Создатели одного из главных фильмов года рассказали «КиноРепортеру» о его съемках, локациях и костюмах.
Девятая картина Квентина Тарантино стала одним из наиболее успешных проектов режиссера в мировом прокате, а в России «Однажды в… Голливуде» и вовсе оказался самым кассовым в его фильмографии. Специально для «КиноРепортера» Юлия Чарышева-Лоло побывала на экскурсии по местам съемок фильма, которую провели художник-постановщик Барбара Линг и локейшен-менеджер Рик Шулер, рассказавшие о том, как те или иные точки на карте реального Лос-Анджелеса менялись специально для Тарантино.
Квентин родился и вырос в Лос-Анджелесе, а сейчас владеет кинотеатром New Beverly Cinema, где, по словам Рика Шулера, режиссер готовил их с Барбарой к началу работы: «Он приглашал нас в свой кинотеатр, и мы вместе смотрели фильмы семидесятых».
Первой остановкой художники выбрали район Вествуд Виллидж, где находится кинотеатр, в котором Марго Робби в роли Шэрон Тейт смотрит новый фильм со своим участием. «Команда разрушителей» 1968 года шла тогда во многих залах, но Шэрон выбирает The Fox Bruin Theater, открытие которого состоялось в новогоднюю ночь 1937 года (фильмы там показывают и сегодня).
Сейчас на фасаде кинотеатра установлены рекламные LED-экраны, но для съемок их пришлось демонтировать и заменить на табло с подсветкой, на котором специальными буквами набирались названия фильмов, что шли в прокате. «Руководство кинотеатра пошло нам навстречу и разрешило демонтировать и заменить фасады в ночь перед съемками. Более того, в самом кинотеатре был специально построен зрительный зал с экраном и проектором тех лет, поскольку таких залов, разумеется, тут уже давно нет», — рассказывает Линг.
На той же площади, где расположен The Fox Bruin Theater, реконструкции подверглась и небольшая закусочная Stan’s Donuts, в которой и по сей день продаются пончики: она находится через дорогу от кинотеатра. Стэну Берману, хозяину кофейни в этом году исполнилось 90 лет. В день съемок его пригласили посмотреть на кафе, и он буквально плакал, потому что оно выглядело абсолютно так же, как 50 лет назад, когда Стэн его только открыл. Рядом c ним сейчас стоит мексиканский ресторан быстрого питания сети Taco Bell, которой в 1969 году еще и не существовало, а на его месте была небольшая бургерная. Продюсерам фильма пришлось немало постараться, чтобы на один съемочный день Taco Bell исчез из ландшафта в Вествуде.
Рик Шулер вспоминает: «За углом кинотеатра находится «Старбакс», который мы на один день переделали в итальянское кафе. То есть, этот «Старбакс» на один день буквально исчез с карты Лос-Анджелеса. Но кофе остался!»
Трудности вызвали и пешеходные переходы на площади перед кинотеатром и на всех остальных локациях, ведь в наши дни они стали «зебрами», а в Лос-Анджелесе образца 1969 года они отмечались двумя широкими вертикальными полосами. В итоге команда художников под покровом ночи перекрасила все переходы, встречавшиеся по ходу действия фильма, а сразу же после съемок изменила все обратно. Естественно, им пришлось переустановить и все дорожные знаки, а заодно и подстричь листву деревьев рядом с ними.
Дальше двухэтажный экскурсионный автобус мчит нас из Вествуд Виллидж в Голливуд через каньоны по живописному бульвару Сансет. По дороге Барбара и Рик сообщают, что ни улицы Сьело-драйв, на которой находился дом Романа Полански, ни самого реального строения в фильме нет. Все сцены в этих локациях снимались в совершенно иных местах. Художники проекта детально изучили силуэт этой улицы вплоть до того, как на ней расположены указатели, поэтому им удалось воссоздать аутентичную атмосферу. Они признаются, что обычно художники становятся самыми въедливыми критиками фильмов, но в случае с «Однажды в… Голливуде» даже им показалось, что на экране реальная Сьело-драйв.
Примечательно, что до Тарантино никому из кинематографистов не удавалось перекрыть Голливудский бульвар. «На самом деле нам пришлось перекрыть два участка дороги, один из которых расположен на съезде с Голливудского бульвара на скоростное шоссе. Изначально Квентин хотел снимать этот эпизод на бульваре Сансет, но тот участок дороги кардинально изменился по сравнению с 69-м. И я решил показать ему место, внешне более напоминающее Лос-Анджелес конца 1960-х. В итоге нам выделили два часа времени, как сейчас помню, это был день выборов — 8 ноября. Мы снимали пятьдесят ретро-автомобилей, которые мчались по Голливудскому бульвару. Изначально нам предложили фиксировать движение машин на пустых перекрестках, но Квентин хотел показать трафик в обе стороны, поэтому нам пришлось отснять около сотни винтажных машин, грузовиков и мотоциклов. Но в какой-то момент Квентин подошел ко мне и сказал: «Рик, мы должны перекрыть выезд на шоссе. Это единственный вариант снять нашу сцену». Можете представить мою реакцию?! В результате мы смогли перекрыть выезд на пять минут, необходимые режиссеру, и я был в полном восторге», — с улыбкой вспоминает Шулер.
Мы останавливаемся на бульваре Сансет, находится следующая локация — здание театра Nickelodeon on Sunset, который в 1969 году назывался Aquarius Theater. «В то время в театре шла премьера мюзикла «Волосы», и мы наняли команду художников, чтобы заново расписать фасад так, как он выглядел в 1969 году. Они рассказывали нам, что проходящие мимо них люди кричали: «Спасибо, что вернули эту стену обратно!»», — говорит Линг.
