Кино

«Дворец»: Правда ли новый фильм Романа Полански так плох, как все говорят?

В дорогущий отель, живописно расположенный где-то в Альпах, съезжаются разные солидные гости, чтобы с размахом встретить 2000 год. Среди них – порнозвезда в отставке, шумная русская компания с чемоданами денег, пожилой миллиардер с юной супругой внушительных габаритов и другие зажиточные граждане. Все они сильно обеспокоены вероятным концом света, который, по непроверенным данным, наступит с началом XXI века. И катастрофа действительно назревает. Правда, не глобального, а сугубо локального масштаба.

Последний фильм достопочтенного Романа Полански «Дворец» произвел на Каннском фестивале настоящий фурор, только в резко отрицательном смысле: все, кто его там посмотрел, все вот эти люди с безупречным вкусом (и хорошими лицами), в один голос высказались в том духе, что это возмутительно плохо. Прямо фу как отвратительно, пошло, мерзко и т.д. Но так ли оно на самом деле? Чтобы разобраться, давайте обратим внимание на самую последнюю сцену фильма, в которой мы видим, как на фоне апокалиптического бардака после новогодней вечеринки маленькая собачонка насилует пингвина.

Совершенно очевидно, что этому факту должно быть какое-то рациональное объяснение. Есть как минимум несколько возможных вариантов, причем они не являются взаимоисключающими. Вариант первый – Роман Полански просто-напросто выжил из ума. Ну, бывает, все-таки 90 лет человеку, мало кто до такого возраста доживает в принципе. Вариант второй – Роману Полански показалось, что было бы смешно завершить фильм сценой, в которой маленькая собачонка насилует пингвина. Опять же, почему бы нет. Наконец, третий вариант – Роману Полански показалось, что было бы смешно показать на Каннском фестивале фильм, который завершается сценой, в которой маленькая собачонка насилует пингвина.

Последнее предположение выглядит, пожалуй, со всех сторон предпочтительнее. Оно и первым двум не противоречит, и вполне правдоподобно выглядит. Бес в ребро боднул, захотелось похулиганить, подурачиться. Имеет право? При его-то заслугах – безусловно. К тому же дурацкого юмора Полански никогда не был чужд – вспомнить хотя бы его пародию на хорроры студии Hammer Films «Бал вампиров», с живой еще Шэрон Тейт и с ним самим в главной роли. Тоже было кино, прямо скажем, низкого штиля, но забавное и по-своему симпатичное. Соответственно, весь разговор о фильме «Дворец» сводится к тому, смешной он или не смешной.

Как сознательная провокация – однозначно да, смешной. Потому что сам факт того, что Полански заставил каннскую публику с безупречным вкусом (и хорошими лицами) смотреть, как маленькая собачонка насилует пингвина, – это уморительно. Но и чисто как кинематографическое произведение определенной категории, как фарсовая комедия нравов, «Дворец» тоже не лишен достоинств и способен как минимум вызвать улыбку. Да, он и правда пошлый, мерзкий и какой угодно. Но что с того. «Треугольник печали» Рубена Эстлунда вон тоже был мерзкий и пошлый, и тоже высмеивал зажравшихся богачей, – а ему чуть «Оскара» не дали.

Разница в том, что «Треугольник печали» сделан выпендрежно – так, чтобы понравиться каннской публике. И свою вульгарность скрывает под толстыми слоями постиронии и витиеватыми диалогами. У Полански, может, вообще весь фильм – сплошная постирония, причем настолько тонкая, что почти не считывается. Но это ведь не важно. Важно, что «Дворец», транслируя примерно те же нехитрые мысли о порочности элит и отмирании старого мира, вместе с тем гораздо более близок и понятен широкому зрителю. И вульгарности своей не стесняется, а гордо ее выпячивает. То есть не прячет тело жирное в утесах, а водружает его прямо на эрегированный пенис мертвого старика. Буквально. А это требует такой смелости, которая, безусловно, заслуживает уважения.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В Санкт-Петербурге пройдет фестиваль «Влюбленные в искусство»

С 2 по 5 декабря Санкт-Петербург будет принимать гостей VIII Международного кинофестиваля «Влюбленные в искусство». В этом году в программу…

7 часов назад

Москва не сразу строилась: Фильмы, которые снимали чересчур долго

Снять фильм – не раз плюнуть. Ведь помимо финансов нужно найти достойную команду и актерский состав, не говоря уже о…

8 часов назад

Эмир Кустурица как актер: Яркие роли прекрасного режиссера

Как говорится, талантливый человек талантлив во всем. Зрители знают Эмира Кустурицу прежде всего как талантливого режиссера, подарившего нам такие замечательные…

12 часов назад

Объявлена программа «Эха» фестиваля «Послание к человеку»

С 18 по 27 октября Санкт-Петербург принимал гостей фестиваля «Послание к человеку», который собрал кинематографистов со всех уголков света. Однако…

1 день назад

W – значит Вакаливуд

Немногие найдут Уганду на карте Африки. И не каждый отважится махнуть в эту страну, одну из беднейших в мире, в…

1 день назад

Живее всех живых: Активное посмертие в российском и зарубежном кино

Смерть порою кардинально меняет жизнь. Причем не только того, кого она постигла, но и окружающих. После смерти жизнь нередко становится…

2 дня назад