Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Кино > Голливудский интроверт с характером: За что мы любим Итана Хоука

Голливудский интроверт с характером: За что мы любим Итана Хоука

6 ноября 2025 /
Голливудский интроверт с характером: За что мы любим Итана Хоука

К 55-летию актера, писателя, режиссера и «голоса поколения».

Итан Хоук мог бы стать просто «героем с плаката» 1990-х, но он выбрал другой маршрут. Пока коллеги-сверстники охотились за блокбастерами и обложками журналов, Хоук упорно искал себя в независимом кино, литературе, театре и документалистике. Он не из тех актеров, кого легко описать одним образом. Итан может быть романтиком, бродягой, отцом, джазовым музыкантом, маньяком, шекспировским героем и автором детской книги – и мы не преувеличиваем. К юбилею Хоука «КиноРепортер» рассказывает, за что мы любим голливудского мастера на все руки, который взрослеет вместе с нами. 

Ранний успех и ярлык символа поколения X

Кадр из фильма «Реальность кусается» (1994)

Путь Итана Хоука в большое кино начался стремительно. В 1989 году юный Итан привлек внимание публики в драме «Общество мертвых поэтов», сыграв застенчивого студента рядом с блистательным Робином Уильямсом. Настоящий прорыв случился спустя несколько лет: романтическая комедия «Реальность кусается» сделала Хоука символом беспокойного поколения X. Молодежь того времени увидела в его герое Трое Дайере отражение собственных сомнений и циничной романтики. Хоука даже поместили на обложку Rolling Stone как «голос поколения» – статус, от которого он, по его признанию, содрогался. Юному актеру казалось, что как только мода на поколение X пройдет, вместе с ней исчезнет и его карьера. Ему совсем не хотелось стать заложником одного образа.

В середине 1990-х, вместо того чтобы записаться в ряды голливудских сердцеедов, он принял неожиданное решение: сосредоточиться на личном творческом развитии. Итан пробовался на главную роль в сверхпопулярном «Титанике», но, к своему счастью, не получил ее. Позже он признавался, что такая слава могла его погубить: «Я бы не справился с уровнем известности ДиКаприо».

В те годы Хоук убедился, что бешеная популярность – удовольствие сомнительное. Его брак с актрисой Умой Турман превратил пару в любимую добычу таблоидов рубежа тысячелетий. Папарацци преследовали их повсюду, и Итан ощутил, насколько разрушительной может быть подобная слава. «Это унизительно – даже когда пишут хорошее», – говорил он про жизнь под прицелом камер. Расставшись с Турман в 2003 году, Хоук словно вырвался из голливудской мельницы. Он уже твердо знал, чего не хотел от профессии.

Свой путь в кино

Кадр из фильма «Перед рассветом» (1995)

Уйдя от образа тинейджера-бунтаря, Итан Хоук выбрал курс, который тогда удивлял многих. Пока другие секс-символы 1990-х наращивали гонорары в боевиках и супергеройских франшизах, Хоук пошел в  независимое кино. «У кого-то путеводная звезда – разбогатеть и купить личный самолет, – заметил как-то Итан, – а меня интересовало то, что останется в искусстве». Уже в 20 с небольшим он написал свой первый роман «Самый жаркий штат», ставил спектакли с друзьями и соглашался на съемки в малобюджетных авторских лентах. Именно тогда судьба свела его с режиссером Ричардом Линклейтером – и эта встреча определила дальнейший путь Хоука.

Линклейтер славился нестандартным подходом к кино, Хоук сразу оказался с ним на одной волне и принял предложение режиссера сыграть романтика-идеалиста Джесси в экспериментальном фильме «Перед рассветом». Картина почти целиком состояла из диалогов двух гуляющих по Вене незнакомцев – никакого экшена, никаких звездных атрибутов. «Перед рассветом» сегодня считается одной из лучших мелодрам всех времен, а впоследствии трио Хоук–Дельпи–Линклейтер с интервалом в девять лет выпустило два продолжения ленты – «Перед закатом» и «Перед полуночью». За работу над сценарием второго фильма он даже получил номинацию на «Оскар» – внезапно для «бездельника из 1990-х» Хоук оказался еще и талантливым сценаристом.

Вместе с Линклейтером Хоук реализовал и самый смелый эксперимент десятилетия – фильм «Отрочество», снимавшийся двенадцать лет (2002–2014). Итан сыграл там отца, который взрослеет вместе со своим экранным сыном, и за эту роль он вновь был номинирован на «Оскар». После этого Хоук уже окончательно утвердился как актер и соавтор, которому интересны глубокие истории, а не погони за кассовыми сборами.

Иронично, но, отвергая блокбастеры, Итан Хоук со временем все равно получил любовь широкой публики. Но на своих условиях. Его коммерческий успех случился в далеком от глянца жанре: неожиданно Хоук стал иконой хоррора. В 2010-х он снялся в нескольких бюджетных ужастиках, которые выстрелили в прокате: триллер «Синистер», антиутопия «Судная ночь» и ретро-хоррор «Черный телефон». Получилось, что актер, сознательно державшийся подальше от марвеловских супергероев, стал любимцем нового поколения киноманов. 

