Рассказываем, как шедевры с Пьером Ришаром и Жераром Депардье прошли через голливудский конвейер и превратились в бессмысленную ерунду.
22 декабря в российский прокат вышла комедия «Новая игрушка» – не первое, но, будем надеяться, последнее переосмысление легендарного фильма с Пьером Ришаром. Впрочем, этот ремейк хотя бы его соотечественники сняли. Чаще всего же знаменитые французские комедии обретали новую жизнь в Голливуде. Даже полвека назад перенесение европейской классики на американскую почву выглядело плохой идеей. И чем дальше, тем больше доказательств этому появляется.
В честь релиза очередного ремейка, о котором никто не просил, мы собрали еще несколько вопиющих случаев, когда французские комедийные хиты стараниями заокеанских киноделов превращались в неряшливую ерунду.
«Игрушка» (1976) / «Игрушка» (1982)
Для прославленного комедийного режиссера Франсиса Вебера «Игрушка» стала полнометражной пробой пера. И мгновенно задрала жанровую планку на недосягаемую высоту. Свой дебют не смог переплюнуть даже сам Вебер, хотя его «Невезучие», «Папаши» и «Беглецы» тоже признаны классикой. В «Игрушке» Пьер Ришар вернулся к образу симпатичного растяпы Франсуа Перрена, покорившего публику в дилогии «Высокий блондин». На сей раз Перрен превратился в прямом смысле в игрушку в руках избалованного сынка богатея, который, правда, оказался просто одиноким ребенком. Забавно до чертиков и душевно до дрожи.
Через 6 лет «Игрушка» на свою беду отправилась в Голливуд. За съемки ремейка взялся Ричард Доннер, ранее выпустивший «Омена» и двух «Суперменов». Постановщик он, конечно, уважаемый и достойный – если речь идет о триллерах с боевиками. Но в комедийном жанре Доннер чувствовал себя как слон в посудной лавке. А замена хрупкого интеллигента Ришара на стендап-комика Ричарда Прайора лишь подлила масла в огонь, в котором скромное обаяние оригинала сгорело дотла. Новая «Игрушка» с аналогичным сюжетом вышла неуклюжей и отчаянно несмешной – бюджет окупила почти в 3 раза, но рейтинг 3% на Rotten Tomatoes говорит сам за себя.
«Мой отец – мой герой» (1991) / «Мой отец – герой» (1994)
Трагикомедию «Мой отец – мой герой» снял сатирик Жерар Лозье, который в 1970-х прославился как автор циничных карикатур, а в 1980-х, цитируя Фредерика Бегбедера, «трусливо бросил комиксы и переключился на кино». О его первых трех работах вы вряд ли слышали, зато четвертая лента Лозье (собственно, «Мой отец») стала хитом. Во многом благодаря участию роскошного Жерара Депардье в роли незадачливого папани, который отправляется с дочерью-подростком на курорт. А та возьми да и выстави его своим ухажером. Креативно? Сто процентов. Скандально? Так, слегка. Главное, что фильм, прежде всего, о трогательной любви отца к дочурке, которая поистине не ведает преград.
Но прошло 3 года, и все хорошее, что было в «Моем отце – моем герое», опошлили треклятые американцы. Причем опошлили не без помощи упомянутого Депардье, который зачем-то согласился исполнить ту же роль в американском ремейке «Мой отец – герой». Стив Майнер, снявший две части слэшера «Пятница 13-е» и «Чернокнижника», был таким же «подходящим» кандидатом на пост режиссера, как и Ричард Доннер в случае с «Игрушкой». Но кого это смущало? Экранной дочерью Депардье заделалась Кэтрин Хайгл, которая по сравнению с изумительной Мари Жиллен из предыдущей ленты кажется пластмассовой куклой Барби. Да и сам фильм вышел куда более слащавым и фальшивым. Очередной бесполезный ремейк, отправившийся прямиком на свалку истории.
«Такси» (1998) / «Нью-Йоркское такси» (2004)
Комедийный экшен Жерара Пиреса «Такси» по сценарию Люка Бессона в свое время стал знаковым явлением для французской и мировой культуры. Не одно поколение зрителей выросло на приключениях бесшабашного лихача Даниэля Моралеса (Сами Насери), который появился аж в четырех успешных картинах. С каждым разом, правда, шутки и трюки все больше надоедали, и на оскорбительном ребуте «Такси 5» (2018) франшиза наконец выдохлась. Но еще раньше, в 2004-м, первая часть получила официальный англоязычный ремейк. Озаглавленный, чтобы никто не запутался, «Нью-Йоркским такси».
