Каждый год, в течение семи лет знаменитый балетмейстер Борис Эйфман при поддержке фестиваля «Черешневый лес» привозит в столицу новый балет. В этом году на основной сцене Большого театра он представил свое новое творение, спектакль «Эффект Пигмалиона», в котором сочетаются балет и бальный танец под музыку «короля вальсов» — Иоганна Штрауса-сына. Нетрудно догадаться, что в основе спектакля — известный древнегреческий миф. И хотя в первоисточнике скульптор по имени Пигмалион влюбился в созданную им статую прекрасной девушки Галатеи, у Эйфмана есть и творец и его творение, но они из близкого ему мира танца.
«Наш новый спектакль — об уникальной силе искусства танца, которое может помочь человеку кардинально измениться и реализовать свой внутренний потенциал, — рассказал Борис Эйфман. — Труд хореографа, создающего из артистов — как правило, мало что умеющих поначалу — блестящих танцовщиков, можно сравнить с работой ваятеля. В такой параллели не будет никакой натяжки. Если же говорить о фильмах, реально повлиявших на меня при работе над «Эффектом Пигмалиона», то следует вспомнить фильмы Чаплина».
Лишь часть имен мифических героев взял балетмейстер, дав своим героям имена вполне современные: Лион и Гала. По сюжету Лион (Олег Габышев) – представитель высшего общества, известный танцор бальных танцев, берется на спор из дерзкой обитательницы трущоб по имени Гала (Любовь Андреева) сделать звездную танцовщицу. Свой спектакль хореограф назвал комедией, хотя к нему больше подходит определение трагикомедия – без элементов драматизма в этой постановке обойтись не удалось. Балетмейстер признался, что при работе в таком жанре ему во многом помог кинематограф: «Я очень много смотрел Чаплина, специально пересматривал его комедии и в очередной раз убеждался: талантливо рассмешить зрителя намного сложнее, чем заставить рыдать. Наша комедия как раз близка к чаплинской, где через комедийное, гротеск и клоунаду проходят грустные, философские мысли о человеке и человеческом бытии. В этом спектакле мы пытались говорить комедийным языком о серьезных вещах»», — отметил хореограф.
Сама идея потребовала от балетмейстера совершенно нового подхода к постановке. В «Эффекте Пигмалиона» хореография построена во многом на технике именно бальных танцев, которую пришлось осваивать артистам. Невероятный ритм спектакля не дает им возможности расслабиться ни на минуту. Главная героиня в исполнении Любови Андреевой в первом акте предстает типичной представительницей трущоб, ее движения грубы и нелепы. Во втором акте Гала превращается в искусную артистку, побеждающую на турнире по бальным танцам. Но это не делает ее счастливой. В отличие от мифа, где ваятель влюбился в свое создание, в спектакле Эйфмана любовь девушки к своему учителю остается безответной. Да и высшее общество не принимает ее в свои круги, несмотря на талант и успех. Драматические повороты в сюжете, тем не менее, нисколько не влияют на настроение зрителей в этом стремительном по ритму и впечатляющим по зрелищности спектакле. При смене мизансцен создатели «Эффекта Пигмалиона» использовали распространенный в кинематографе прием затемнения.
С этим балетом, премьера которого состоялась в феврале на сцене Александринского театра, Борис Эйфман уже побывал на гастролях в США. По мнению одного из американских рецензентов, спектакль «разбивает стереотипы о самой сущности балета».
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…