Героиня Елены в сериале «Актрисы» ради роли готова идти буквально по головам, ее Бригита из спектакля «Любовницы» ради успеха — тоже. Сама Елена Николаева совершенно не такая. В интервью Николаева честно признается: отчасти сама виновата, что за два десятка лет в профессии, имея массу ярких работ в кино и в Театре наций, так медленно шла к славе.
Один из твоих знаковых спектаклей – «Шведская спичка», в котором ты дебютировала в театре еще 16 лет назад. Он до сих пор идет при полных залах. Что помогает сохранить желание выходить на сцену и играть одно и то же в течение стольких лет?
— Спектакли – живой организм: некоторые и один сезон выдержать не могут, а некоторые годами идут… Это только кажется, что они все одинаковые. Мы каждый раз находим для себя что-то новое. Что касается «Шведской спички», то тут еще секрет долголетия, возможно, в том, что ее показывают не так часто и мы с удовольствием собираемся и играем ее как в последний раз.
Это ведь первый спектакль выпуска мастерской Олега Кудряшова в ГИТИСе 2007 года. И насколько я знаю, ГИТИС был не первой твоей попыткой поступить на актерский…
— Да, первый раз вообще был чистой авантюрой. Меня в Школу-студию МХАТ на прослушивание позвала подружка за компанию – вместе же не так страшно. Я тогда за ночь все выучила, пришла, а меня взяли сразу на третий тур. Это было очень круто! Правда, сказали поменять репертуар, а я, не понимая, что мне просто повезло и все не так просто, решила: вот еще, не буду ничего менять – я все классно читаю! Ну и срезалась.
Тебе вообще свойственна подобная уверенность в себе или ты просто была под воздействием момента?
—Я стараюсь быть уверенным в себе человеком и если в чем-то твердо убеждена, меня очень сложно сбить. Поэтому и в ГИТИС пришла поступать через год, держа в голове, что всех порву. Сейчас на это смотрю со стороны: ходила такая вся из себя наглая, в красной юбке… (Смеется.)
И ведь действительно порвала!
— Порвала, потому что эта уверенность в себе была не на пустом месте. Были и подготовка, и заряженность. Я считаю, что балетная школа – а я окончила Школу-студию Игоря Моисеева – мне очень многое дала: это как своего рода курсы по выживанию. Когда еще училась там на третьем курсе, был такой момент: пришла к маме и сказала: «Мама, все, не хочу, не могу больше – забери меня, пожалуйста!» А мама (солистка балета Русского народного хора им. М. Пятницкого, — КР) сидела и раскладывала пасьянс. И вот она делает паузу, кладет карту и говорит: «Лен, я все понимаю. Давай так. У тебя осталось полтора года. Вот ты доучишься, а потом уходи». Так спокойно, не ругалась… То, что я сейчас пытаюсь делать со своими детьми, но у меня не всегда получается.
Был еще занятный период, когда ты танцевала у Владимира Левкина из «На-На»…
— Два года – с 15 до 17 лет. Это было, конечно, весело! (Смеется.) Я помню, как мама меня повела на прослушивание, а я была его фанаткой, мелкая же еще совсем. Он мне так нравился! И вдруг входит Левкин в шубе в пол. Я: «О-о-о!..» И вот он взял тогда меня и еще одну девочку, хотя кастинг был большой.
У тебя же не только мама балерина, бабушка тоже занималась танцами, затем ты освоила эту профессию. Казалось бы, дальнейший путь очевиден.
— Я вообще мечтала стать Анной Павловой. Занималась художественной гимнастикой, училась в Академии им. Анатолия Борзова и хотела в классический балет. И когда после выпуска школы-студии не увидела себя в списках зачисленных в ансамбль, для меня это было катастрофой. А сейчас понимаю: господи, спасибо! Если бы меня взяли, я не пошла бы в театральный – сто процентов!
Какая-то невероятная череда случайностей в судьбе: не взяли в ансамбль, подружка позвала на прослушивание…
«Случайности не случайны», но вместе с тем понимаю, что на самом деле все в моей жизни происходит каким-то непостижимым образом. К Олегу Львовичу Кудряшову, которого я искренне считаю лучшим мастером в стране, я тоже ведь случайно попала. Тогда даже не знала, кто это. Как все, поступала везде, но с уверенностью, что буду учиться в Школе-студии МХАТ у Земцова и Золотовицкого, а вышло так, как должно было быть…
Еще одно везение – показ выпускного спектакля «Шведская спичка» Евгению Миронову, который только возглавил Театр наций. Он взял вас к себе, и благодаря этому «кудряши» остались вместе.
— Это чудо какое-то! Нам просто негде было репетировать – мы это делали и на кухне, и во дворе. И нас временно пустили в театр – он же тогда был в полном запустении, там дерево за сценой росло… А в итоге получили работу. И наш курс поэтому даже не показывался в других театрах — необходимость как-то неожиданно отпала. Вот уже сколько лет мы все как большая семья. Буквально вчера с моей однокурсницей Юлей Пересильд сидели и обсуждали, что надо всем собраться и наших педагогов позвать.
Притом что студенчество в те годы было непростым. Ты-то хоть москвичка – было где жить…
— Да, сначала, когда только поступили, у меня жила Оля Смирнова, потому что ей не давали общежитие. Потом Наташка Ноздрина… Но что нас объединяло – весь курс был просто нищим, ни у кого денег не было. Просто удивительно!
Вы же даже в подземных переходах пели!
