С премьеры советской экранизации святочной сказки «Вий» прошло 55 лет – и в 1967 году она казалась настоящим ужастиком. Однако произведения Николая Васильевича Гоголя адаптировали столько раз, что смотреть – не пересмотреть. Мы решили вспомнить самые яркие и, главное, всеми любимые экранизации сказок Николая Гоголя. В первую очередь из страшных.
Эта повесть по праву считается одной из самых жутких среди произведений Николая Гоголя. Еще бы, ведь главному герою приходится три дня и три ночи отстаивать душу паночки, да еще и свою собственную, пока черти лезут изо всех углов, стращая беднягу потусторонними угрозами. Канонической версии 1967 года предшествовало аж три немых фильма – 1909-го, 1912-го и 1916-го, каждый из которых был утерян. Как показывает опыт специалистов по архивному кино, некоторые фильмы рано или поздно находятся, но шансов мало.
В отличие от других повестей в нашей подборке, «Вий» был опубликован не в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» (1831–1832), а в сборнике «Миргород», который вышел четырьмя годами позже. В центре сюжета – Хома Брут, один из трех друзей, попросивших ночлега на затерянном посреди нигде хуторе. Парню досталось место в хлеву, где он и познакомился с хозяйкой, любительницей ночных приключений и по совместительству заколдованной паночкой. К утру девушка была еле живая, а спустя несколько дней Хому заставили бедняжку отпевать, что оказалось адски сложно во всех смыслах.
Это, пожалуй, один из редких и весьма ярких примеров дьявольской одержимости в российской литературе и уж тем более на советском экране. А главное – ведь несмотря на то, что зрелище пугающее и впечатляющее, любят его у нас до смерти. Да и как не любить, ведь в главных ролях – Леонид Куравлев и Наталья Варлей, а над фильмом работали Константин Ершов, Георгий Кропачев и Александр Птушко.
Есть, конечно, у «Вия» и другие экранизации – сильно осовремененная 3D-версия 2014 года и фильм «Гоголь. Вий» (2018) с Александром Петровым в главной роли. Но сравнения с классической версией они не выдерживают.
Что ж, название говорит само за себя: главному герою Левко придется иметь дело с утопленницей, а точнее – с утопившейся от горя панночкой и ее ведьмой-мачехой, которая также среди «русалок» обитает. И, как всегда, все начинается с чистой и светлой: Левко влюблен в красавицу Ганну, просит отца разрешить ему жениться, но тот глух к просьбам сына, ибо сам имеет на нее планы. Прознав об этом, Левко заручается поддержкой друзей и решает батьку проучить, а тот, не оценив игры, громогласно обещает расправиться с зачинщиком. Приходится парню прятаться у озера, где он и встречает панночку. Та обещает решить все его проблемы взамен на выполнение опасной просьбы: отыскать злую мачеху среди утопленниц.
Первая экранизация появилась еще в 1910 году: «Ночь в мае» снял Владимир Кривцов по сценарию Якова Протазанова, и это, увы, все, что известно о фильме. Следующую «Майскую ночь» в 1940-м создал Николай Садкович при помощи виражного способа. В итоге получился двухцветный фильм – один из первых в СССР, который, кстати, лишь в 2015 году восстановил Госфильмофонд. Но лучшая версия появилась чуть позже – в 1952-м, 70 лет назад. Это еще один шедевр по мотивам повести Гоголя, снятый Александром Роу.
Главные роли в фильме исполнили Николай Досенко, Татьяна Конюхова и Лилия Юдина, сценарий писал Константин Исаев, среди прочего вдохновляясь оперой Николая Римского-Корсакова – его музыка также звучит в картине (песня Левко «Спи, моя красавица», например). Фильм, что интересно, снимали в двух вариантах два разных оператора: за плоскостную версию отвечал Гавриил Егиазаров, а за стереоскопическую – Дмитрий Суренский. Последний работал по системе «Стерео-35 кадр над кадром», и эту версию также восстановили лишь в 2014–2015 гг. – на радость зрителям.
Гоголя можно назвать настоящим мастером ужасов: его ранние повести кишели чертями, ведьмами, утопленницами и прочей нечистью. Так и в «Пропавшей грамоте»: все проблемы из-за черта и его несвоевременного появления.
По сюжету, дед-казак с гетманской грамотой под мышкой направляется в столицу – к царице. В пути он встречает бродячего парня, который под покровом жаркой августовской ночи признается в том, что заложил дьяволу душу и ждать расплаты осталось недолго. В итоге стоило новому знакомому заснуть, как тут же появился черт, да и увел лошадь деда и его грамоту. Бедняге ничего не осталось, кроме как отправиться в наполненный до краев нечистой силой лес. Зато грамоту вернул – и больше знакомств по пути не заводил.
У «Пропавшей грамоты» есть как минимум две версии – советские мультфильм 1945 года и комедия 1972-го. С комедией-то все понятно: страшные сказки часто при помощи поучительной составляющей превращаются в удалое и веселое зрелище. А вот анимационный фильм действительно особенный: это первый полнометражный мультик студии «Союзмультфильм» и первая большая работа сестер Валентины и Зинаиды Брумберг. Вдобавок закадровый текст читал Василий Качалов, а для достоверной зарисовки танца главных героев демонстрировать «натуру» пригласили Игоря Моисеева. В общем, нет поводов не любить этот мультфильм.
Уж что-что, а фразу про черевички все знают так же хорошо, как и, скажем, про заливную рыбу – это ведь одна из всенародно любимых зимних сказок. Недаром повесть «Ночь перед Рождеством» легла в основу сразу нескольких культовых кинопроизведений. Первую версию – черно-белую немую короткометражку – снял Владислав Старевич аж в 1913 году. Затем – уже в 1951-м – последовал волшебный ротоскопический мультфильм, и, наконец, в 1961-м Александр Роу снял культовую киноверсию повести под названием «Вечера на хуторе близ Диканьки».
По сюжету, Оксана – возлюбленная Вакулы – заявляет, что примет его предложение руки и сердца только в том случае, если он достанет царские черевички. Что ж, делать нечего: другой красавицы кузнецу не надо, а потому он отправляется в долгий и полный опасных приключений путь за самой дорогой парой обуви в истории кино. И черта Вакула седлает, и во дворце челом бьет – и все ради светлой и чистой!
«Ночь перед Рождеством» (1951) – один из тех, что мы с удовольствием пересматриваем под елкой наряду с «Щелкунчиком» и «Умкой». Сняли его сестры Валентина и Зинаида Брумберг, подарившие советским детям такие сюжеты, как «Кот в сапогах», «Кентервильское привидение» и «Храбрый портняшка». Интересно, что при создании анимации использовалось ротоскопирование, или фотоперекладка: после съемок натурного фильма его перерисовывают кадр за кадром, а затем монтируют в мультфильм. Вот почему он выглядит таким натуралистичным и живым.
Но уж если мы что-то и пересматриваем на новогодних каникулах чаще, чем «Гарри Поттера», так это классическую советскую сказку об отважном кузнеце: мультфильм 1951-го мы, конечно, любим, но с харизмой Юрия Таврова в роли Вакулы мало что может состязаться. Ну разве что вечно охающий от жестокого обращения черт в исполнении Георгия Милляра.
Эта версия повести стала знаковой – в первую очередь благодаря режиссеру и сценаристу Александру Роу. Его, пожалуй, можно считать мастером киносказок, ведь он снял «Морозко», «Конька-горбунка», «Королевство кривых зеркал» и много других волшебных сюжетов. Вдобавок съемки фильма проходили на самой зимней натуре из всех возможных – в Мурманской области под Кировском (еще один вариант в копилку кинопутешествий). Словом, все совпало для создания идеальной зимней сказки.
Это финальная часть трилогии, посвященной Николаю Гоголю и его многочисленным демонам, и единственная полнометражная экранизация «Страшной мести». Первая версия повести – немой фильм 1912 года, снятый Владиславом Старевичем, – была утрачена. А мультфильм 1988 года едва ли можно отыскать в смотрибельном качестве, так что остается триквел с Александром Петровым, который, к слову, вполне удался.
В центре сюжета – семья с родовым проклятием, которое стало итогом соперничества и зависти меж двумя братьями многие годы назад. После того как во время свадьбы на хуторе появляется колдун, в селении начинают происходить страшные вещи. Сначала появляется давно потерянный отец жительницы Катерины, затем ей начинают сниться жуткие сны-предсказания. А вскоре на хутор нападают ляхи, и мирная жизнь окончательно рушится…
А вот сюжет фильма весьма отличается от книжного оригинала: все начинается с похорон Гоголя, продолжается волшебством дочери кузнеца Вакулы (его мы знаем по другой повести писателя) и, наконец, приводит зрителя к тайному обществу. Чтобы лучше вникнуть в происходящее, лучше смотреть всю трилогию целиком – включая «Гоголь. Начало» (2017) и «Гоголь. Вий» (2018).
Дело в том, что в этой адаптации непосредственным участником буквально всех событий становится сам Николай Гоголь, впечатлительный молодой человек, страдающий от припадков. Некоторые факты из биографии писателя смешиваются с его сюжетами, связывая части франшизы воедино. И конечно, вольная экранизация не войдет в канон, как советские кинофильмы, но познакомиться с ней стоит – как минимум ради мрачной атмосферы и чарующих видов хутора на окраине темного леса.
С 13 по 17 мая в крупнейших городах России прошли специальные показы Фестиваля китайского кино, организованного «Роскино» совместно с Китайским…
Ко Дню Великой Победы Марина Брусникина представила в МХТ имени Чехова спектакль «Двадцать дней без войны». Знаменитый киносценарий Константина Симонова…
Студенты режиссерской и продюсерской мастерских Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова Мария Андреева и Артем Иванов посетили Донбасс в…
На протяжении трех сезонов альманаха «Любовь. Смерть. Роботы» Дэвиду Финчеру и Тиму Миллеру на удивление удавалось оставаться последовательными. Первые эпизоды…
Сегодня на Малой сцене Театра Маяковского впервые за всю его столетнюю историю представят спектакль «Дядя Ваня» по одноименной пьесе Антона…
О, великий и ужасный интернет! Вот уже 24 года ты являешься нашей отдушиной по любому возможному и невозможному поводу, а…