Уже из названия спектакля Юрия Грымова понятно, что в его основе популярнейший роман бразильца Пауло Коэльо «Вероника решает умереть». Просто режиссер убрал последнее слово, что более метко описывает канву сюжета.
В романе Вероника просыпается в психиатрической лечебнице после неудачной попытки самоубийства. Доктор говорит, что она серьезно повредила сердце и жить ей осталось 7 дней. В оставшееся время, знакомясь с другими пациентами, влюбляясь в одного из них, девушка будто просыпается от долгого сна, осознавая, какое это счастье – жить.
Режиссер не следует слепо за автором, но обогащает постановку собственными размышлениями и жизненным опытом. На сцене нет больничного быта. Атмосфера больше похожа на загородный пансион, где герои, отринутые обществом и самими собой, пытаются разобраться с мыслями и примириться с обуревающими их эмоциями.
Сценография спектакля (Мария Соловьева и Юрий Грымов) впечатляет. С одной стороны, она кажется максимально простой. С другой – все так или иначе влияет на восприятие и подчеркивает душевное состояние персонажей: ванна с египетскими росписями по бокам, разноцветные лампы, инвалидные электрокресла, перемещающееся пианино. А для того чтобы показать переломный момент в голове Вероники, когда она вдруг ощутила вкус к жизни, все, что до этого зритель видел перед собой, на полу, вдруг оказывается на потолке. Такой вот поворот.
Грымов добавил в спектакль египетских богов: они почти всегда находятся рядом с пациентами клиники, разговаривают с ними, дают советы, направляют. Главный среди них – опекающий Веронику бог солнца Ра. А невероятная пластичность и мягкость движений, обезоруживающая улыбка и теплый тембр Дмитрия Бозина – стопроцентное попадание в образ.
Вообще каждый из актеров удивительно на своем месте. За преображением Вероники в исполнении Анастасии Сычевой наблюдать интересно – она прямо-таки приковывает к себе внимание. Если в самом начале она запутавшаяся, отчаявшаяся, уставшая от навалившихся на нее трудностей и одиночества девушка, то в финале это женщина, которая верит в свои силы, в любовь, в жизнь. Видимо, знание точной даты ухода помогает многое переосмыслить. И понять, что действительно важно.
Лев Смирнов в роли Эдуарда впечатляюще изобразил внутренний мир шизофреника. Снаружи он кажется замкнутым и безэмоциональным, но на самом деле в его душе горит сильнейший огонь. Эдуард – художник, и то, как он видит окружающую реальность, показали не менее интересным способом, чем переосмысление Вероники себя самой. На сцену выкатывался большой белый экран. Постепенно на нем прорисовывались образы, складывающиеся в картины. И краски – яркие, густые, кричащие, будто рвущиеся наружу. Вероника смогла почувствовать это и всем сердцем полюбила его.
Потрясающая работа художника по костюмам (Ирэна Белоусова) тоже никого не оставит равнодушным. Платья пациенток гармонируют с их образами, характерами и эмоциональным состоянием. Зедка одета в красное и носит безумную шляпу с перьями. На Мари – роскошный наряд, который венчает большая шляпа-абажур. Что примечательно, в конце ее показывают без причудливого головного убора: она сидит, окруженная люстрой, от которой отражаются яркие хрустальные вспышки. Она излечилась – поняла и приняла себя.
В спектакле, кстати, много блесток. Они то с пианино летят, то с потолка, то сыпятся из рук Эдуарда. Сама Вероника во второй части спектакля появляется уже не в голубом платье Алисы из Страны чудес, а в длинном платье-сетке, усыпанном стразами. Даже египетские боги появляются в золотых нарядах, и блики ламп переливаются, отражаясь от них, и придают им солнечно-мистический вид. Получается, что блеск в данном контексте – это своеобразная метафора жизни.
Поначалу «Вероника решает» кажется тягучей. Но незаметно постановка завладевает вниманием, втягивает в нарочито медлительные действия и неторопливую смену декораций. Кажется, даже свет мигает будто с запозданием. Вся постановка похожа на фантасмагоричный сон, который длится и длится, – это состояние усиливается стелющимся по полу и уползающим в зал дымом. Что прямо-таки гипнотизирует.
За каждым персонажем тянется своя собственная мелодия, как лейтмотив в опере. Центром же становится 3-я часть Лунной сонаты Бетховена, которую Вероника играла все детство, поскольку ее мать хотела, чтобы девочка стала пианисткой. Но она ею не стала, а музыку возненавидела. Сейчас же та снова зазвучала внутри нее. Сначала робко и спотыкаясь, а потом все сильнее, пока не настал настоящий момент волшебства: героиня окончательно просыпается и поет абсолютно современную мелодию под аккомпанемент сонаты – совершенно безбашенный микс, как гимн жизни, который не должен заканчиваться никогда.
«Вероника решает» Юрия Грымова – спектакль не на один раз. Чтобы считать все вложенные в него смыслы, его нужно пересматривать и пересматривать. Собственно, почему бы и нет: ведь так приятно уходить из зала заряженным любовью к жизни. И с вдохновением жить так, как действительно хочется. Пока еще есть время.
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…