Евгений Стычкин, который, казалось бы, уже все доказал и в кино, и в театре, вдруг совершил головокружительный кульбит, сменив амплуа. Осенью с успехом прошла премьера его режиссерского дебюта «Контакт», а сейчас на экраны выходит уже второй режиссерский проект – драма «Нулевой пациент».
Как вы решились в качестве дебюта взяться сразу за сериал?
— На самом деле дебютом правильно было бы считать пилот «Контакта» – я снимал его, не думая о том, что буду делать сезон. Мои друзья, Саша Ремизова в первую очередь, прислали мне сценарий, я почитал и понял, что мне это интересно. Тогда еще не знал, что они предлагают мне снимать, а не сниматься. Это тем более было смешно, учитывая, что двадцать прекрасных и талантливейших артистов, которых я пробовал на главную роль, говорили мне: «А зачем ты меня пробуешь? Это ты должен играть!» А я знал, что это должен играть Павел Майков. Собственно, он и сыграл, причем прекрасно. Это моя большая удача.
Ожидания от этой новой для вас работы оправдались?
— Когда раньше слышал разнообразные режиссерские байки, считал, что они в первую очередь именно байки. Ну, например, то, что значительная часть картины решается не на репетициях и не в процессе съемок: правильный кастинг – это уже 80% успеха. Все так, причем мне эта часть явно удалась. С остальным – не знаю, пусть разбираются профессионалы.
Многому пришлось учиться на площадке?
— Знаете, тут произошла какая-то странная история. Я, когда только начинал свой путь в актерской карьере, был очень наглым. У меня не было лимита того, что я могу. С годами, чем больше я узнавал, тем больше у меня появлялось рефлексий: «А могу ли я это играть? Гожусь ли для такой-то роли?» И когда взялся за режиссуру, произошел неожиданный камбэк – я опять в состоянии себя 21-летнего. Мне кажется, я все могу. И просто получаю удовольствие. (Смеется.)
Продюсеры сильно вмешивались в процесс?
— Мы довольно много работали со сценарием. Это было очень удобно, потому что один из авторов сценария Максим Паршин одновременно был креативным продюсером и всегда находился на площадке. Профессиональный, скромный и очень талантливый коллега, прекрасный партнер. Я – как бы это сказать? – неправильный режиссер. Потому что все ругают продюсерский кинематограф, а мне было очень удобно.
А что думаете об авторском кино?
— Хочу ли попробовать себя в нем? Да, наверное. В какой-то момент, но пока не тороплюсь.
В сериале довольно правдоподобно отражен конфликт поколений. Опирались на собственные отношения с детьми, советовались с ними?
— Я показывал детям очень сырой материал, а они комментировали в первую очередь, что так не говорят, так не пишут, так не делают. А уже потом рассказывали, что они вообще думают про кино. И помогли, как мне кажется.
«Контакт» продлили на второй сезон, да и «Нулевой пациент» уже отснят. Работа без перерыва – это попытка отыграться за пандемию?
— Так сложилось, что я почти всю пандемию работал – с маленьким перерывом на месяц с небольшим во время жесткого локдауна. Так что мне не за что отыгрываться. Просто так случилось: «Контакт» был моей безусловной влюбленностью, а дальше появился «Нулевой пациент». Это другой масштаб, совсем другая проблема, люди, герои. Другое время – это 1988 год, передо мной была очень высокая планка, и захотелось попробовать прыгнуть. Но я не думаю, что мне нужно снимать второй сезон «Контакта». Я очень люблю этих героев и уже много про них рассказал. Теперь пусть продолжит кто-то другой, а Максим Паршин нежно проконтролирует.
Чем вас привлекла такая непростая тема, как ВИЧ?
— Тут есть несколько ответов, комбинация из причин. В нашей стране сегодня, по официальной статистике, более миллиона (по неофициальной – полтора) ВИЧ-положительных людей. И мы про это не знаем: прошло 30 лет, а мы до сих пор относимся к ВИЧ как к некоей стигме – страшной, смертельной и не очень приличной болезни. Я не строю иллюзий и не думаю, что мы перевернем ситуацию, но если хотя бы привлечем к этой проблеме внимание и чуть-чуть изменится точка зрения общества – будет хорошо. Во-вторых, конец 1980-х – это было время моего еще совсем щенячьего возраста, но зато самой большой силы моих родителей. Я с огромной нежностью отношусь к ним, к этому времени, про которое я столько слышал или видел, но скорее со стороны. К автомобилям, музыке, системе отношений. К моменту испуга, когда начал разваливаться Союз, к последним годам еще сильного СССР, когда все системы и механизмы вроде продолжали работать. Для меня прикоснуться к этому – большая радость.
Не страшно было оказаться по обе стороны камеры – вы и руководили процессом, и играли одну из ролей?
— И здесь мне тоже очень повезло, потому что оператор Сергей Трофимов в этой картине – еще и мой сорежиссер. В тот момент, когда я уходил в кадр, знал: есть человек, который, если что не так, меня остановит. Это, конечно, сложно, но я шел по проторенной дорожке Чарли Чаплина, Мэла Гибсона, Никиты Михалкова… Это большое удовольствие и огромная ответственность. И совершенно взрывающийся мозг от количества задач, которые одновременно нужно решать. Поэтому я хочу снимать! И мне отрадно, что сейчас приходит огромное количество предложений именно режиссерских. Это неожиданно. Но «Нулевой пациент» меня сожрал целиком и полностью. Очень тяжелый проект, вообще никакого сравнения с «Контактом» – другие нервы, силы, количество времени, бессонных ночей и всего остального.
