— Дмитрий Александрович, время писать мемуары?
— Чтобы мемуары — нет, но книжку про телевидение я пишу. В 60 лет у всех возникает потребность учить. Как говорил Ларошфуко, старики потому любят давать хорошие советы, что уже не могут подавать дурные примеры. Вот и пишу, потому что я один из немногих, кто в моем возрасте еще в профессии и кто помнит то десятилетие, когда работать на телевидении было романтично.
— Конец 1980-х — начало 1990-х?
— Именно! В 1987-м меня взяли корреспондентом во «Взгляд». И тогда признаться, что не смотришь телевизор, было так же неловко, как сейчас сказать обратное. Я убежден, что время — это маятник, и он рано или поздно качнется в другую сторону. Тем более сегодня совершенно необязательно, чтобы твой продукт вещала Останкинская башня. Достаточно вайфая. Зритель или юзер все равно смотрит на экран, а он имеет одни и те же законы и тогда, и сейчас. Их я и пытаюсь описать в своей книге. Сегодняшний видеоблогер находится, мне кажется, в том же положении, что и мы с Листьевым, Парфеновым, Любимовым в конце 1980-х. Мы изобретали ведь все на коленке. Потом-то поездили, посмотрели, увидели, что коллеги зарубежные делают. Выяснилось, что работают они приблизительно так же, как и мы, в том же направлении. Просто у них мощная аппаратура, а мы свою вынуждены были паять сами. (Смеется.)
— А что тогда было для вас главным двигателем?
— Любой человек штурмуем дьяволом и его демонами. Это и есть Армагеддон, описанный в «Апокалипсисе». Не надо ждать четырех всадников, они уже у тебя на пороге. И у каждого внутри битва уже происходит. Есть три демона — деньги, власть и слава. Каждый выбирает для себя. Тот, кто подвержен демону денег, не будет стремиться к славе, ведь доллары и евро любят тишину. Мой демон — слава. Мне кажется, он самый полезный другим людям дух. Потому что нет возможности завоевать славу иначе, кроме как быть нужным максимальному количеству людей. Можно, конечно, сказать: «Да, посадят тебя в телевизор и каждый вечер будут показывать — тут и лошадь станет знаменитой». И такие случаи были, но надолго ли?
— Вы начинали вести свои эфиры в такой непосредственной, порой даже нахальной манере. И это сработало! Вы намеренно так себя вели?
— Конечно! В 1990-е мы все делали намеренно. Только кажется, что это стихийно найденные решения, — мы думали надо всем, даже над манерой говорить и как вести себя в кадре. Главный итог моей карьеры на телевидении в том, что я привел на экран простого человека. Например, телефон в прямой эфир — до меня этого не было. Во «Взгляд» звонили, но мы не слышали голоса человека, звонок попадал в студию, где сидели ассистентки, записывали вопросы и, если он казался им стоящим, передавали текст ведущим, и ребята зачитывали. При мне впервые зазвучали голоса зрителей. А потом сам телевизор научился разговаривать с людьми на их языке.
— Это вы про «Антропологию»?
— Да. Потом там появился еще и чат. Я в «Антропологии» впервые постарался поженить могильщика с будущим трупом, то есть интернет с телевидением.
— Сейчас многие ваши коллеги делают свои передачи на YouTube. Вам интересен этот формат?
— Я с большим уважением отношусь, например, к работе коллеги Парфенова. «Парфенон» — прекрасный продукт. И передача «Намедни» вновь была бы классная, если бы вернулась на ТВ. Но я хочу в инстаграме делать некое шоу, уроки жизни. Монтирую сейчас несколько выпусков. Посмотрим, как пойдет. Кроме того, это моя борьба со склерозом. Если мозг работает, то Альцгеймер далеко.
— Что это будет за шоу?
— Новеллы о том, что меня волнует в жизни. Но без политики — надоело. Например, один из выпусков — вся этика и вся практика отношений с главным предметом в нашей жизни — мобильным телефоном. Есть ли место такой программе на телевидении? Не думаю. Там надо делать все для того, чтобы можно было рекламировать средства от преждевременной плешивости и изжоги. А тут я — этику зрителю преподавать!
— Почему в передаче «Кто хочет стать миллионером?» уже много лет играют только звезды и совсем нет обычных людей? Рейтинги выше?
— Конечно, и не только. Мы ведь с Константином Эрнстом, действительно, очень добросовестно приглашали много интересных людей: учителя у нас играли, курьеры банков, пенсионеры. И у них суммарно больше выигрышей было. Но рейтинги показывают, что зрителю у экрана телевизора это неинтересно. Нравится нам это или нет, но какие-нибудь «Воронины» для них важнее, чем такая же семья, живущая по соседству. Сейчас в чем значение программы «Кто хочет стать миллионером?», в чем ее принцип? Мой главный герой — это зритель, а не гость — обязан ударить себя по коленям и крикнуть жене на кухне: «Смотри, Маша, ты считала меня дураком всю жизнь, а вот я раньше, чем этот актер, знал ответ на вопрос». Потому что там про рыбную ловлю было или про хоккей, например. Если я этого достиг, все, зритель мой, я выиграл.
— На нашей фотосессии вы с гитарой. Вы ведь их коллекционируете, да еще и делаете…
— Сейчас сделал еще одну с укороченной мензурой. Новую двенадцатиструнку вот купил. Кроме того, в работе и банджо пятиструнное.
— Банджо?..
— Мне кажется, инструмент выбирает человека. В 1976 году в Москву приехал Рой Кларк, и его концерт показали по телевизору. Выступление меня просто убило, этот звук ни с чем не сравнимый, хрустальный. Потом, когда я впервые приехал в «Останкино» из Ростова-на-Дону в качестве участника программы «Веселые ребята», встретил парня-банджоиста — и это фантастика. Он мне говорит: «Вот тебе три упражнения, сиди и повторяй их. Если научишься, то будешь играть». И я сидел потом в Ростове с утра до ночи, играл. Так банджо научило меня, простого ростовского паренька, работать по 12 часов в день.
— Кстати, ваша жена тоже из Ростова. Там самые красивые девушки?
— Конечно, самые красивые! Но на вкус и цвет товарищей нет. Многие достойные главы семейств России полагают, что у них есть своя доктрина, кто самая красивая жена и мать в нашей стране. Но я считаю, что они именно в Ростове. Кроме того, нам с Полиной легче друг с другом — мы одинаково шутим, у нас есть общая манера говорить и акцент. Думаете, просто мне было первые десять лет жить в Москве?
— Над вами смеялись из-за акцента?
— Еще до того, как я начинал говорить. А чего они смеялись? Может, я что-то умное хотел сказать. Может, я и говорил. Но сначала надо было подождать, когда пройдет первый взрыв смеха. Было много случаев, когда, например, идет производственное совещание в ТАСС, все кидают реплики. А когда дело доходит до меня, то вокруг все смотрят с улыбкой: ну, давай, впендюрь. Пришлось мне и другому коллеге-провинциалу от акцента избавляться. Ему — от вологодского, мне — от донского. Другого звали Леонид Парфенов. Правда, по-моему, мы так и не излечились. Но в том, что я наговорил за эти 30 лет, было, наверное, что-то полезное и интересное для зрителя, раз он прощает мне этот, конечно, не соответствующий профессиональным стандартам говорок. (Смеется.)
13 и 14 декабря в «Мастерской «12» Никиты Михалкова» состоится долгожданная премьера сезона – постановка пьесы Максима Горького «На дне».…
Домохозяйка по имени Жанна умеет читать мысли и управлять электротехникой, чем успешно пользуется, выигрывая крупные суммы в покер и грабя…
В Театре Мимики и Жеста новая премьера, которую планируют привезти и в другие регионы страны. Инклюзивный спектакль на русском жестовом…
В первой части обширного материала, посвященного новейшему кино про Урал, мы рассказывали о лентах, увидевших свет за последний год. Здесь…
20 ноября на сцене Дворца на Яузе состоялась первая торжественная церемония вручения индустриальной премии «МедиаБренд», которая отмечает выдающиеся проекты в…
Телевидение как способ распространения информации неумолимо сдает лидерство, но как сегмент индустрии развлечений не устареет, наверное, никогда. Потому что от…