Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные фильмы, как «Черная кошка, белый кот», «Андеграунд» и «Жизнь как чудо». Но одной работой за кадром карьера постановщика не ограничивается – периодически он появляется и в кадре. К 70-летию Эмира Кустурицы «КиноРепортер» вспомнил его самые яркие актерские работы.
Однажды ночью на отдаленном французском острове Сен-Пьер во время пьяной ссоры происходит жестокое убийство. За преступление перед судом предстают двое мужчин, Луи и Нил. Первого приговаривают к пожизненному заключению, а второму выносят смертельный приговор. Однако на острове нет ни палача, ни гильотины для исполнения казни, поэтому арестанта помещают в армейские казармы под ответственность капитана Жака. Неожиданно его супруга, мадам Ла, проникается Нилом – она сомневается в справедливости смертной казни и уверена, что мужчина сможет искупить грех добрыми поступками.
Прекрасное и проникновенное актерское трио Жюльет Бинош, Даниеля Отёя и Эмира Кустурицы. Через взаимоотношения героев Патрис Леконт разбирается в понятиях справедливости и искупления, заключенных между законным правосудием и человечностью. Кустурица весьма органично вписался в роль рыбака, искренне сожалеющего, что в ту самую ночь он пустил свою жизнь под откос. С предложением сыграть Нила Леконт обратился к режиссеру после того, как увидел в газете его фотографию – именно так постановщик представлял себе персонажа. С выбором француз не прогадал, поскольку даже критики отметили актерскую игру Кустурицы, а организаторы «Сезара» номинировали его в категории «Лучший актер второго плана».
Одними драмами актерская карьера Кустурицы не ограничивается. Периодически он пробует себя в таких жанрах, как криминальный триллер. В начале нулевых «оскароносный» Нил Джордан выпустил ремейк французского фильма «Боб-прожигатель» (1956). В нем Кустурица сыграл не главную, но весьма запоминающуюся роль – спеца по технике Владимира, впервые предстающего перед зрителями озаренного лазером с сигарой в зубах и гитарой в руках. Этакий гений по «железу», которому самое место среди друзей Оуэшена. Однако вместо Клуни, Питта и Деймона герой Кустурицы оказывается в не менее способной команде, состоящей из Ника Нолти, Жерара Дармона и Саида Тагмауи.
По сюжету талантливому вору в отставке Бобу Монтанье из-за череды неудач приходится вернуться к старому ремеслу. Герой отправляется на Лазурный Берег, чтобы провернуть свое последнее дело, сорвав самый крупный куш в своей жизни. Собрав команду первоклассных специалистов, Боб разрабатывает план, согласно которому полиция заранее узнает о готовящемся ограблении хранилища казино. На самом же деле команда намерена украсть находящиеся в другом здании оригиналы ценных картин, копии которых висят в игорном заведении.
14-летний Яннис и его отец-рыбак Демосфен живут на небольшом острове. После смерти матери отношения мальчика с папой ухудшились, поскольку глава семьи замкнулся в себе и практически потерял смысл жизни. Однажды Яннис находит маленького птенца, за которым герой начинает ухаживать. Птица оказывается пеликаном, и мальчишка дает ему имя Никостратос. В это же время Яннис знакомится с Ангелики, 17-летней причудливой девушкой, чья беззаботность очаровывает героя. Пеликан и новая подруга помогают Яннису справиться с потерей, по сути, двух родителей. Но неожиданно туристический автобус сбивает птицу, и Никострастос находится в тяжелом состоянии без каких-либо положительных прогнозов. Именно с этого момента Демосфен берет себя в руки и начинает проявлять заботу и любовь к сыну, о котором он будто бы забыл.
Трогательная семейная драма о дружбе мальчика и птицы мало кого оставит равнодушным. Пеликан в фильме берет на себя роль посредника, пытающегося вновь сблизить некогда очень близких людей. Эмиру Кустурице благодаря его уникальной органике блестяще удаются образы глубоко несчастных мужчин, в чьих глазах больше не горит огонь жизни. У него получилось создавать удивительную родственную химию с исполнителем роли Янниса Тибо Ле Геллека, благодаря которой ключевая тема важности диалога со своими детьми моментально откликается в душе.
Кустурица попробовал себя и в детективном триллере. В 2014 году он исполнил одну из главных ролей в картине Клаудио Ноче «Ледяной лес». Редкая для режиссера-актера нуарная история, в которой слишком медленный даже для подобных мрачных проектов темп компенсируется великолепными зимними пейзажами, густой атмосферой и пением самого Эмира (он, кстати, выступает в фолк-рок-группе The No Smoking Orchestra). В этом фильме проявляется необходимая нуарному антуражу брутальность Кустурицы, чей персонаж, облаченный в меховую шубу, больше напоминает грозного медведя.
В центре сюжета «Ледяного леса» – полицейская Лана, которая под видом журналистки отправляется в заснеженные Альпы для расследования убийства. В лесу недалеко от глухой деревни обнаружен труп девушки. Лана, маскируя расследование под статью об опасности медведей, пытается выяснить обстоятельства смерти дамы. У героини появляются зацепки, указывающие на то, что через местный поселок проходит трафик нелегальных мигрантов в Евросоюз. Собранная информация и улики приводят ее на электростанцию, загадочный обитатель которой явно что-то знает.
Без собственной картины Кустурицы данная подборка обойтись просто не могла. В 2016 году режиссер выпустил драму «По млечному пути», в которой в главной роли помимо самого Эмира снялась непревзойденная Моника Беллуччи. В основу ленты легла новелла режиссера, снятая им с дочерью Дуней для антологии из короткометражных фильмов «Разговоры с богами» (2014). Съемки фильма велись три года, и одной из причин столь долгого производства стала двойная загруженность Кустурицы на площадке.
«Быть одновременно наблюдателем и тем, за кем наблюдают, — это очень тяжело, почти невозможно. И теперь я еще сильнее уважаю Чарли Чаплина и всех этих парней, которым удавалось сочетать две роли — постоянно находиться по обе стороны камеры и пытаться оценить как режиссер то, что сделано тобой как актером», – рассказал постановщик.
Действие «По млечному пути» происходит в конце войны в бывшей Югославии. Главный герой, мрачный и сломленный сербский молочник Коста, возит свой товар солдатам на фронт. В мужчину влюблена сестра местного героя Милена, которая ждет, когда ее брат вернется домой, и тогда они смогут сыграть двойную свадьбу. Для своего родственника девушка даже находит суженную, которая оказывается итальянкой. Однако в нее влюбляется сам Коста, и будущая Невеста отвечает тому взаимностью. Правда, мрачное прошлое преследует роковую итальянку – раньше она жила с генералом, который ради нее убил собственную жену. Женщина вскоре покинула любовника, но тот не намерен отпускать ее просто так.
С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…
Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…
Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…
22 ноября 40-летие отмечает одна из самых успешных актрис современности – Скарлетт Йоханссон. В кино она дебютировала еще подростком, а…
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…