Роль таксистки досталась рэперше Куин Латифе, которая, выражаясь деликатно, совсем не Мэрил Стрип. Ее напарником стал детектив-лузер в исполнении комика и телеведущего Джимми Фэллона – он тоже, мягко говоря, не Марлон Брандо. Если оригинальное «Такси» мчалось вперед на всех парах, демонстрируя натуральные чудеса на виражах, то версия из Нью-Йорка на каждом шагу спотыкается, буксует и врезается во все подряд. Простите наш французский, но более безмозглой белиберды днем с огнем поискать. Особенно жаль звезду старого Голливуда Энн-Маргрет, которая когда-то блистала бок о бок с Элвисом, Аленом Делоном и Стивом МакКуином, а здесь превратилась в нелепую алкоголичку. Кино за гранью добра и зла.
«Ужин с придурком» (1998) / «Ужин с придурками» (2010)
Франсису Веберу катастрофически не везло с ремейками. Помимо «Игрушки», загребущие лапы Голливуда дотянулись до 8 его фильмов, и некоторые даже вышли на удивление приличными. «Клетка для пташек» с Робином Уильямсом, положим. Или «Друг-приятель» с великим дуэтом Джека Леммона и Уолтера Мэттау (эта лента стала творческим завещанием Билли Уайлдера). Но чаще случалось обратное, и озорные хиты Вебера, где он не боялся высмеивать человеческую глупость и прочие пороки, превращались в торжество непроходимой банальности и тошнотворной сентиментальности. Показательный пример – судьба «Ужина с придурком», где зажравшиеся сибариты поспорили, кто приведет на общую встречу наиболее потешного остолопа.
В первом фильме эту роль заполучил колоритный толстяк Жак Вильре, снимавшийся у Клода Лелуша, Анджея Вайды, Жан-Люка Годара и других классиков. Поначалу над его героем все измываются, но в конце концов выясняется, что кретином запросто может оказаться любой из нас. В новой же версии, которую выпустил автор «Остина Пауэрса» и «Знакомства с родителями» Джей Роуч, образ придурка воплотил Стив Карелл. Чей бесспорный комический талант явно достоин лучшего применения, чем этот пошлый, бесхребетный междусобойчик с сортирными шутками и очевидной моралью «возлюби ближнего своего».
«Ужин с придурком» 1998-го стал кассовой сенсацией и во французском прокате уступил лишь «Титанику». Его преемник же с грехом пополам отбил бюджет и опозорился даже в глазах поклонников туалетного юмора. Плохо, когда главным придурком выставляют зрителя.
«1+1» (2011) / «1+1: Голливудская история» (2018)
В 2011 году драмеди Оливье Накаша и Эрика Толедано «1+1» о странной дружбе парализованного богача и чернокожего весельчака стала без преувеличения одним из популярнейших фильмов десятилетия. В том числе и в России. А во всем мире картина заработала сумасшедшие $426,6 млн при бюджете в $10,8 млн. Как и всякое качественное бадди-муви, «1+1» виртуозно выстроило отношения любви-ненависти между яркими героями с противоположными характерами и напомнило не только о нетленных жизненных ценностях, но и о позабытом величии французской комедии.
Что произошло дальше – вы, вероятно, в курсе. Ибо заокеанская версия «1+1» с идиотским подзаголовком «Голливудская история» даже побывала на наших экранах, хотя не понравилась, кажется, решительно никому. Остроумные двусмысленности оказались вытеснены плоскими прописными истинами, а на смену фееричным Франсуа Клюзе с Омаром Си пришел куда менее гармоничный дуэт Брайана Крэнстона и Кевина Харта. Первый слишком суров. Второй чересчур развязен. Сам фильм – отвратительный набор дешевых клише, настолько приторный, что язык к небу липнет, а к горлу подкатывает тошнота. Давно пора запретить подобные ремейки на международном уровне. А то несправедливо как-то получается: снимают они, а стыдно нам.
Комментарии