Generic selectors
Exact matches only
Search in title
Search in content
Post Type Selectors
Search in posts
Search in pages
Слушать подкаст
|
КиноРепортер > Статьи > Почему Эд Харрис – классный театральный актер

Почему Эд Харрис – классный театральный актер

28 ноября 2025 /
Почему Эд Харрис – классный театральный актер

Рассказываем о сценической карьере актера к его 75-летию.

Театр Jewel Box, расположенный в Оклахома-Сити и вмещающий около двухсот зрителей, на мгновение замер. Только что зрители посмотрели музыкальную постановку «Камелот» с подтянутым и высоким молодым человеком в роли короля Артура. Юноша осматривает зал бледно-голубыми глазами, отчаянно пытаясь понять происходящее. Неожиданно зрители встают со своих мест и одаривают артиста громкими аплодисментами. 22-летний Эд Харрис еще не осознает, что его дебютный успех на театральный сцене запустит одну из самых ярких актерских карьер в истории.

«Мы вернулись на поклон, и все эти люди стояли и аплодировали, довольно бурно. Это было самое экстатическое чувство, которое я когда-либо испытывал. Оно длилось минут 10. Это было просто невероятно. Я вообще не помнил, как выступал… По сути, я провел остаток своей жизни в погоне за этим чувством», – вспоминал актер.

Харрис родился в Нью-Джерси в 1950 году. Его мать Маргарет совмещала работу по дому с деятельностью турагента, а отец Боб выступал в хоре Фреда Уоринга на заре телевидения. Сам Эд с детства тяготел к спорту – и в школе, и в университете юноша играл за футбольные команды. Причем весьма успешно. Но после переезда семьи в Нью-Мексико Харрис неожиданно обнаружил в себе интерес к актерскому мастерству. В частности, к театральным постановкам. Чтобы изучить драму, молодой человек поступил в Университет Оклахомы, а после перешел в Калифорнийский институт искусств, который через пару лет успешно закончил.

Фото со спектакля «Без ума от любви»

Жизнь Харриса превратилась в практически непрерывный водоворот театральной деятельности. Хотя актер пробовал себя и на телевидении (он впервые появился на малых экранах в 1976 году), сцена продолжала его манить. Он буквально горел театром и выкладывался по максимуму в каждой роли. Независимо от того, был ли это крупный театр или небольшая местная сцена. Первое время Харрис тщательно штудировал прессу на предмет рецензий. Юному артисту не хватало уверенности, но критики не спешили гасить в Эде актерские сомнения.

«Как правило, я не читаю рецензии, потому что это мнение одного человека, а пока ты работаешь над пьесой, это бесполезно. Некоторые высказывания лос-анджелесских критиков о моей театральной деятельности в 1977 году до сих пор не уходят у меня из головы – и это были далеко не положительные отзывы», – отметил Харрис.

Кульминацией творческих терзаний Эда становится пьеса актера, режиссера и драматурга Сэма Шепарда «Без ума от любви» (1983). В центре постановки – ссорящиеся возлюбленные, которые неожиданно встретились в старом мотеле в пустыне Мохаве и поняли, что не могут жить друг без друга. Премьера прошла с ошеломительным успехом. Критики рукоплескали Шепарду и хвалили игру актеров, отмечая при этом невероятный талант Харриса. Пьеса получила несколько театральных премий и даже оказалась в числе финалистов Пулитцеровской премии за лучшую драму. К слову, в 2004 году именно с этой постановкой Харрис дебютирует на Бродвее как режиссер.

Фото со спектакля «Драгоценные сыновья»

Судьба оказалась благосклонна к актеру не только в театре. В том же 1983 году на широких экранах вышла историческая драма «Парни что надо» о военных летчиках, которые были отобраны в качестве астронавтов для проекта «Меркурий», первой пилотируемой космической программы США. Одну из главных ролей в фильме исполнил Харрис, и именно эта работа оказалась для актера прорывной в кино. Предложения начали поступать Эду одно за другим, и ему пришлось на время отдалиться от театра. Однако в перерывах между съемками артист успел появиться в пьесе «Драгоценные сыновья» (1986). И не просто появиться – за роль в спектакле Харрис первый и пока единственный раз получил номинацию на премию «Тони».

«Те редкие моменты, когда «Драгоценные сыновья» выходят за свои рамки, обычно случаются, когда за дело берется мистер Харрис. Как актер неоднократно демонстрировал в последние годы, он непревзойден в роли растерянного американского работяги, пытающегося освободиться от цепей стоической мужественности… В его игре мы находим непринужденную, основополагающую драматическую достоверность», – написало издание The New York Times в рецензии на пьесу.

В 1990-х кинокарьера Харриса развивалась стремительно. Актер появился сразу в нескольких культовых лентах разных жанров: «Фирма» (1993), «Апполон-13» (1995), «Никсон» (1995), «Скала» (1996), «Шоу Трумена» (1998), «Мачеха» (1998). В течение десятилетия Эд несколько раз возвращался в театр, но отметился он, прежде всего, двумя постановками. Первая – еще одна пьеса Сэма Шепарда под названием «Симпатико» о трех знакомых, проворачивающих аферы на скачках. А вот второй оказалась пьеса британского драматурга Рональда Харвуда «Мнения сторон», которую перенесли на Бродвей для ограниченного показа. Спектакль рассказывает об американском расследовании по денацификации немецкого дирижера и композитора Вильгельма Фуртвенглера, обвиненного в лояльности к нацистам.

Афиша спектакля «Мнения сторон»

Поначалу Харрис, который в итоге сыграл майора Стива Арнольда, отправленного в американский сектор оккупированного Берлина в 1946 году, не проявил интереса к пьесе. При первом ее прочтении актера посчитал своего героя слишком шаблонным. Эд не хотел браться за что-то без привычной ему глубины. Но после общения с режиссером и более близкого знакомства с фигурой Арнольда Харрис увидел, что за черно-белым фасадом стереотипного американского военного скрывается куда более сложный образ.

«Нет ничего более вдохновляющего, чем живой театр: репетиции, каждый спектакль с новой аудиторией и поиски новых идей по мере того, как я исследую и вживаюсь в персонажа. В кино такой возможности нет», – заметил артист.

Харрис очень ценит пластичность материала в театральном искусстве. Кино – это закрытый медиум, работающий, прежде всего, с внутренними ресурсами. На сцене же актер не просто взаимодействует со зрителем, а находит с ним общую связь, которая каждый раз проявляется в артистах по-разному. Как объяснил Эд, именно это и интересно в актерской профессии – иметь возможность исследовать все эти аспекты себя.

Фото с моноспектакля «Осколки»

Благодаря россыпи разноплановых киноролей Харрис методично совершенствовал творческие навыки. Как актерские, так и режиссерские. В начале нулевых Эд дебютировал как постановщик не только на Бродвее – в 2000 году он выпустил биографическую драму «Поллок», в котором также исполнил главную роль (за нее актер удостоился номинации на «Оскара»). Весь этот опыт подводил Харриса к квинтэссенции своего театрального ремесла. Ею стал моноспектакль Нила Лабута «Осколки» (2006), действие которого происходит в похоронном бюро. Единственный персонаж постановки – Эдвард Карр, болтливый бизнесмен со Среднего Запада, оплакивающий потерю жены, с которой он прожил 30 лет.

По сути, «Обломки» представляли собой 70-минутный бенефис Харриса, полный страсти, юмора и неожиданных моментов. Актер вернулся на театральную сцену спустя 10 лет после премьеры «Мнений сторон», и ощущалось, что он был в своей лучшей форме. По словам Харриса, пьесу было сложно запомнить, из-за чего ему приходилось прокручивать ее в голове каждые пару дней. При этом он с нетерпением ждал начала показов, поскольку считал моноспектакль особенной ролью, где каждый выход на сцену чувствовался неповторимым. Актерскую жажду ощущали и критики со зрителями, рукоплескавшие таланту Лабута и Харриса.

«Весь смысл этого тонкого, колючего монолога с мастерской игрой Эда Харриса заключается в откровении, сделанном в последнюю минуту и призванном вызвать одновременно шок и восхищение, ведь он был выстроен настолько искусно. Будете ли вы ахать или просто устало вздыхать, зависит от степени вашего знакомства и симпатии к мрачному моральному видению человечества плодовитого мистера Лабута», – говорилось в одной из рецензий.

Фото со спектакля «Убить пересмешника»

К 2010-му казалось, что Харрис, которому на тот момент исполнилось 60 лет, достиг предела. Но ему еще было чем приятно удивить своих поклонников. И не только в кино и на телевидении с невероятно успешным первым сезоном «Мира Дикого Запада», где Эд сыграл одну из своих лучших ролей. Актер прекрасно показал себя в нескольких нью-йоркских постановках. Сначала Харрис вновь вернулся к творчеству Шепарда с его пьесой «Погребенное дитя» (2016). Затем появился в неплохой психологической постановке «Полезно для Отто» (2018).

А завершилось театральное шествие актера великим произведением Харпер Ли «Убить пересмешника», которое адаптировал для театра Аарон Соркин. Первоначально роль адвоката Аттикуса Финча исполнил Джефф Дэниелс, но после его сменил Харрис, который, по мнению театралов, добавил образу главного героя своих фирменных проникновенных ноток.

С годами артист стал чаще обращаться к своему первому сценическому триумфу. Вспоминая работу над «Камелотом», Харрис говорит, что эта роль не только убедила его отдать себя актерству, но и установила для него стандарт того, каким должно быть настоящее раскрытие персонажа.

«Это было внутреннее осознание: «Теперь у тебя нет выбора, приятель. Вот чем ты будешь заниматься все оставшуюся жизнь», – заключил артист.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии  

Комментарии

Загрузка....
Вы все прочитали

Next page

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: