С премьеры советской экранизации святочной сказки «Вий» прошло 55 лет – и в 1967 году она казалась настоящим ужастиком. Однако произведения Николая Васильевича Гоголя адаптировали столько раз, что смотреть – не пересмотреть. Мы решили вспомнить самые яркие и, главное, всеми любимые экранизации сказок Николая Гоголя. В первую очередь из страшных.
Эта повесть по праву считается одной из самых жутких среди произведений Николая Гоголя. Еще бы, ведь главному герою приходится три дня и три ночи отстаивать душу паночки, да еще и свою собственную, пока черти лезут изо всех углов, стращая беднягу потусторонними угрозами. Канонической версии 1967 года предшествовало аж три немых фильма – 1909-го, 1912-го и 1916-го, каждый из которых был утерян. Как показывает опыт специалистов по архивному кино, некоторые фильмы рано или поздно находятся, но шансов мало.
В отличие от других повестей в нашей подборке, «Вий» был опубликован не в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), а в сборнике «Миргород», который вышел четырьмя годами позже. В центре сюжета – Хома Брут, один из трех друзей, попросивших ночлега на затерянном посреди нигде хуторе. Парню досталось место в хлеву, где он и познакомился с хозяйкой, любительницей ночных приключений и по совместительству заколдованной паночкой. К утру девушка была еле живая, а спустя несколько дней Хому заставили бедняжку отпевать, что оказалось адски сложно во всех смыслах.
Это, пожалуй, один из редких и весьма ярких примеров дьявольской одержимости в российской литературе и уж тем более на советском экране. А главное – ведь несмотря на то, что зрелище пугающее и впечатляющее, любят его у нас до смерти. Да и как не любить, ведь в главных ролях – Леонид Куравлев и Наталья Варлей, а над фильмом работали Константин Ершов, Георгий Кропачев и Александр Птушко.
Есть, конечно, у «Вия» и другие экранизации – сильно осовремененная 3D-версия 2014 года и фильм «Гоголь. Вий» (2018) с Александром Петровым в главной роли. Но сравнения с классической версией они не выдерживают.
Что ж, название говорит само за себя: главному герою Левко придется иметь дело с утопленницей, а точнее – с утопившейся от горя панночкой и ее ведьмой-мачехой, которая также среди «русалок» обитает. И, как всегда, все начинается с чистой и светлой: Левко влюблен в красавицу Ганну, просит отца разрешить ему жениться, но тот глух к просьбам сына, ибо сам имеет на нее планы. Прознав об этом, Левко заручается поддержкой друзей и решает батьку проучить, а тот, не оценив игры, громогласно обещает расправиться с зачинщиком. Приходится парню прятаться у озера, где он и встречает панночку. Та обещает решить все его проблемы взамен на выполнение опасной просьбы: отыскать злую мачеху среди утопленниц.
Первая экранизация появилась еще в 1910 году: «Ночь в мае» снял Владимир Кривцов по сценарию Якова Протазанова, и это, увы, все, что известно о фильме. Следующую «Майскую ночь» в 1940-м создал Николай Садкович при помощи виражного способа. В итоге получился двухцветный фильм – один из первых в СССР, который, кстати, лишь в 2015 году восстановил Госфильмофонд. Но лучшая версия появилась чуть позже – в 1952-м, 70 лет назад. Это еще один шедевр по мотивам повести Гоголя, снятый Александром Роу.
Главные роли в фильме исполнили Николай Досенко, Татьяна Конюхова и Лилия Юдина, сценарий писал Константин Исаев, среди прочего вдохновляясь оперой Николая Римского-Корсакова – его музыка также звучит в картине (песня Левко «Спи, моя красавица», например). Фильм, что интересно, снимали в двух вариантах два разных оператора: за плоскостную версию отвечал Гавриил Егиазаров, а за стереоскопическую – Дмитрий Суренский. Последний работал по системе «Стерео-35 кадр над кадром», и эту версию также восстановили лишь в 2014–2015 гг. – на радость зрителям.
Гоголя можно назвать настоящим мастером ужасов: его ранние повести кишели чертями, ведьмами, утопленницами и прочей нечистью. Так и в «Пропавшей грамоте»: все проблемы из-за черта и его несвоевременного появления.
По сюжету, дед-казак с гетманской грамотой под мышкой направляется в столицу – к царице. В пути он встречает бродячего парня, который под покровом жаркой августовской ночи признается в том, что заложил дьяволу душу и ждать расплаты осталось недолго. В итоге стоило новому знакомому заснуть, как тут же появился черт, да и увел лошадь деда и его грамоту. Бедняге ничего не осталось, кроме как отправиться в наполненный до краев нечистой силой лес. Зато грамоту вернул – и больше знакомств по пути не заводил.