— Ага, деньги так зарабатывали – я, Лена Лабутина, Пересильд, Ноздрина и Смирнова. По голосам раскладывали. Там еще и эхо – красиво! (Смеется.) В основном собирали на какие-то праздники, которые нужно отметить, а денег на них не было. Мальчиков с 23 февраля поздравить, например.
Ты начала сниматься почти сразу после выпуска. И были ведь главные роли в весьма заметных проектах – «Девочка», «Фонограмма страсти»… Почему они не стали точкой отсчета звездной карьеры?
— Ох, это такая боль для меня… (Смеется.) Я ведь выпустилась и сразу начала сниматься. У меня было очень много проектов – бывало 3–4 параллельно. Вообще не спала – постоянно съемки, съемки, съемки… Но, наверное, тогда мои мозги как-то не очень правильно работали. Я только вышла замуж, родила ребенка (сын Артемий, ему сейчас 13, – КР), и у меня были другие приоритеты.
Имеешь в виду, что надо постоянно «светиться», заводить нужные связи? Тебе это не близко?
Да, я никуда не ходила, забивала на все тусовки. Да и сейчас мало что изменилось. Я не звоню: «Сделайте мне пригласительные». Зовут – приду, если у меня есть время. Вот к вам сходила на премию «Аванс», так как «КиноРепортер» меня официально пригласил, что приятно.
И то, что тебя словно не замечают, спокойно воспринимала?
Нет, конечно! Пара последних лет была для меня адским периодом. Я была в таком упадническом настроении, что даже пошла учиться на бариста. Поняла, что, если я на что-нибудь не переключусь, сойду с ума.
Думала об уходе из профессии?
Никогда! Меня никогда не оставляла надежда – я же борец! И тогда я сказала себе: мне просто надо отвлечься, а потом появится что-то, потому что не может быть по-другому. Так и произошло!
Вышли «Актрисы»?
Да! Не поверишь: звонки начались на следующий же день! И я, конечно, счастлива, и пусть так и будет. Но я ведь и до этого тоже была. И не хуже, чем в этом сериале. Ну как? Вот это мне не дает покоя. Столько времени не могли разглядеть!
Звонки вылились во что-то конкретное?
— Я снялась в сериале с рабочим названием «Хулия» с Женей Громовой и Никитой Ефремовым. Начала сниматься у Юры Быкова в «Лихих» – очень давно с ним хотела поработать! Но главное для меня сейчас – наш спектакль «Последнее лето», его поставил Данил Чащин по пьесе Анны Козловой. Там два очень крутых состава: Юля Пересильд, Михаил Тройник, Дмитрий Чеботарев, Иван Добронравов, Мила Ершова…
И вот тут в кино про тебя можно было бы обозначить хеппи-энд и пустить финальные титры. Но жизнь – не кино, и она продолжается. В том числе в наших детях. Захотят они стать актерами?
— Боюсь, моя дочь уже идет в эту сторону. (Смеется.) Вчера как раз гуляли с Юлей Пересильд, ее и моими детьми, собаками. И еще наш общий агент Наташа. И моя дочка Ника (11 лет, — КР) к ней с вопросом: «Наташа, так. Что мне нужно сделать для того, чтобы начать сниматься?» Я в шоке. Наташа ей отвечает: «Ну, вот надо вам с мамой сделать фотографии…» Господи, ну почему?
А сын? Он же у тебя футболом занимается? Может, обойдется?
Надеюсь! Хотя, знаешь, тут день рождения Ани Пересильд отмечали, пели с караоке. И когда мой взял микрофон и начал классно петь всего «Короля и Шута», я про себя: «Нет, нет, нет!»
Кстати, ты ж и сама не так давно юбилей отметила…
Если честно, очень боялась этой цифры! Не могла понять, 40 — как это возможно? Как-то нереально звучит. Думала: все, конец. Нет, ничего, прошла буквально неделька или две, и я о цифре забыла, потому что смотрю в зеркало и вижу другую цифру. (Смеется.)
Ну ты как девочка – и сейчас двадцатилетку сыграешь. Ботокс?
Если колоть, вот так не сделаешь! (Морщит лоб.) Мне вот и Федор Бондарчук на съемках: «Не морщь лоб!» Я говорю: «Давайте я себе заколю ботокс!», а он: «Я тебе заколю!» (Смеется.)
А как у тебя прошел этот переход от лирических героинь к мамам?
— Я не люблю лирических героинь. А сейчас часто присылают сценарии, где мой персонаж охарактеризован как нервная мама. (Смеется.) Читаю и – нет, не хочу! Мне кажется, стоит туда только углубиться, и все – уже не вылезешь.
Что для тебя идеальная роль?
— Ну вот в «Актрисах», считаю, идеальная роль – чисто по-актерски. Там есть все, объем чувствуешь. Еще хочу ведьму сыграть. Мечтаю! Очень хочу в сказке сняться. Сейчас как раз стали наконец снимать.
— Да что мы все про работу? Что ты больше всего любишь делать в свободное время?
Очень люблю шахматы. В основном играю онлайн со случайными людьми. Мы недавно с Никой пошли в торговый центр что-то покупать. И вдруг вижу – сидит дядечка, и у него шахматная доска. Я зависла. Он говорит: «Хотите сыграть?» Я говорю: «Да, но я не очень крутой игрок». Сыграли, он похвалил, назвал, на каком я уровне – не помню, ничего в этом не понимаю. Но в шахматы я готова играть везде и всегда! (Смеется.)
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…