А в театре попробовали бы себя в таком амплуа?
— В театре – точно нет! Не-не-не-не-не!.. Помимо того что театр – это совсем-совсем магия и режиссура там по-другому устроена, должно быть какое-то невероятное доверие театру, артистам. Понимание, что, когда ты это сделаешь и уйдешь, твое детище будет оставаться таким, каким ты его задумал. Потому что в кино наоборот: когда артисты ушли, если тебе что-то не нравится, то ты сам все порежешь, покромсаешь, переозвучишь и так далее. А в театре ты полностью выдохнул из себя некую свою задумку, а дальше она живет без тебя. Поэтому нет – к театру я пока не готов.
А чего хотелось бы сейчас?
— Хочу в первую очередь играть – сниматься, может быть, что-то репетировать. В общем, побольше этой восхитительной актерской безответственности. Актеры, конечно, скажут, что их работа очень ответственная, важная и сложная. Но это только те, кто не попробовал себя в режиссуре. (Улыбается.) Потому что режиссура – это ад. А актерская профессия – это прогулка по очаровательному полю с ромашками.
И на кастинги ходите?
— Когда как. Иногда зовут просто так, особенно когда ты знаешь режиссера и продюсера. Иногда это настоящие пробы. Хотя, надо сказать, у меня нет с этим проблем. До того как перешел на «сторону тьмы», я считал иначе: «Зачем вам меня пробовать? У меня 130 фильмов, ну посмотрите пять из них! Что еще такого неожиданного я вам могу на пробах, на бегу, за полтора часа выдать?» И теперь я понимаю, что нет ничего унизительного и в самопробах, и в том, что полмира сидит на этих self-tapes.
А любимое амплуа все-таки есть?
— У меня действительно был по этому поводу пунктик. Мне было навязано амплуа веселого смешного человека. А оно, во-первых, мне надоело, а во-вторых – не очень близко. Уже многие годы мне мало предлагают веселых людей. (Смеется.) Я всегда хотел играть злодеев и в итоге сыграл дикое их количество – кого только можно, включая Ленина. И это уже перестало быть интересным.
Какой он – герой современности, которого не хватает зрителю, за которым он готов следить?
— Отец. Мне кажется, героев-любовников много, и это прекрасно, но в этом много пустоты. Мне кажется, нам всем не хватает героя-отца. Это не обязательно должен быть очень взрослый человек, его не определяет наличие возможностей, силы и опыта. Это тот человек, который даст ответ и защитит.
А кто ваш герой?
— Среди большого количества очень любимых и важных ролей для меня – это условно «Алиби». В первую очередь потому, что я иду от себя и никого не придумываю – нет ни усов, ни хромоты, ни другого голоса. Не придумываю образ, а с этим всегда страшнее, но и интереснее работать.
Как работалось с супругой на «Алиби» – знание партнера мешало или помогало?
— Мы привнесли туда огромное количество собственных идей, шуток, наработанных за годы совместной жизни, переживаний. Мы не старались, естественно, но они все равно туда проникали. В какие-то моменты перестаешь понимать – это сейчас твоя жена так блистательно играет или она имеет в виду именно то, что произносит. И поэтому для кино это, конечно, безусловный плюс. Но для нас это было мучительно — как будто бы ходишь к семейному психоаналитику полгода подряд, пять раз в неделю по 12 часов в сутки. Так себе развлечение. (Смеется.)
В остросюжетном сериале «Вне себя» вы сыграли двух абсолютно непохожих персонажей. Это было скорее весело или сложно?
— Раз вы видели «Вне себя», то знаете, что в основе моего персонажа лежит глубочайшая, страшнейшая, ни с чем не сравнимая трагедия. И учитывая, что я весь фильм это не играю, но это все время со мной – трудно было удержаться на грани. Комедия как жанр – это прекрасно, но ее нельзя играть… Нужно сделать так, чтобы ты играл глубочайшую трагедию и важнейшие переживания, а зритель над тобой смеялся.
И во «Вне себя», и в «Алиби» ваши герои окружены фантомами. Какой из них вам ближе всего?
— Мне вообще очень повезло с фантомами! (Смеется.) Во «Вне себя» – это прекрасные Женя Цыганов и Лена Лядова. Но, знаете, как говорит каждая уважающая себя барышня, первый фантом – это навсегда. Первым у меня был Тимофей Трибунцев в роли Достоевского – я бы сохранил его. Он довольно безжалостный, но он открывает во мне какие-то правильные чакры.
А в жизни кого бы предпочли?
— Я бы, честно говоря, обошелся. Это же страшная мука. Но мы понимаем, что все это, как и всегда в искусстве, некое иносказание, метафора. За нами так ходят наши родители и говорят, что делать, какого выбрать партнера… За нами ходят фантомы любимых героев литературных произведений – хочешь что-то сделать, а потом: «Нет! Д’Артаньян бы так не поступил!» И делаешь не то, что хочешь, а то, что тебе говорит фантомный д’Артаньян. Так что мы и так переполнены разнообразными ориентирами, к сожалению. С ними хорошо советоваться, но круче, когда начинаешь себя слышать без дополнительного шума… И делать ровно то, чего хочешь сам.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…