«КиноРепортер» разбирается, почему Царь Скорпионов и Перевозчик заполучили отдельный фильм в рамках главной экшен-франшизы XXI века.
Джейсон Стэйтем и Дуэйн Джонсон известны как главные звезды современных боевиков, однако до серии «Форсаж» их пути ни разу не пересекались. Мы проследили, как актеры пришли в кино, заработали амплуа и превратились в новых последних киногероев.
Карты, деньги, два царя
Примечательно, что и оба актера пришли в кинематограф из спорта. Стэйтем профессионально занимался прыжками в воду и даже вошел в олимпийскую сборную Великобритании. Джонсон же вел успешную карьеру профессионального рестлера в WWE и WWF. Однако на этом сходства заканчивается. В 90-е Стэйтем делает серьезные успехи в качестве модели для брендов Tommy Hilfiger, Levi’s и French Connection — и знакомится с Гаем Ричи. Молодой режиссер подыскивал актера для полнометражного дебюта «Карты, деньги, два ствола»: нужно было сыграть ушлого торговца краденого товара по кличке Бекон. А у Джейсона как раз был опыт работы на черном рынке, и когда Ричи попросил о демонстрации, Стэйтем закатил такой перформанс, что других актеров прослушивать не стали, а Джейсону заплатили за дебют пять тысяч фунтов. После оглушительного успеха картины Ричи позвал Стэйтема в свой следующий проект «Большой куш», и по ходу съемок его роль Турка выросла до главной (плюс персонаж выполнял функцию рассказчика). Так Джейсон не только сыграл на равных с Брэдом Питтом, но и завязал с модельным бизнесом и прыжками в воду и ушел в свободное плавание в международное жанровое кино, становясь все более востребованным как у себя на родине, так и в США. В Голливуде он сначала снялся у Джона Карпентера в провальных «Призраках Марса», а затем получил главную роль в сайфае о боевых искусствах — «Противостоянии» с Джетом Ли.
Инфильтрация в кинематограф у Дуэйна Джонсона проходила более плавно. Основной его стезей долгое время оставался рестлинг (где Скала — не просто имя, а настоящая легенда), но в 2001-м он получил небольшую роль антагониста Царя Скорпионов в «Мумии возвращается». Несмотря на ужасный CGI-вид членистоногой мумии, наемник-аккадец год спустя обзавелся собственным спин-оффом (за который рестлеру сразу заплатили рекордный гонорар в пять с половиной миллионов долларов). Карьера Джонсона делает качественный скачок еще через год: Дуэйн исполняет главные роли в «Сокровище Амазонки» (где ему как бы передает боевую эстафету уходящий в политику Арнольд Шварценеггер), и ремейке подзабытого боевика из 70-х «Широко шагая». Неизменно актер получает в напарники комедийных актеров. При этом за плечами Скалы уже имеется автобиография, несколько недель возглавлявшая список бестселлеров по версии The New York Times.
Два новых героя боевиков
После «Перевозчика» Стэйтем стал настоящей звездой экшен-кино и принялся эксплуатировать легко считываемое амплуа сурового немногословного мужчины с личным кодексом чести. Боевики с названиями-существительными, напоминающими фильмографию Юрия Быкова, шли один за другим: уже упомянутый «Перевозчик» с двумя сиквелами, «Механик», «Профессионал», «Защитник», «Война», «Хаос». Надо признать, что Стэйтем не забывал время от времени заигрывать внутри жанра с более изобретательными проектами вроде сумасшедшей дилогии «Адреналин», ностальгической трилогии «Неудержимые» и авторемейка неонуара «13» Гелы Баблуани.
Жанровое амплуа Джонсона формировалось достаточно долго. Благодаря выразительной мимике (в противовес брутальному покерфейсу Стэйтема) и полинезийской крови Джонсон получал разнообразные роли: от суровых маскулинных абсолютов («Широко шагая» и «Doom») до неудачников и семейно-комедийных персонажей. И хотя Стэйтем тоже любитель скорчить ироническую мину, но в «чистой» комедийной роли был замечен лишь в «Шпионе». Скала же разрабатывал «комедийные» мышцы на протяжении всей карьеры: кривлялся с Шоном Уильямом Скоттом в подростковых «Сокровищах Амазонки», носил дурацкое афро в «Будь круче», издевался над образом крутых парней в «Напряги извилины» и «Копах в глубоком запасе», укрощал капризных детей в «Плане игры», «Зубной фее» и «Ведьминой горе» и прятался в морге вместе с Заком Эфроном в «Спасателях Малибу». Образ ни перед чем не останавливающегося и до тошноты честного героя сформировался относительно недавно. Только в последних работах («Небоскреб», «Разлом Сан-Андреас») это амплуа воспринимается как нечто само собой разумеющееся. А ведь еще недавно Дуэйн играл безжалостных убийц («Быстрее пули») и доносчиков («Стукач»). Кстати, забавный факт: у Стэйтема в резюме есть фильм Snitch («Стукач»), а Джонсона — Snatch («Большой куш»).
Экранизации видеоигр и блокбастеры
Джонсон на год опередил оппонента, сыграв Сержанта в экранизации «Doom», одного из самых известных игровых тайтлов. Бывший оператор Анджей Бартковяк попытался усидеть сразу на нескольких стульях, поэтому картина дает крен то в пользу типичного сайфая, то в сторону хоррора, затем уходит в экшен, мутируя во всеобъемлющий оммаж видеоигровому первоисточнику (знаменитая сцена от первого лица). Фанаты культовой игры плевались от такого отношения к родоначальнику всех шутеров, а зрители не прониклись: лента с 60-миллионным бюджетом потерпела фантастическое фиаско в прокате, не окупив даже затраты на производство. Недавно Дуэйн исправил ситуацию, сыграв протагониста в «Рэмпейдж» — экранизации старенького аркадного хита про трех гигантских животных, рвущих урбанистическую экосистему в клочья. О качествах получившейся киноленты можно спорить, а вот цифры не лгут: при производственном бюджете в 120 миллионов фильм собрал почти полмиллиарда.
Стэйтем же снялся у Уве Болла в «Во имя короля» — кинематографическом недоразумении, паразитирующим на известной игре Dungeon Siege. По меркам Болла получилось вполне сносное фэнтези, однако смотреть его следует исключительно как кэмп. А вот отношения с блокбастерами у двух актеров различается кардинально. Большая часть фильмов, в которых Скала играл ведущую роль, вне зависимости от жанра успешно пересекала отметку сборов в 100 миллионов долларов. Да и сниматься в тентполах для Джонсона — дело привычное. Стэйтем же привык к картинам поменьше, и единственный полноценный крупнобюджетный студийный проект, вытягиваемый исключительно его силами, это акулий хоррор «Мег: Монстр с глубины» (свыше 500 миллионов долларов в мировом прокате).
Выходы за рамки амплуа
Какой актер не хочет хотя бы раз выйти из зоны комфорта своего привычного образа? Джейсон Стэйтем начинал с фильмов Гая Ричи и лишь со временем пришел к генетически идентичным экшнам, поэтому для него подобные упражнения не редкость. Одна из самых интересных ролей британца — картина все того же Ричи «Револьвер». Кинолента вышла уже после успешного «Перевозчика», и в ней он отходит максимально далеко от привычного образа: Стэйтем патлат и бородат, не раскидывает каскадеров направо и налево, зато пытается играть серьезную драму. Отдельного упоминания заслуживает роль антагониста Джаспера в неонуаре «13», хотя мимика и экспрессия Майкла Шэннона затмевают всех остальных актеров от Сэма Райли до Микки Рурка. В «Эффекте колибри» Стэйтем вполне успешно попытался добавить рядовому криминальному боевику щепотку драмы. И, пожалуй, отдельно стоит отметить работу Джейсона в комедии «Шпион», раскрывающей сильные стороны его самоиронии.
Джонсон, как мы уже выяснили, успел познать самые разные аспекты жанрового кино. Его наиболее интригующие образы — страдающая от амнезии экшен-звезда Боксер Сантарос из футуристического драмеди «Сказки Юга» и глуповатый качок-преступник Пол Дойл из криминальной черной комедии «Кровью и потом: Анаболики». Первый фильм снял создатель культового «Донни Дарко» Ричард Келли, второй — внезапно уставший от взрывов и многомиллионных бюджетов Майкл Бэй.
Каждому своя франшиза
У Джейсона выстроились благоприятные отношения с франшизами. Его прорыв произошел благодаря «Перевозчику», и Стэйтем честно отыграл во всех трех частях. Затем была дилогия «Адреналин» и «Механик» (еще один ремейк экшена 70-х), и Сильвестр Сталлоне позвал британца во все части «Неудержимых». Можно еще вспомнить «Смертельную гонку» (ремейк культовой «Смертельной гонки 2000» Роджера Кормана), которая началась со Стэйтемом, а продолжилась приквелом с Люком Госсом (правда, сразу на видео). И лишь в «Форсаж» Джейсон попал только к седьмой части, да еще и антагонистом.
А вот у Джонсона с франшизами отношения более фривольные, и на одном его имени те никогда особенно не держались. Все продолжения «Царя скорпионов» вышли сразу на видео и каждый раз — с новым актером в главной роли, а в циклы «Путешествие», «G.I. Joe: Бросок кобры» и «Джуманджи» Дуэйн попадал только со вторых частях (а в обойму «Форсажа» вошел с пятой).
Удивительно, как франшизе удавалось совмещать такое количество очень близких по духу персонажей: прямолинейные, принципиальные, лысые и буквально излучающие тестостерон Вин Дизель, Дуэйн Джонсон и Джейсон Стэйтем. Обычно одного такого персонажа хватает на весь хронометраж, а здесь двое из них получают собственный спин-офф.
Быстрые и яростные
Не лишним будет напомнить, кто все эти люди. Люк Хоббс, персонаж Джонсона — элитный сотрудник Бюро Дипломатической Безопасности, одержимо охотившийся на команду Доминика Торетто в пятой части франшизы. Вскоре Хоббс сам попадает в засаду, устроенную коррумпированным бизнесменом Эрнаном Рейесом. Жажда мести и справедливости вынуждают оперативника объединиться с бывшим врагом в лице Торетто, и с тех пор Хоббс регулярно выручает бедовых стритрейсеров.
Декард Шоу, персонаж Стэйтема — старший брат Оуэна Шоу, которого Торетто сотоварищи отправили в кому в шестой части. В «Форсаже 7» Декард, движимый местью, сеет смерть и хаос в погоне за главными героями. Разумеется, в конце фильма его примерно наказывают, но уже в восьмой части Шоу появляется вновь — уже на стороне Доминика.
«Форсаж: Хоббс и Шоу» выйдет в кинотеатрах 1 августа.
Комментарии