Рецензии

«Дядя Ваня»: Многоликое одиночество в МХТ имени Чехова

Классическая пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня», переработанная из комедии «Леший», стала одной из первых постановок в МХТ. В 1899 году, еще при жизни писателя, ее адаптировали для сцены Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко. А премьера спектакля в 2023-м приурочена к 125-летнему юбилею Художественного театра. Рассказываем, как выглядит «Дядя Ваня» в постановке Дениса Азарова, и выясняем, изменилось ли что-то в человеческих страданиях за минувшие 100 с лишним лет.

Павел Чинарев в роли Михаила Львовича Астрова. Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

Просторная веранда в поместье Войницких-Серебряковых. Врач-эколог Астров сидит в гостях и жалуется чужой нянечке на жизнь. Уже не первый час дымит самовар: время обеда, а дома пусто – и лишь непрошеный гость создает ощущение, что тут еще кто-то живет. Когда-то имение принадлежало первой, ныне покойной жене профессора Серебрякова, и семья знала светлые времена. Теперь же здесь – тоска и одиночество.

Пока старый вдовец докучает домочадцам жалобами на здоровье, Иван Войницкий (дядя Ваня) – брат его умершей супруги – из зависти ругает зятя на чем свет стоит. Матушка Мария Васильевна Войницкая не обращает внимания на дрязги, закапываясь в работы профессора об искусстве. Его молодая жена Елена Андреевна не может найти себе места от скуки и не спешит опровергать слухи о замужестве по расчету. А Соня, дочь Серебрякова от первого брака и племянница дяди Вани, продолжает надеяться на светлое будущее, хотя уже давно безответно влюблена в доктора Астрова.

Дарья Трухина в роли Сони и Светлана Колпакова в роли Елены Андреевны. Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

Большая сцена заполнена воздухом, звучит легкая музыка, деревянная веранда пронизана лучами солнца, но никакого тепла вы здесь не найдете. В одном углу ведутся застольные споры о спасении леса. В другом – самозабвенно (и бессмысленно) предается искусству Мария Васильевна. Комедийности добавляет нелепый танцевальный ансамбль, который всюду следует за ней, но ни слова не понимает и вытворяет комично-трагичные па на радость зрителю. Но режиссер Денис Азаров с каждым актом будто намеренно увеличивает расстояние между персонажами. И постоянно что-то происходит: герои не покидают сцены и не замолкают, а отчуждение от этого все сильнее.

Всеобщая тоска заполняет сценическое пространство – с легкостью, присущей разве что летнему ветру, которому нет места в имении Серебрякова. «Душно мне», – ноет профессор. Душно всем, и как бы откровенны друг с другом ни были заскучавшие члены семьи, какими бы уютными со стороны ни казались их посиделки за деревянным столом – приговор окончателен. Одиночество.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

Несмотря на название произведения, главный герой – не дядя Ваня конкретно, а каждый отдельно взятый персонаж. Дядя Ваня оказался собирательным образом тотальной неудовлетворенности и беспросветного сожаления. Спектакль трансформируется из комедии в трагедию незаметно, как осень сменяет лето. В семье еще холоднее: отношения накаляются, недопонимание зашкаливает, больше никто никого не слышит и не слушает. Чтобы привлечь к себе внимание, дядя Ваня пьет, Астров прилюдно сбривает усы, юная София готова сбросить накидку и предстать в ночной рубашке перед объектом любви, а скучающая на качелях Елена не сопротивляется знакам внимания, которыми ее осыпают все мужчины в доме.

В противовес разобщенности персонажей в сценографии Николая Симонова все предметы, даже опилки на полу, включены в происходящее. Деревянные декорации демонстрируют дом, распахнутый деревенскому лету: сложно понять, происходит ли действие внутри или же где-то в лесу. Даже опускающийся занавес представляет собой лес, озаренный медленно заходящим солнцем. И когда над сценой вдруг повисает три луны, состояние героев становится еще понятнее: у каждого своя ночь, свое лето и своя печаль.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

То же касается актерского состава. Негромкие диалоги, уместные ужимки, безобидные шутки – перед нами живые люди, которые покинули страницы пьесы и зажили отдельно от нее, ссылаясь в разговорах на Островского и отшучиваясь по Гоголю. Создается ощущение, что всех их ты уже не раз встречал. Быть может, в дачном поселке по соседству, где летние чаепития заканчиваются песнями и стенаниями? Или просто похожие переживания могут быть близки любому. Независимо от того, носит ли он имя Ваня.

Дядя Ваня в исполнении Сергея Епишева – воплощение дискомфорта даже на физическом уровне. Ему неуютно в поместье сестры, неуютно даже с самим собой. Оттого он и просит: «Помирите меня с самим собою». Но разве может ему хоть кто-то помочь, если у всех та же проблема? Именно он первым осознает, что пал жертвой неверного выбора, что упустил в свое время шанс, и теперь жизнь уже слишком далека от той, которой он желал. Поэтому отчаяние настигает Войницкого в первую очередь: он хватает ружье и спускает курок.

Сергей Епишев в роли Ивана Петровича Войницкого. Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

Целится ли он в семью или хочет отыграться на своей боли – не так важно: «чеховское ружье» всегда указывает на того, кто стреляет, а не на мишень. Еще немного, и за оружием по очереди потянулись бы все персонажи. Следующим бы стал Астров в исполнении Павла Чинарева, энергичный и смелый, но одинокий и ужасно уставший.

Больной и тоскующий без города профессор Серебряков, сыгранный Авангардом Леонтьевым, – и тот бы схватился за ружье: ведь в семье его всерьез воспринимает лишь теща Мария Васильевна (Дарья Юрская). Но и она держится в стороне, вечно пребывая под дурманящими чарами сложных слов о сложном искусстве. Нельзя надеяться и на Соню (Дарья Трухина) с Еленой (Светлана Колпакова) – скучающих недолюбленных женщин, чья молодость проходит мимо и зря.

Медиацентр МХТ имени А.П. Чехова/Александра Торгушникова

Члены этой большой несчастной семьи живут в своих воображаемых мирах. Даже если эмоциональный дядя Ваня расшевелит всех откровением об ушедшей юности, вскоре круги на воде сойдут на нет. Недаром в последнем акте, словно на похороны семейного очага, герои являются в черном, а Соня произносит практически надгробную речь о загробной жизни.

Ближайший показ спектакля «Дядя Ваня» состоится 23 марта.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

Сериал «Мужчина в полный рост»: Откровения новой этики и чуть-чуть порнографии

Немолодой, но еще бодрый капиталист, глава строительной компании, сталкивается с серьезными проблемами: в результате фатального просчета у него образовался громадный…

3 часа назад

«Полночь с дьяволом»: Остроумная чертовщина в прямом эфире

«И ныне в полночь страсть моя узритОтброшенные тенью средь пыланьяВеликолепие и горечь мирозданья».Фрэнсис Скотт Фицджеральд. На закате 1970-х симпатичный мужчина…

8 часов назад

Канны зовут! Самые горячие премьеры 77-го кинофестиваля

14 мая стартует очередной Каннский фестиваль. Его программа как обычно пестрит громкими блокбастерами и жемчужинами авторского кино – свежачок на…

1 день назад

Вин Дизель вернется к «Риддику», а Стив Бушеми появится в «Уэнсдэй»

Спустя 11 лет Вин Дизель неожиданно объявил о возвращении к истории Риддика. Актер назвал дату начала съемок следующей части франшизы…

1 день назад

Стальной, но чувствительный гигант: Как Алан Ричсон стал новым героем боевиков

Жизнь Алана Ричсона можно описать как постоянное балансирование между двумя крайностями. Средний ребенок в семье. Сквернословящий христианин, указывающий на лицемерие…

1 день назад

Свои и чужие: 10 лучших истернов

Сразу оговоримся: истерны – это совсем не то же самое, что красные вестерны. Последними киноведы именуют приключенческие ленты про Дикий…

1 день назад