Кино

«Думаю, как все закончить»: Почему интересно разгадывать новую головоломку Чарли Кауфмана

В начале нулевых сценарист Чарли Кауфман стал одним из главных авторов Голливуда. С 1999-го по 2004-й по его сценариям сняли 5 выдающихся фильмов — Спайк Джонз («Быть Джоном Малковичем» и «Адаптация»), Мишель Гондри («Звериная натура» и «Вечное сияние чистого разума») и Джордж Клуни («Признания опасного человека»).

Разменяв шестой десяток, нью-йоркский интеллектуал взялся лично экранизировать свои тексты, из-за чего в ожидании его новых работ проходят годы. В 2008-м Кауфман дебютировал в режиссуре с постмодернистской трагикомедией «Синекдоха, Нью-Йорк», которая разделила критиков: одни сочли ее претенциозной чепухой, другие назвали едва ли не лучшим фильмом десятилетия. В 2015-м он снял кукольную историю любви «Аномализа», на производство которой ушло несколько лет. И вот 5 лет спустя Кауфман возвращается с новой работой — психологическим триллером по роману канадского писателя Иэна Рейда «Думаю, как все закончить», снятым для стриминг-сервиса Netflix.

Джейк (Джесси Племонс) и Люси (Джесси Бакли) встречаются всего шесть недель, хотя ей кажется, что на самом деле уже вечность. Джейк мил, умен и внимателен, но Люси не видит с ним совместного будущего и хочет расстаться. Однако вместо этого девушка соглашается познакомиться с родителями парня (Тони Коллетт и Дэвид Тьюлис), живущими где-то в глуши на ферме. Во время снежной бури пара отправляется в поездку, которая быстро перерастает в тяжелый и бесконечный сон. Параллельно зрители видят быт и рутину пожилого школьного уборщика (Гай Бойд), который вроде как живет и работает в тех же местах, где обитают родители Джейка. Его связь с героями станет очевидна по ходу действия.

Роман Рейда относится к жанру психологического хоррора, и фильм Кауфмана — зрелище действительно гипнотическое, гнетущее, крайне неуютное. Экзистенциальные страхи кинематографиста давно известны. Кризис идентичности, бессмысленность существования, одиночество, психологические заболевания, старение и смерть — частые темы в его фильмах, в которых всегда непросто отличить реальность от фантазии. «Думаю, как все закончить» не стал исключением — странности тут начинаются с ходу. Люси то и дело меняет имена (Лучия, Ивонн, Луиза) и род занятий (поэтесса, физик, биолог), будто пытается нащупать реальность. Джейк, кажется, слышит ее мысли, догадываясь о ее намерении бросить его. Его чудаковатые родители резко стареют и обрастают болезнями, словно ученый-астронавт в финале кубриковской «Космической одиссеи». В их доме гниют мертвые свиньи, обои меняют цвет и рисунок, а собака не перестает вертеть головой.

Однако Кауфман снял не «маму!» Даррена Аронофски, хотя фильмы будут сравнивать за схожие клаустрофобные локации, сновиденческую логику и обильный символизм. Это тоже интеллектуальная головоломка, но ключи к ней другие — они скрываются в продуктах культуры, которые окружают Джейка и составляют его реальность. Герои цитируют романтическую оду Вордсворта и депрессивные стихи современной канадской поэтессы Евы Х.Д., обсуждают Дэвида Фостера Уоллеса и Ги Дебора, вспоминают Муссолини и Брежнева, рисуют картины страдавшего шизофренией художника Ральфа Альберта Блейклока, ставят легендарный мюзикл «Оклахома!», смотрят выдуманный ромком Роберта Земекиса, воспроизводят финал из «Игр разума» и даже зачитывают саркастичную рецензию Полин Кейл (столпа американской кинокритики) на «Женщину не в себе» Джона Кассаветиса. Необязательно считывать все отсылки, которыми Кауфман напичкал сценарий, но находить их — особое удовольствие, которое можно получить, пересматривая ленту. Идеальное кино для Netflix, при просмотре которого хочется (и можно) нажать на паузу и вести конспект.

«Думаю, как все закончить» получит множество интерпретаций. Психологический хоррор о знакомстве с родителями? Паническое роуд-муви о кризисе отношений? Экзистенциальная драма о предсмертных сожалениях? Метафантазия о роли искусства в нашей жизни? Сюрреалистичная история о том, что даже сны и фантазии хотят жить? Если хотите, все и сразу.

«Кино напоминает вирус бешенства, который прикрепляется к нервным узлам и превращает нас в нечто подобное ему», — говорит Люси в начале ленты.

Если это действительно так, то Чарли Кауфман как никто другой умеет создавать сложную и прилипчивую заразу.

«Думаю, как все закончить» доступен на Netflix. 

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Недавние Посты

В «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится премьера спектакля «На дне»

13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…

11 часов назад

«УничтоЖанна»: Супергероика категории Ы

Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…

13 часов назад

В Театре Мимики и Жеста премьера – инклюзивный спектакль «Итак, мы начинаем!»

В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…

15 часов назад

Сокровища Урала в новом российском кино. Часть 2

В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…

17 часов назад

Объявлены лауреаты премии «МедиаБренд»

20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…

19 часов назад

Назови меня своим именем: Как телевидение завоевывает интернет

Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…

22 часа назад