Документальный взгляд

Помимо актерских вершин, Итан Хоук освоил и стезю документалиста. Его всегда привлекали сильные личности и тайны закулисья, поэтому Хоук с интересом брался за документальное кино, когда появилась возможность. В 2014 году он снял док «Сеймур: Краткое представление» – проникновенную историю о пианисте и учителе Сеймуре Бернстайне, который оставил блистательную карьеру ради спокойной жизни и музыки. Итан познакомился с ним случайно на одном из светских ужинов, разговорился – и был так вдохновлен, что решил запечатлеть мудрого музыканта на пленку. 

Спустя несколько лет Хоук замахнулся на другую масштабную документальную историю и стал режиссером мини-сериала «Последние кинозвезды». Шестисерийная лента рассказывает об актерах Поле Ньюмане и Джоан Вудворд – одной из самых знаменитых пар Голливуда. Хоук проделал колоссальную работу, изучив сотни часов архивных интервью и домашнего видео, чтобы собрать честный портрет звездной семьи. В сериале снялись и дети Ньюмана с Вудворд (они доверили Хоуку семейные воспоминания), и коллеги актеров, а закадровый текст читали друзья Хоука – в том числе Джордж Клуни и Лора Линни. 

На книжной полке

Кадр из фильма «Синистер» (2012)

Любовь рассказывать истории у Итана Хоука выходит за пределы экрана. Еще в середине 1990-х, на волне славы после ленты «Реальность кусается», 26-летний Хоук опубликовал свой первый роман «Самый жаркий штат». Откровенная история молодого актера, ищущего себя и любовь в Нью-Йорке стала отражением собственных переживаний Итана того периода. Роман получил хорошие отзывы, а Хоук ощутил вкус писательства. Спустя несколько лет он издал второй роман «Пепельная среда», пронизанный размышлениями о супружеской жизни. Сам же Итан говорил, что писать прозу ему не менее важно, чем играть: на страницах он может выразить то, что не поместится в кадр.

Хоук продолжал литературные опыты параллельно с актерской карьерой. В 2015 году он выпустил книгу «Правила рыцаря», стилизованную под средневековое послание отца своим детям. Посвященная собственным дочери и сыну, эта книга стала сборником житейских уроков и принципов, которые Итан хотел им передать. Так, Хоук объединил сразу две своих роли в одном произведении – писателя и отца.

В 2021 году Хоук вернулся к прозе, издав свой самый личный роман «Яркий луч тьмы» – историю актера, переживающего творческий и семейный кризис на фоне бродвейской постановки «Гамлета». Нетрудно увидеть в сюжете автобиографические мотивы. К тому времени Итан сам прошел через развод и не раз играл Шекспира на сцене. Роман стал своего рода исповедью о том, как искусство спасает душу.

От джаза до кантри

Еще одна страсть Итана Хоука – музыка, и это не могло не отразиться на его карьере. Он не рок-звезда в прямом смысле, но часто выбирает фильмы, связанные с музыкой, и с видимым удовольствием погружается в эту стихию. Вспомним хотя бы биографическую драму «Рожденный для грусти», где Хоук блестяще воплотил образ легендарного джазового трубача Чета Бейкера. Этот меланхоличный фильм о падениях и триумфах музыканта позволил Итану и самому проявить музыкальный талант: для роли он учился играть на трубе и петь. 

Спустя пару лет Итан вновь окунулся в мир музыки, но уже по другую сторону камеры – в режиссерском кресле. В 2018 году он снял фильм «Блэйз», повествующий о судьбе малоизвестного, но талантливого техасского барда Блэйза Фоули. Хоук сам написал сценарий (в соавторстве с женой Блэйза) и подошел к истории с большой любовью к материалу. В главной роли Итан снял настоящего исполнителя – музыканта Бена Дики.

Вообще музыкальная тема всплывает у Хоука то и дело. В драмеди «Голая Джулетта» он сыграл постаревшего рокера, переживающего кризис жанра и внезапно получившего второй шанс и любовь. А в артхаусном байопике «Тесла» Хоук и вовсе удивил публику музыкальным номером, спев в образе великого изобретателя караоке-версию Everybody Wants to Rule the World – столь дерзкий эксперимент мог прийти в голову только человеку, который любит смешивать жанры. 

Кадр из фильма «Голубая луна» (2025)

Наконец, новый фильм Ричарда Линклейтера «Голубая луна» стал для Хоука квинтэссенцией его музыкальных увлечений. Здесь он играет реального исторического персонажа – поэта-песенника Лоренца Харта, автора бродвейских хитов 1930-х. Ради этой роли Итан пошел на настоящие жертвы: побрился налысо, носил сложный грим, чтобы казаться ниже ростом, и на время съемок поселился в небольшом городке, ведя почти монашеский образ жизни без вечеринок и суеты. 

Недаром его партнерша по фильму Маргарет Куолли признавалась, что на площадке Итан «находился полностью в моменте», играя так, что дух захватывало. Ричард Линклейтер назвал эту работу Хоука своего рода магией актерского перевоплощения, а сам Итан говорил, что выложился без остатка и на несколько месяцев будто исчез из реального мира:

«Я не умею жить без ощущения, что лучшее еще впереди, каждый музыкант уверен, что его новый альбом лучший. Не важно, правда это или нет. Важно – захватывает ли тебя то, что ты делаешь сейчас. Вот так я чувствую себя всегда».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: