Снять хороший фильм очень сложно, а сделать его революционным, таким, который навсегда изменит кинематограф, тем более. Без «Певца джаза» у нас не было бы звука, без «Волшебника страны Оз» – цветного кино, а без «Истории игрушек» – компьютерной анимации. И это лишь некоторые примеры. Но были и такие фильмы, которые пытались стать новаторами, но у них ничего не получилось.
Когда мы смотрим фильм в кинотеатре, то знаем, что перед нами заранее записанное изображение, и, если на экране появится монстр, он ничего плохого нам не сделает – мы в безопасности. Однако в конце 1950-х легендарный режиссер хорроров Уильям Касл решил попугать публику. Во время самого напряженного момента фильма «Дом ночных призраков» над зрителями проносились 3-метровые пластиковые скелеты, привязаные к потолку проволокой – Касл называл этот эффект Emergo. Это приводило в восторг молодежь, швырявшуюся в фигуры пустыми стаканами и пакетами из под попкорна. Взрослые, естественно, были недовольны.
Трюк помог завлечь зрителей Лос-Анджелеса, собрал кассу, но в конечном итоге оказался разовым, вероятно, из-за затрат на изготовление скелетов для каждого показа по всей стране.
Кино ассоциируется с движущейся картинкой и звуком, однако в 1960 году Голливуду захотелось добавить запахи. Самый известный пример – детектив Джека Кардиффа 1960 года «Запах тайны», в котором впервые была применена технология Smell-O-Vision, позволяющая ощутить запахи, соответствующие происходящему на экране. К каждому зрительскому месту была подведена трубка, и ароматы распылялись централизованно по всему залу. На сеансе использовалось 30 разных запахов, в том числе чеснока, краски, обувного крема, хлеба, кофе, парфюма, винограда и табака.
Однако первые показы вызвали не самые лучшие отзывы зрителей: одни жаловались на громкое шипение во время подачи запахов, другие на то, что они не были хорошо синхронизированы с фильмом, третьи не могли четко ощутить их, поэтому громко шмыгали носами, мешая людям вокруг. Хотя позднее указанные проблемы устранили, первоначальные отрицательные отзывы о картине и «сарафанное радио» сделали свое дело, и система Smell-O-Vision более никогда не использовалась.
С тех пор, некоторые режиссеры и продюсеры пытались сделать нечто подобное, например в ленте Джона Уотерса 1981 года «Полиэстер» и «Дети шпионов 4D». Но делали это, скорее всего, смеха ради, а не пытались реально расширить восприятие фильма зрителями.
Хоррор 1973 года Ричард Л. Бэра пиарили как первый фильм в истории представленный в Duo-Vision – разделение одного экрана кинотеатра на две смежные части, в каждой из которых происходит действие. Одновременно.
Какой бы изящной ни была идея, ни фильм, ни эта уловка не нашли отклика у зрителей или критиков, и больше никто в таком формате не снимал. С тех пор разделенный экран обычно использовался только для отдельных сцен в кино. Чаще всего такой трюк проделывал Брайан Де Пальма.
Несмотря на бесчисленное количество попыток изменить кино с помощью IMAX и 3D, инновации в звуке, как правило, меньше всего освещают просто потому, что широкая аудитория вряд ли поймет и оценит.
Для фильма-катастрофы 1974 года «Землетрясение» студия Universal отправила в кинотеатры серию гигантских сабвуферов и выдала с экрана 120 децибел баса во время сцен падения домов и прочих разрушений, надеясь передать зрителю ощущение настоящего бедствия. Во время тестового просмотра динамики грохотали настолько, что потрескалась штукатурка потолка, которая, естественно, повалилась на людей. Но это не остановило Universal, и когда фильм был выпущен в прокат, в залах решили установить сетку, чтобы та ловила падающие обломки. Гениально!
«Землетрясение» собрал почти $80 млн при бюджете в $7 млн, и можно было подумать, что эксперимент удался, но в 1970-е аналогичную систему использовали только в 3 фильмах, прежде чем эта идея сошла на нет. Люди не хотят, чтобы у них лопались барабанные перепонки или в лицо с экрана летел настоящий мусор.
Почему бы не снять сразу несколько концовок фильма и случайным образом отправить их в кинотеатры по всему миру? Именно такая идея пришла режиссеру-сценаристу Джонатану Лину, автору классической черной комедии «Улика».
Кинематографисты нередко снимают несколько финалов, альтернативные можно найти только на DVD или в интернете. Но Лин снял три концовки именно для кинотеатров, и зрители были потрясены, узнав, что, например, их друзья видели совершенно другое окончание фильма.
Воедино все три финала были собраны при выходе «Улики» на VHS, где в промежутках были немые вставки с текстом, из которого следовало, что первые два являются только предполагаемыми, в то время как настоящим является третий.
Легко догадаться, что такое «издевательство» понравилось далеко не всем, и этот новаторский ход тоже не прижился. «Убрать из друзей: Даркнет» Тимура Бекмамбетова проделал аналогичный трюк, но уже во время показов от этой идеи отказались. Видимо, из-за дополнительных затрат на доставку разных версий фильма в кинотеатры.
Фильм ужасов Фрэнсиса Форда Копполы 2011 года «Между» вышел и забылся сразу же. Помогли негативные отзывы. Скорее всего вы даже не слышали о фильме, но Коппола изначально возлагал на него большие надежды, собираясь устроить с ним тур а-ля «живое кино» по всему миру.
Коппола хотел присутствовать абсолютно на всех просмотрах, сидеть в монтажной, где бы он редактировал фильм на лету, исходя из реакции аудитории на определенные сцены. Каждый просмотр хоррора, по идее режиссера, отличался бы от других.
Конечно, это была безумная идея хотя бы потому, что монтаж – чрезвычайно кропотливый процесс, и лучшее, что Коппола мог реально сделать, – предварительно смонтировать альтернативные сцены, на которые он бы переключался простым нажатием кнопки. Но, в конечном счете, Копполе было бы не на что реагировать, кроме храпа. Фильм получился очень скучным.
Недовольство Стивена Содерберга дорогостоящими и трудоемкими студийными фильмами натолкнуло его на эксперимент – снять малой кровью кино при помощи двух айфонов. Результатом стал психологический хоррор с участием Клэр Фой, который был сделан за 10 дней с бюджетом всего $1,5 млн.
Но, несмотря на то что во всем мире он собрал кассу в 10 раз превышающую бюджет, «Не в себе» признали финансовым провалом из-за затрат на маркетинг. Эксперимент Содерберга с iPhone фактически провалился. Да и другие проекты кинематографистов, которые в дальнейшем снимали на смартфон, особо никого не впечатляли.
«Черное зеркало: Бандерснэтч» – интерактивный фильм, в котором зрителям предлагается в какие-то определенные моменты сделать выбор, влияющий на сюжет. Дается 10 секунд, чтобы принять решение во время просмотра, или оно принимается по умолчанию.
Пока не понятно, удалась ли амбициозная попытка Netflix и Чарли Брукера превратить кино, по сути, в компьютерную игру. В конечном итоге предложенные варианты развития истории были не очень разнообразны, чтобы фильм оказался поистине новаторским. Однако ее успех, в том числе две победы «Эмми», скорее всего, побудит Netflix реализовать больше подобных проектов в будущем. Но с 2018 года интерактивных фильмов они пока не выпускали.
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…