Улыбаемся и пляшем в такт незабываемым танцевальным номерам с участием такого разного, но всегда обворожительного артиста.
Джону Траволте сегодня исполнилось 70 лет. Одни зрители любят актера за злодейские роли в экшенах, другие – за душераздирающие драматические проекты. Но как бы ни был Траволта убедителен в этих образах, его визитной карточкой навсегда останутся искрометные танцевальные эпизоды, которым в истории кинематографа просто нет равных. Лучшие из них «КиноРепортер» собрал в этом материале.
«Лихорадка субботнего вечера» (1977)
Пляски Траволты в «Лихорадке» под хит Bee Gees – это золотой стандарт, эталон, недостижимая вершина. Благодаря удивительной пластичности и невероятному чувству ритма, Джон порхает по танцполу с изяществом колибри и блистательно воплощает зажигательный дух эпохи диско.
Во многом залогом успеха стала превосходная физическая форма Траволты, добиться которой ему позволили тренировки с персональным наставником, бывшим боксером Джимми Гамбиной (чуть раньше тот потрудился над телом Сильвестра Сталлоне для «Рокки»). Помогли и упорные репетиции – Траволта практиковался в танцах по три часа ежедневно на протяжении нескольких месяцев. Роль Тони Манеро, обычного работяги днем и неугомонного тусовщика ночью, принесла Джону номинации на «Оскар» и «Золотой Глобус», а также неопровержимый статус суперзвезды.
«Бриолин» (1978)
Разумеется, сногсшибательный триумф «Лихорадки» требовалось закрепить. И на следующий год вышел «Бриолин» по мотивам одноименного мюзикла, лишнее напоминание, что хорошим девочкам часто нравятся плохие мальчики. Траволта сыграл закованного в кожанку обаятельного бездельника, который выглядит, как Марлон Брандо, и танцует, как бог. Ударить в грязь лицом было нельзя – изначальным кандидатом на роль Дэнни Зуко являлся Элвис Пресли, а конкуренцию с Королем выдержит не каждый. Траволта выдержал. Танец автомехаников ничуть не уступает по задору культовому музыкальному эпизоду из «Тюремного рока» и до сих пор продолжает обретать поклонников в самых неожиданных местах – например, среди шведских морпехов.
«Городской ковбой» (1980)
Завязка этой симпатичной мелодрамы напрямую отсылает к «Лихорадке субботнего вечера». Персонаж Траволты пашет на заводе в Техасе, а к ночи наведывается в бар, где пьяненькие мужчины в клетчатых рубашках и ковбойских шляпах укрощают механического быка и неловко топчутся под незатейливые кантри-шлягеры. Но куда им до Джона, который даже в непривычном сеттинге чувствует себя раскованно и непринужденно! Выбрать девушку, нарезать с ней по залу несколько кругов, а затем бодро выкинуть коленца в сольной программе – для нашего героя это пара пустяков.
«Остаться в живых» (1983)
Сиквел «Лихорадки» был очевидным явлением с точки зрения погони за кассовыми сборами, но качество фильма, увы, подкачало. Режиссерское кресло занял Сталлоне, перед постером которого красовался Тони Манеро в предыдущей части, и в его могучих руках картина превратилась в чересчур пестрый, шумный и бестолковый аттракцион.
По сюжету герою Траволты предстояло покорять подмостки Бродвея, и Слай муштровал Джона куда серьезнее, чем постановщик «Лихорадки» Бэдем. На волне «траволтомании» фильм все равно взорвал американский прокат, да и зрелищных танцевальных номеров в нем хоть отбавляй (пусть иногда они и кажутся китчем). Например, эта элегантная сцена с Синтией Роудс под песню I’m Never Gonna Give You Up, в написании и исполнении которой участвовал брат Слая Фрэнк.
«Идеально» (1985)
В отличие от «Остаться в живых», ставшего боксерской грушей для критиков, но приглянувшегося зрителям, «Идеально» потерпел провал по всем направлениям: схлопотал три номинации на «Золотую малину» и не окупил бюджет. Однако в истории о том, как журналист Rolling Stone (Траволта) пишет статью про фитнес-клубы и влюбляется в инструктора (Джейми Ли Кертис), есть свое дурацкое очарование, присущее многим аналогичным лентам 1980-х. Чего стоит хотя бы феерическое занятие по аэробике с разгоряченными телами и минимальным количеством одежды! Пожалуй, от подобного фитнеса не отказались бы даже убежденные противники здорового образа жизни.
«Криминальное чтиво» (1994)
Если бенефис Траволты в «Лихорадке» можно назвать самым эффектным в его карьере, то твист Винсента Веги и Мии Уоллес является, без сомнения, самым знаменитым. Квентина Тарантино упрекали, что он специально добавил в сценарий этот эпизод, дабы заработать очков за счет талантов Джона. Однако сцена была написана задолго до того, как к касту присоединился Траволта, и вообще режиссер вдохновлялся не мюзиклами с его участием, а нетленной классикой – «Бандой аутсайдеров» Жана-Люка Годара и «8 ½» Федерико Феллини.
Ума Турман боялась съемок танца, как огня, поскольку считала себя неуклюжей. Но, по ее воспоминаниям, стоило пуститься в пляс, и она просто не смогла остановиться. Тарантино тоже снимал буквально без тормозов: работа над сценой заняла целых 13 часов. Зато результат превзошел все ожидания.
«Майкл» (1996)
В 1996 году вышло сразу две фантастических мелодрамы с Джоном в главной роли. В «Феномене» Траволта сыграл автомеханика со сверхспособностями, а в «Майкле» – ангела, который живет в Айове, не расстается с сигаретой и не блещет изысканными манерами. В отличие от сцены из «Чтива», барные пляски в «Майкле», по словам актрисы Энди МакДауэлл, появились уже после начала съемочного процесса. Даже в громоздком плаще и тяжелых ботинках Траволта здесь двигается с грациозной, ленивой небрежностью, а вдобавок к этому еще и запускает целый флэшмоб с танцующими девушками к неудовольствию прочих посетителей мужского пола (вот ведь пижон, посмел уводить их подружек!).
«Лак для волос» (2007)
Круг замыкается, а мастерство Джона выходит на новый уровень: Траволта вернулся к мюзиклам, но теперь в образе женщины. Бывший бриолинщик перевоплотился в жизнерадостную прачку по имени Эдна Тернблад, чья дочурка мечтает стать известной танцовщицей. Актер раздумывал больше года, прежде чем согласился на эту роль, за которую в итоге номинировался на «Золотой Глобус» и в очередной раз выкупался в океане фанатской любви. Оно и немудрено – столь самоотверженный перфоманс достоин оглушительных аплодисментов, учитывая, что актеру приходилось таскать на себе тяжеленный грим и выливать на костер маскулинности ведра самоиронии.
Комментарии