В боевике «Гемини» Уилл Смит сыграл сразу две роли — киллера и его молодого клона. В истории кино подобное не впервые — звезды с упоением дрались, ругались и враждовали сами с собой и раньше.
Николас Кейдж
«Адаптация», реж. Спайк Джонс
Братья-близнецы — уверенный в себе Дональд и мягкотелый Чарли — оказались идеальным материалом для оскаровского лауреата. Внешне абсолютно идентичные благодаря пластичности актера, они превратились в самые настоящие противоположности. И хоть ничего крепче братских уз в «Адаптации» не сыщешь, именно их тотальная непохожесть оказывается одним из центральных, движущих конфликтов картины. Обойти актера номинацией на золотую статуэтку киноакадемия в этом случае никак не могла.
Любовь Орлова
«Весна», 1947, реж. Григорий Александров
Одна из главных звезд эпохи, наш ответ голливудским дивам и любимица генералиссимуса с помощью своего мужа, режиссера Александрова, раздвоилась на экране. Благодаря таланту актрисы «Весна» наступила и со звонким голосом молодой актрисы Веры Шатровой, и со строгим взглядом из-под очков ученой Ирины Никитиной. Обе, словно ч/б пленка, на которую снят фильм, полны контрастов, но неразличимо похожи. Как следствие — комическая путаница, неизбежная любовная история и приз на кинофестивале в Венеции.
Евгений Леонов
«Джентльмены удачи», 1971, реж. Александр Серый
Кто не знает про похождения воспитателя детского сада среди преступников-рецидивистов? Для одного из самых добродушных актеров советского экрана перевоплощение в зловещего авторитета Доцента обернулось не только суровым прищуром и блатными татуировками. Леонов изменил свою вальяжную походку, тембр голоса, известный всем любителям Вини Пуха, и обзавелся пугающими гримасами. Этот поразительный контраст привел в кинотеатры 65 млн человек.
Чарли Чаплин
«Великий диктатор», 1940, реж. Чарльз Чаплин
Апогей чаплиновской кинокарьеры — нестареющая классика о столкновении скромного еврейского парикмахера и одержимого властью диктатора, на которого тот был поразительно похож. И если цирюльник — это последнее появление на экране знаменитого бродяжки, то его грозный двойник оказался, конечно же, карикатурой на Адольфа Гитлера. Впрочем, Чаплин в свойственной ему комической манере сгладил многие черты фюрера. А сцена, в которой Хинкель играет с воздушным шаром в виде глобуса, по слухам, тронула даже прототипа, посмотревшего фильм почти сразу.
Джесси Айзенберг
«Двойник», 2013, реж. Ричард Айоади
Неуверенный в себе, в общении с девушками и начальством Саймон обнаруживает, что у него появился двойник. Абсолютно на него не похожий — дерзкий, целеустремленный и опасный. Айзенберг, чья внешность с легкостью позволила бы ему сыграть любого героя Франца Кафки, легко справляется с обеими личинами. Без помощи париков, усов и костюмов, даже его фирменная сутулость на месте. Но разница в манере речи и взгляде настолько бросается в глаза, что становится очевидно: должен остаться лишь один из них.
Юрий Яковлев
«Иван Васильевич меняет профессию», 1973, реж. Леонид Гайдай
Первоначально на титульные роли рассматривались Юрий Никулин, Евгений Евстигнеев и даже Владимир Этуш. Но именно Яковлеву, артисту с невероятным актерским диапазоном, выпало передать всю бездонную пропасть между царственным Иваном Грозным и мямлей Буншей. Раскатистый баритон, окладистая борода и гордая осанка достались первому, а заикающийся голосок, букет неврозов и вечно сощуренный взгляд — второму. В выигрыше оказались все, а Яковлев, разумеется, получил за съемки самый большой гонорар среди актеров. Работал-то за двоих!
Марион Котийяр
«Миленькие штучки», 2001, реж. Жиль Паке-Бреннер
Звезда трилогии «Такси» потратила немало усилий, чтобы ее стали воспринимать как серьезную актрису. И началось все с ролей близняшек — безголосой певицы Люси, которую интересуют только деньги и слава, и ее полной противоположности Мари. Естественно, отношения между ними далеки от идеальных. Для прекрасно поющей Марион, у которой к тому же есть младшие братья-близнецы, это попадание в самую точку: все песни она исполнила сама. А фильм принес ей вторую номинацию на премию «Сезар».
Жан Маре
«Фантомас, 1–3», 1964–1966, реж. Андре Юнебель
«Фантомас — кровавый глаз» — так пел небезызвестный исполнитель про героя, которого воплотил на экране аристократичный красавец. Но этого оказалось мало, и он раздвоился. Его журналист Фандор — вечный любовник, рыцарь без страха и упрека. И хоть вся трилогия Андре Юнебеля решена в духе нескончаемой буффонады, аттракцион Маре против Маре стал одним из главных развлечений детворы, в том числе и советской. Недаром ревновавший к его успеху Луи де Фюнес отказался от продолжений.
Джейк Джилленхол
«Враг», 2013, реж. Дени Вильнев
Полный фрейдизма и метафор роман нобелевского лауреата Жозе Сарамаго расцвел на экране мрачным экзистенциальным триллером. Причин тому две — канадец Дени Вильнев, прыгнувший в высшую режиссерскую лигу, и Джилленхол, буквально расщепившийся надвое. Оба его персонажа — профессор Адам и актер Энтони — одинаковы с лица (и даже имеют схожий шрам), но еле заметные нюансы и широта моральных границ создают два совершенно разных почерка одного и того же актера. И разобраться, кто из них жертва, а кто охотник — непросто.
Майк Майерс
«Остин Пауэрс, 1–3», 1997–2002, реж. Джей Роуч
Комичный супершпион, добравшийся до нас прямиком из свингующих 1960-х, и обитающий исключительно в своих зловещих планах Доктор Зло. Никогда еще карьера канадского комика не была на таком взлете. Столкновение карикатурного зла и добра происходило с кассовым блеском и вылилось в трилогию: глупость злодея с лихвой перекрывалась вульгарностью героя. Актеру, однако, этого показалось мало: в сиквеле он сыграл еще одного персонажа, а в триквеле — четверых.
Кейт Бланшетт
«Кофе и сигареты», 2003, реж. Джим Джармуш
Лобби дорогого отеля, контрастный ч/б и две кузины, сцепившиеся в разговоре. Минималистичный этюд, живописно разыгранный актрисой в двух ипостасях, органично вписался в сборник короткометражек Джима Джармуша о пристрастии людей к кофе и сигаретам. Никак не складывающийся диалог между кинозвездой Кейт (блондинка) и ее провинциальной родственницей Шелли (брюнетка) напоминает шахматную партию, черные против белых. Но в отличие от игры тут все как в жизни, и победы неотделимы от поражений.
Комментарии