У «Пропавшей грамоты» есть как минимум две версии – советские мультфильм 1945 года и комедия 1972-го. С комедией-то все понятно: страшные сказки часто при помощи поучительной составляющей превращаются в удалое и веселое зрелище. А вот анимационный фильм действительно особенный: это первый полнометражный мультик студии «Союзмультфильм» и первая большая работа сестер Валентины и Зинаиды Брумберг. Вдобавок закадровый текст читал Василий Качалов, а для достоверной зарисовки танца главных героев демонстрировать «натуру» пригласили Игоря Моисеева. В общем, нет поводов не любить этот мультфильм.
Уж что-что, а фразу про черевички все знают так же хорошо, как и, скажем, про заливную рыбу – это ведь одна из всенародно любимых зимних сказок. Недаром повесть «Ночь перед Рождеством» легла в основу сразу нескольких культовых кинопроизведений. Первую версию – черно-белую немую короткометражку – снял Владислав Старевич аж в 1913 году. Затем – уже в 1951-м – последовал волшебный ротоскопический мультфильм, и, наконец, в 1961-м Александр Роу снял культовую киноверсию повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
По сюжету, Оксана – возлюбленная Вакулы – заявляет, что примет его предложение руки и сердца только в том случае, если он достанет царские черевички. Что ж, делать нечего: другой красавицы кузнецу не надо, а потому он отправляется в долгий и полный опасных приключений путь за самой дорогой парой обуви в истории кино. И черта Вакула седлает, и во дворце челом бьет – и все ради светлой и чистой!
«Ночь перед Рождеством» (1951) – один из тех, что мы с удовольствием пересматриваем под елкой наряду с «Щелкунчиком» и «Умкой». Сняли его сестры Валентина и Зинаида Брумберг, подарившие советским детям такие сюжеты, как «Кот в сапогах», «Кентервильское привидение» и «Храбрый портняшка». Интересно, что при создании анимации использовалось ротоскопирование, или фотоперекладка: после съемок натурного фильма его перерисовывают кадр за кадром, а затем монтируют в мультфильм. Вот почему он выглядит таким натуралистичным и живым.
Но уж если мы что-то и пересматриваем на новогодних каникулах чаще, чем «Гарри Поттера», так это классическую советскую сказку об отважном кузнеце: мультфильм 1951-го мы, конечно, любим, но с харизмой Юрия Таврова в роли Вакулы мало что может состязаться. Ну разве что вечно охающий от жестокого обращения черт в исполнении Георгия Милляра.
Эта версия повести стала знаковой – в первую очередь благодаря режиссеру и сценаристу Александру Роу. Его, пожалуй, можно считать мастером киносказок, ведь он снял «Морозко», «Конька-горбунка», «Королевство кривых зеркал» и много других волшебных сюжетов. Вдобавок съемки фильма проходили на самой зимней натуре из всех возможных – в Мурманской области под Кировском (еще один вариант в копилку кинопутешествий). Словом, все совпало для создания идеальной зимней сказки.
Это финальная часть трилогии, посвященной Николаю Гоголю и его многочисленным демонам, и единственная полнометражная экранизация «Страшной мести». Первая версия повести – немой фильм 1912 года, снятый Владиславом Старевичем, – была утрачена. А мультфильм 1988 года едва ли можно отыскать в смотрибельном качестве, так что остается триквел с Александром Петровым, который, к слову, вполне удался.
В центре сюжета – семья с родовым проклятием, которое стало итогом соперничества и зависти меж двумя братьями многие годы назад. После того как во время свадьбы на хуторе появляется колдун, в селении начинают происходить страшные вещи. Сначала появляется давно потерянный отец жительницы Катерины, затем ей начинают сниться жуткие сны-предсказания. А вскоре на хутор нападают ляхи, и мирная жизнь окончательно рушится…
А вот сюжет фильма весьма отличается от книжного оригинала: все начинается с похорон Гоголя, продолжается волшебством дочери кузнеца Вакулы (его мы знаем по другой повести писателя) и, наконец, приводит зрителя к тайному обществу. Чтобы лучше вникнуть в происходящее, лучше смотреть всю трилогию целиком – включая «Гоголь. Начало» (2017) и «Гоголь. Вий» (2018).
Дело в том, что в этой адаптации непосредственным участником буквально всех событий становится сам Николай Гоголь, впечатлительный молодой человек, страдающий от припадков. Некоторые факты из биографии писателя смешиваются с его сюжетами, связывая части франшизы воедино. И конечно, вольная экранизация не войдет в канон, как советские кинофильмы, но познакомиться с ней стоит – как минимум ради мрачной атмосферы и чарующих видов хутора на окраине темного леса.
Если калина, то красная, если режиссер, умеющая переносить на сцену прозу о национальном характере, то Марина Брусникина. Со дня смерти…
Нелинейная драматургия – инструмент, безусловно, интересный. Но и работает он исключительно в умелых руках, поскольку одного разброса сцен в хаотичном…
Группа подростков решает отметить выпускной на всю катушку – они арендуют роскошный коттедж, устраивают ужин при свечах и распивают элитный…
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – спектакль «На дне» по одноименной пьесе…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…