометражной картине, выросшей из короткого метра, примерял на себя куда более энергозатратный образ Петра Верховенского.

Производство шло тяжело – снимали на заброшенном заводе, где артист на время и поселился. Вдобавок давили ограниченный бюджет (вмешательство Валерия Тодоровского в последний момент буквально спасло проект) и непростые моральные условия: даже без учета психофизических нагрузок в съемочный процесс Евгений входил не в лучшем эмоциональном состоянии. 

«У меня была спутница жизни, Татьяна, на тот момент. Ее я ценил как друга, который подставит плечо, который в любой момент будет со мной. Позже я совершил предательство в отношении этой девушки. На этом все и закончилось между нами. Я остался в этом пространстве один. Начались как раз съемки фильма «Бесы» с моим участием», – рассказывал Ткачук.

В итоге из роли артист выходил очень рискованно: как-то на рассвете он перекрестился и прыгнул в воду со столичного моста. С трудом выплыл, повредил грудную клетку, попал в больницу, но вернул себе ощущение жизненного счастья.

Впрочем, ради профессии Евгений часто идет на большие жертвы. «Я сейчас нахожусь на таком актерском уровне, когда мне, чтобы я сам почувствовал, что сыграл, обязательно нужно поплакать или нашуметь, – признается артист. – Мне пока нужно размяться в «мясо», сломать себе руку, создать поле переживания». 

Петербург

«Бесы», 2014
«Бесы», 2014

В середине 2010-х Ткачук неожиданно переехал из шумной Москвы в Санкт-Петербург. Актер и до этого говорил, что считает Северную столицу более открытым и теплым городом и играть ему здесь радостнее. С годами в своем мнении он только укрепился: «Я устал от Москвы с ее беготней и невозможностью что-то успеть реально. Что бы ты ни делал – все равно опоздаешь»

Свою роль сыграли и перемены в личной жизни: избранница Евгения Марта, с которой он вместе уже больше десяти лет, родилась именно здесь. Сейчас пара воспитывает дочь Еву и задумывается о втором ребенке. Для Ткачука, впрочем, он станет третьим – у него также есть старшая наследница от первого, студенческого брака.

Конный театр

Ткачук
«Сказка для старых», 2022

Переезд в Санкт-Петербург позволил Ткачуку осуществить и другую свою давнюю мечту – открытие собственного конного театра, о котором он мечтал много лет. Впервые с лошадьми Евгению удалось поработать еще после первого курса ГИТИСа, когда он вернулся на каникулы в Сызрань. Небольшой отрывок с лошадьми в итоге вырос в полноценный спектакль о Троянской войне. 

«История была без слов, чистая композиция, но с участием большого количества детей и коней. Мы даже бои ставили», – вспоминает артист.

Потом была инсценировка «Маленького принца» по Экзюпери и грандиозное представление «Конь казаку всего дороже» в станице Вешенской. Но окончательно конно-драматический театр «ВелесО» сформировался под Петербургом, в деревне Лепсари. Сейчас в репертуаре несколько спектаклей, экскурсия на открытом воздухе и сезонные фестивали, неожиданный старт которым дала пандемия.

На развитие театра Ткачуки – Марта решает почти все административные вопросы, а маленькая Ева придумывает идеи для постановок – тратят собственные деньги. Но куда сложнее оставаться физически вовлеченным в процесс. «Кони – исключительно благородные, красивые животные, несущие добро, и работать с ними – просто счастье, – говорит Евгений. – Но наработки пропадают, тут нужен каждодневный накопительный труд».

Взгляд в будущее

«Отпуск в октябре», 2023

А ведь у Ткачука крайне загруженный график. Давно прошли времена, когда он мог запросто залечь на дно, чтобы не стать заложником одной роли, как это было после премьеры «Жизни и приключений Мишки Япончика». Сейчас Евгений нарасхват у начинающих режиссеров (их он ценит за новизну идей и свежесть взгляда) и признанных мастеров. Например, вот так отзывается об артисте Сергей Урсуляк, снявший его в «Тихом Доне», «Одесском пароходе» и «Праведнике»:

«Что касается Жени Ткачука, то работа с ним каждый раз строится заново. Настоящий Ткачук до такой степени не похож в жизни на то, что он играет, что я иногда теряюсь. Он российский артист выдающихся качеств. То, чего он не знает, на него падает с неба. Его ведут талант и интуиция».

Ткачук признается, что в жизни в нем и правда не признают знаменитого актера. И продолжает создавать уникальные образы на больших и малых экранах – чего только стоит его безбашенный персонаж в «Короле и Шуте»! 

Кажется, Евгению подвластно и фестивальное кино (только за минувший год «Отпуск в октябре» показали на «Выборге», «Наследие» – на «Примере интонации», а «Евгения Телегина» – в «Русских премьерах» ММКФ), и большие блокбастеры. Например, в «Повелителе ветра» он пронзительно сыграл сына Федора Конюхова, а в грядущем «Кулачном» будет защищать сына аристократа от многочисленных врагов. Ждать стоит и «Хроник русской революции» Андрея Кончаловского, где артист сыграл Ленина, и бандитской саги Юрия Быкова «Лихие», которой явно не занимать размаха.

Время Евгений нашел и для классических подмостков. С прошлого сезона в Театре Ермоловой на пару с худруком Олегом Меньшиковым они разыгрывают психологический спектакль «Комната Адлера» по пьесе Анастасии Букреевой, поднимающей тему диссоциативного расстройства. И это ли не подарок для актера, так любящего бросать себе вызовы?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: