«КиноРепортер» рассказывает о лауреате «Золотого глобуса», заставившего всех восхищаться своей ролью грустного клоуна.
Первая номинация на «Оскара» досталась Хоакину Фениксу в далеком 2001 году за роль сластолюбивого и порочного императора-отцеубийцы Коммода в «Гладиаторе» — голливудском пеплуме из римской истории «Гладиатор». Тогда отрицательный персонаж в исполнении Хоакина едва не затмил главного героя, отважного полководца Максимуса, сыгранного Расселом Кроу. Но статуэтка все же досталась Кроу — как-никак, в этой истории его герою пришлось куда больше выстрадать.
В 2006-м Феникса снова обошли наградой. В фильме «Переступить черту» актер, не щадя себя по системе Станиславского, вживался в роль любимца и блудного сына Америки — пристрастившегося к алкоголю кантри-певца Джонни Кэша. Но «Оскара» получила его партнерша по фильму Риз Уизерспун. А Хоакин, во время съемок не выпускавший из рук гитару и откликавшийся только на имя Кэша, загремел в рехаб. Впрочем, совсем не из-за переживаний от неполученной награды — его пренебрежительное отношение к призам и почестям никогда не было секретом.
О своем участии в оскаровской гонке он говорил так: «Это такая приманка, «морковка». Но это худшая на вкус морковка, что я пробовал за всю жизнь, и я ее не хочу. Соревноваться друг с другом — самая глупая вещь в мире. Я уже прошел через это и ни за что не хотел бы вляпаться снова». В подобные откровения актер пустился аккурат после съемок в «Мастере», чреватом очередной номинацией для него, которая в итоге опять не случилась.
За год до того Феникс чуть не пустил карьеру под откос и эксцентричными выходками практически сорвал рекламную компанию нежнейшего фильма Джеймса Грея «Любовники», где сыграл одну из лучших своих ролей. Тогда Хоакину и Кейси Аффлеку, старинному приятелю и родственнику (на тот момент женатому на его сестре), удалось провести весь мир. Снимаясь в документалке Аффлека «Я все еще здесь», Феникс изображал себя самого, но совершенно слетевшего с катушек. Заросший бородой актер с блуждающим взглядом давал безумные интервью и уверял, что покончил с актерской карьерой, чтобы стать рэпером.
Морок рассеялся, лишь когда фильм сошел с экранов. Режиссер Пол Томас Андерсон, дождавшись, пока Хоакин выйдет из крутого пике, пригласил его сыграть в «Мастере». Это была история о моряке, потерявшемся на суше и попавшем под сильнейшее влияние религиозного лидера и его церкви, похожей на тоталитарную секту.
Феникс сыграл блистательно — и публично обругал оскаровскую гонку как раз тогда, когда фильм в нее вступил. «Хоакин не чувствует себя комфортно, соприкасаясь с публичной стороной своей профессии. Но разве можно злиться на актера, который так хорош в своей работе, но плохо продвигает твой фильм? Я бы хотел, чтобы звезды моих фильмов были опасными, дерзкими и не мирились с окружающим дерьмом. Я люблю таких», — так Андерсон поддержал выходку Феникса, публично открестившегося от оскаровской возни вокруг «Мастера».
И пригласил его в свой следующий фильм «Врожденный порок» по многоплановому роману Томаса Пинчона. Такому сложному, что разобраться в хитросплетениях сюжета было под силу не всякому критику. Хоакин сыграл во «Врожденном пороке» частного детектива Дока Спортелло, этакого Большого Лебовски эпохи 1970-х, который не выпускает изо рта самокрутку с травкой и расследует мутные и запутанные дела. Критики внесли фильм в списки лучших в году, но в прокате он блистательно провалился, не добрав $6 млн до собственного бюджета.
Та же участь постигла и фильм Джеймса Грея «Иммигрантка», где Феникс сыграл трагического сутенера, смертельно влюбленного в женщину, которую пустил по рукам — аплодисменты критики и провал по кассовым сборам. Зато совершенно иначе дела обстояли с фантастической мелодрамой Спайка Джонзи «Она», где Хоакин впервые за долгое время появился в роли трогательного и растерянного человека, влюбленного в операционную систему с голосом Скарлетт Йоханссон. Как ни странно, пригласить Феникса на эту роль режиссера подвигло скандальное интервью Дэвиду Леттерману во время его «хождения из актеров в рэперы». Джонзи очаровала слабость и уязвимость Хоакина, который выглядел тогда как «потерянная игрушка».
Далеко не всякий материал, на который подписывался Феникс после «Мастера», оказывался удачным. В фильме «Мария Магдалина» он снимался ни много ни мало в роли Иисуса. И надо же было такому случиться, что актеру с бешеным темпераментом тут было нечего играть. Неистовый, грозный, тревожный Хоакин оказался востребован лишь в сцене изгнания торговцев из храма, в остальное время ему пришлось изображать благость, задумчиво глядя на апостолов и Магдалину.
Фильм обещал стать революционным в духе новейшей феминистской повестки, представив Магдалину одним из важнейших соратников Христа, фактически тринадцатым апостолом. Но оказался, по словам безжалостного критика британской The Guardian, лишь «беззубой попыткой опровергнуть мифы воскресной школы». В этом фильме мы не увидим, как подруга Хоакина Руни Мара в роли Магдалины омывает ему ноги и вытирает их своими волосами — слишком оскорбителен оказался библейский канон для современной женщины.
«Игра Мары и Феникса осторожна и почтительна и не имеет ничего общего с теми вспышками энергии и насмешки, с которыми они играли раньше светские роли». Но самой любопытной в этой истории была амбициозность актерской задачи: шутка ли — сыграть воплощение Бога на земле!
«Я всегда склонен колебаться, прежде чем соглашаться на роль. Не только на эту, а вообще — любую. Но знакомый каждому конфликт между духом и плотью, который переживал Иисус, показался мне душераздирающим. Он произнес в Гефсиманском саду: «Да минет меня чаша сия», и я представил, как он любил жизнь и как не хотел уходить, но нашел в себе отвагу сказать: «Не моя воля, а Твоя воля да будет!»
Готовясь к роли, Хоакин, не причисляющий себя к истово верующим, проштудировал четыре Евангелия внимательнее иного христианина — кажется, эта роль гораздо больше дала ему самому, чем разочарованным зрителям и критикам. Зато следующая роль Феникса вошла в золотой список лучших ролей, когда-либо им сыгранных.
В картине Линн Рэмси «Тебя никогда здесь не было» его герой Джо, бывший морпех и агент ФБР, подрабатывает частным сыском, совмещая его с функциями громилы, который расправляется с плохими парнями с молотком в руках, пока в глазах его плещется тьма. А внутри этого страшного косматого дядьки с сединой в бороде живет навсегда травмированный ребенок и ловец во ржи, спасающий нынешних детей от жестокого мира взрослых.
Фильму рукоплескали Канны, где актеру вручили приз за лучшую мужскую роль (он, в свою очередь, разыграл на церемонии награждения целый перформанс, искусно изобразив удивление). А следующей ленте «Братья Систерс» аплодировала уже Венеция. В ревизионистском вестерне Жака Одияра Хоакин появился в роли одного из братьев — охотников за головами, грубого и недалекого мачо, который не умеет пить и с похмелья валится с лошади. И тоже таит за душой детскую травму.
Во время промо-кампаний фильмов Рэмси и Одияра в мир уже просочились слухи о том, что Феникс будет играть Джокера, и журналисты непрерывно допытывались об этом, но актер отмалчивался либо уходил от ответа. Пространные интервью он начал давать лишь после того, как все увидели фильм.
Актер, который «ненавидит публичную сторону актерской профессии» и в прошлом завалил промокампанию не одного фильма, вдруг переменился и начал охотно говорить не только о работе, но и на темы, которые раньше не признавал — о безвременно погибшем брате Ривере, о своей подруге Руни. И о том, как вживался в роль Джокера: «Я просто сыграл его как Иисуса Христа».
Есть и другая хорошая новость: Хоакин Феникс, который когда-то обругал оскаровскую церемонию, получал приз в Канне в кедах, а на вручение «Золотых глобусов» по случаю номинации фильма «Она» явился в кофте «вместо гребаного пиджака», обещал прийти на раздачу «Оскаров» в костюме.
Комментарии