От Чака Паланика и Джеймса Балларда до Ирвина Уэлша и Алексея Иванова.
Кино и литература – вещи, друг от друга практически неотделимые, в симбиозе существующие. Кинодеятели черпают сюжеты у писателей, писатели за счет кинодеятелей наращивают популярность. Кто от этого симбиоза больше выигрывает – тема для долгой и, скорее всего, бесплодной дискуссии. Но мы сейчас рассмотрим характерные случаи, когда именно благодаря экранизации тот или иной автор получал возможность значительно расширить свою аудиторию. Как раз Чаку Паланику 60 лет исполняется – повод в контексте более чем подходящий.
«Игра престолов»
Джордж Мартин
Серия романов про борьбу за власть в Вестеросе пользовалась успехом и до «Игры престолов». Да и сам Джордж Мартин давно был состоявшимся автором (его герметичный триллер 1981 года «Летящие сквозь ночь» был даже дважды экранизирован – в 1987-м и 2018-м). И все же общемировая, повсеместная известность пришла к нему только после того, как сериал по «Песне льда и пламени» обрел статус главного хита десятилетия. Вот и песенка об этом есть – от лица разгневанного фаната литературного первоисточника, жалующегося на внезапный ажиотаж вокруг предмета его гиковского жадного обожания.
«На игле»
Ирвин Уэлш
Дебютный роман простого шотландского пролетария, бунтаря и панка сразу, конечно, публике пришелся по душе, но планетарного масштаба явлением он стал благодаря одноименному фильму Дэнни Бойла. И тут еще, кстати, вопрос, кто кому больше обязан: у Бойла к тому моменту в послужном списке была уже вполне успешная «Неглубокая могила», но фильм «На игле» его карьеру сразу в космос запустил. Ну а российским читателям, чтобы нормально познакомиться с оригиналом, пришлось еще ждать перевода Ильи Кормильцева – до 2002 года.
«Высотка»
Джеймс Баллард
Баллард – писатель крупный, уважаемый, но такой, знаете ли, тяжеловатый. Во всех смыслах. И в смысле киногеничности тоже. Потому и экранизируют его редко. «Империя Солнца» Спилберга не в счет – это вещь для автора совсем не типичная. Еще за него как-то раз брался Дэвид Кроненберг, такой же больной извращенец, и очень бережно, со всеми нужными подробностями перенес на экран роман о сексуальном влечении к ДТП (sic!) «Автокатастрофа». Но то было давно.
Наконец, Бен Уитли в 2015-м снял многоквартирную антиутопию «Высотка», собрав внушительный актерский ансамбль: Том Хиддлстон, Джереми Айронс, Люк Эванс, Элизабет Мосс. Так широкие народные массы и узнали имя Джеймса Балларда. В общем, для первичного ознакомления с его неординарным творчеством фильм вполне годится. Только учтите: не для слабонервных оно.
«Бойцовский клуб»
Чак Паланик
Пожалуй, не будет сильным преувеличением сказать, что Чак Паланик – это такой упрощенный американский Джеймс Баллард. Потому и с экранизациями опять же негусто. Их буквально раз-два и обчелся. Но зато одна из них с ходу обеспечила Паланику немеркнущую славу. «Бойцовский клуб» поначалу и без того был на слуху, но вскоре стал неуклонно с полок магазинов исчезать. И тут как раз подоспел фильм Дэвида Финчера. Критиками он с порога был встречен прохладно, настороженно, но что нам эти критики, да? Интерес к «Бойцовскому клубу» с тех пор не ослабевает, чему свидетельством – два сиквела в формате графических новелл.
«Географ глобус пропил»
Алексей Иванов
Это сейчас произведения Алексея Иванова чуть ли не каждый год адаптируют для малых и больших экранов. А лет десять назад за пределами родного Урала кто про него знал? Ну, кто-то знал. Кто-то, не исключено, читал. А как вышел «Географ глобус пропил» Александра Велединского, так узнали все практически. И все стали читать. А что содержательно фильм и роман значительно разнятся – так что с того, подумаешь. Главное – превратился Алексей Иванов в фигуру видную. И кинематографом он с тех пор востребован чрезвычайно, и магазины книжные стабильно томиками его забиты.
Комментарии