Чуть дальше на бульваре Сансет находится еще одна локация фильма — знаменитый кинотеатр Cinerama Dome, который Барбара на время съемок вернула в 1969 год, когда там шла премьера «Гибели на вулкане Кракатау» Бернарда Л. Ковальски. Для Квентина Тарантино это имело важное значение, так как именно этот фильм шел в кинотеатре в то время, которое он показывает в «Однажды в… Голливуде». В фильме этот кинотеатр выглядит как отдельно стоящее здание, но сегодня улица вокруг него плотно застроена новыми домами, которые пришлось буквально затереть на пост-продакшене.
И вот наш автобус сворачивает в самое сердце туристического Лос-Анджелеса — на Голливудский бульвар, где находится знаменитый ресторан «Musso&Frank», в котором снимали сцену разговора Леонардо ДиКаприо и Аль Пачино, а затем на парковке этого ресторана — диалог ДиКаприо и Питта. Одну из каменных стен на той самой парковке специально для «Однажды в… Голливуде» расписали под афишу из фильмов Чарли Чаплина, но после съемок ее не стали смывать, и теперь это один из обязательных инстапоинтов для фанатов Тарантино.
«Мы немного перекрасили ресторан, — говорит Шулер — тем не менее он сохранил максимальную аутентичность до наших дней, взять, к примеру, кожаную обивку перегородок между столами. Но нам пришлось избавиться от всего, что сейчас находится слева от «Musso&Frank»». Линг добавляет: «Руководство ресторана разрешило снимать столько, сколько нам понадобится. Квентин — их постоянный гость, и для него они были готовы на все». К слову, после выхода фильма «Musso&Frank» стал первым из ресторанов, получившим звезду на Голливудском бульваре.
Напротив легендарного ресторана, который в этом году отмечает столетний юбилей, сейчас находится Hologram USA Theater. В конце шестидесятых он назывался Pussycat Theater, и там показывали фильмы для взрослых. Рик Шулер уточняет: «Мы восстановили фасад Pussycat. Помню, все дико удивлялись!».
А в «Musso&Frank» нас ждет еще один сюрприз — встреча с дважды номинированной на «Оскар» художницей по костюмам Арианной Филлипс. Раньше она работала над образами героев в фильмах Тома Форда и сотрудничала с Мадонной, а «Однажды в… Голивуде» оказался ее первым совместным с Тарантино проектом. Филлипс со смехом вспоминает, что сначала чувствовала себя как ребенок, который перешел в новую школу. «Я была, наверное, единственным новичком в команде Квентина. Я узнала об одной из традиций этой съемочной группы, которая больше похожа на семью. Иногда Квентин мог начать скандировать, а вся команда повторять за ним: «Мы любим снимать кино! Мы любим снимать кино!»»
Детали имеют для Арианны огромное значение, ведь они не только передают эпоху или характер персонажа, но и помогают актерам вжиться в роли. «Я создала медальон, на обратной стороне которого выгравирована буква «R», что означает «Рик», а на лицевой стороне — эмблема в стилистике розы Тюдоров. Меня вдохновлял образ Стива Маккуина и фильмы о плохих парнях. На пряжке ремня также стоят инициалы Рика Далтона, что намекает на непомерное эго героя. А в костюме Клиффа Бута очень важен ремень. Помню, я рылась в гигантской костюмерной студии Warner Bros. в поисках ремней, и нашла пряжку, на которой написано «Член ассоциации каскадеров». Выяснилось, что такие начали выдавать с 1965 года, то есть, ее могли получить или заказать только действительные члены ассоциации. К счастью, и Брэд, и Квентин разделили мой энтузиазм относительно находки, и в итоге Питт надевал этот ремень со всеми костюмами».
Я когда-то прочла цитату Лоуренса Оливье, который всегда начинал работу над персонажем с его обуви, и задаю вопрос об этом Арианне. Оказывается, для нее именно эта цитата стала основой в работе над костюмами, ведь, по ее словам, обувь помогает уравновесить общий силуэт персонажа. «Вы легко заметите разницу между Риком Далтоном и Клиффом Бутом по обуви. Рик носит ковбойские ботинки даже вне съемочной площадки — они словно придают ему чувство уверенности и защищенности. Клифф ж предпочитает мокасины. Вдохновителем его образа стал Билли Джек из одноименного фильма Тома Лофлина 1971 года, носивший деним. И в его образе мокасины символизируют невероятную уверенность в себе и даже некую угрозу. К тому же он хорошо разбирается в актуальных тенденциях, ведь тогда мокасины в основном носили хиппи и модная молодежь».
Филлипс активно занималась и образом для героини Марго Робби. «Нам очень повезло, что Дебора Тейт, сестра Шэрон, согласилась стать нашим консультантом. Она показала мне гардероб Шэрон, ее украшения и солнечные очки. Более того, Дебора любезно разрешила нам использовать аксессуары ее сестры, и практически весь фильм Марго носила реальные вещи своей героини».
Все костюмы, обувь и украшения для героев создавались по новым эскизам специально для фильма. Исключением стали лишь винтажные джинсы и куртка Клиффа Бута, в которой легко угадывается модный раритет: в наши дни такие куртки застегиваются на пуговицы, а в конце 60-х застежкой служили не петли, а молния.
«Работа художника по костюмам предполагает масштабное исследование эпохи, в которую разворачивается картина. Я подробно изучала детали моды 60-х, ведь в фильме есть и члены массовки, которые вряд ли будут одеты с иголочки в наряды 1969 года. К тому же мне хотелось показать, как менялся стиль людей с момента начала действий фильма к его финалу. Мы с командой художников буквально охотились за идеями в костюмерных студиях и винтажных магазинах», — заключила Филлипс.
«Однажды в Голливуде» доступен на цифровых площадках.
Комментарии